Проблемы теории истины: проблема природы соответствия (классическая теория),проблема носителя истинного значения (инфляционизм) и проблема критерия истины

Существует множество определений истины. По Аристотелю, в этом множестве есть некоторые устойчивые черты, которые повторяются. 1 Речь о сущем должна соответствовать самому сущему. 2 В речи о сущем должна быть согласованность между суждениями, их связкой, разделением понятий. Разделения в нашей речи соответствуют разделению в действительности. Это корреспондентная концепция. Понятия в речи должны соединяться и разделяться также, как вещи в действительности соединяются и разъединяются. 3. Истина не зависит от наших мнений, от мнений даже всего народа. Мы сейчас говорим о понятии объективности истины, но оно сложилось только в средние века.

Аристотель мыслит истину, как нечто объективное, но это не значит, что он мыслит истину, как объект. Аристотель называл истинной речь о сущем, а не объект. Соответствие должно идти от речи к действительности, а не наоборот.

Тарский полагал, что носителем истинностного значения является предложение. Истинным или ложным может быть некоторый класс правильно построенных последовательных символов. Это и есть предложение. Отдльные слова не лгут и не содержат истинностного значения. Они делают это только если выражают некую пропозицию. Метафоры тоже не могут содержать истинностного или ложного значения (метафоры включают в себя 2 значения – косвенное и прямое). Можно ли говорить об истинности теории? Очень прагматично называть все следствия, элементы теории истинными. Тогда она была бы вечной. Т.о. об истинности теории мы выражаемся метафорически, отходя от основного понимания истины.

Проблема критерия истины вторична, т.к. сначала мы должны иметь теорию истины. Есть теории в которых определение истины и критерии истины совпадают. Картезианцы берут качестве критерия очевидность. Имеется в виду интеллектуальная очевидность. Но этот критерий в качестве универсального не действует. Для познанияв области науки, то что является наиболее очевидным – наименее интересно.

Второй критерий – когерентность. Дональд Дэвидсон. Мы пытаемся согласовать новые утверждения с корпусом уже наличиствующих истин. Рассел говорит о когерентности как о формальной непротиворечивости. Дэвидсон отталкивается от теории значений. Значения некоторых высказываний определяются условиями истинности данного высказывания.

Когерентность, по Лейбницу, выводит нас на логическую истинность, истину разума. Некоторое утверждение признаётся истинным, если оно логически следует из множества утверждений, которые мы признаём истинными.

Лейбниц противопоставлял истину разума истинам факта. Истина факта – логически недоказуема. Истина факта обладает не меньшей достоверностью, объективностью, чем истины разума.

Есть действительный мир. 2 его трактовки: 1 создан божественной волей, 2 является таким миром, который наболее совозможен. Возможный мир – это возможное положение дел, возможное направление развития событий. Возможный мир – мир мыслимый в качестве логически непротиворечивого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: