Правовой статус, компетенция и ответственность высшего должностного лица исполнительной власти субъекта РФ

Правовой статус высшего должностного лица определяется конституциями республик, уставами других субъектов федерации, а также соответствующими законами субъектов федерации. Таким же определяется порядок выборов, вступления его в должность и прекращения полномочий.

К высшему должностному лицу субъекта федерации предъявляются определенные требования:

- по возрасту (он должен быть не моложе тридцати лет),

- по обладанию избирательным правом (он должен обладать избирательным правом в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъекта федерации),

- по продолжительности пребывания в должности (как правило, он не может занимать эту должность более двух сроков подряд),

- по сфере деятельности (он не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством, а также заниматься деятельностью, не совместимой с этой должностью – обычно это предпринимательская, коммерческая деятельность или вообще какая-либо оплачиваемая деятельность, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности); на время выполнения обязанностей приостанавливается его членство в общественных движениях и политических партиях.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации действует самостоятельно в пределах своей компетенции и выполняет следующие функции:

1. Выступает гарантом соблюдения территориальной целостности и независимости субъекта федерации, исполнения ее законов.

Президенты или главы республик в составе Российской Федерации выступают гарантом суверенитета и территориальной целостности республик, соблюдения их конституций и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств. Также высшие должностные лица субъектов федерации имеют право отменять постановления и распоряжения Правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных им органов исполнительной власти, приостанавливать действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции (уставу), законам субъекта федерации или его актам.

2. Обеспечивает взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти субъекта федерации, а также органов местного самоуправления.

Также высшее должностное лицо субъекта федерации может обращаться с посланиями к представительным органам и к народу, взаимодействует с органами местного самоуправления и содействует их развитию и укреплению, вправе согласовывать решения об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и назначении соответствующих должностных лиц, вносить предложения по вопросам деятельности этих органов на рассмотрение Правительства РФ.

3. Осуществляет общее руководство деятельностью органов исполнительной власти субъекта федерации.

4. Выполняет представительские функции.

Президенты и главы республик, кроме того, представляют республики в отношениях с входящими в состав СНГ и иными зарубежными государствами, подписывают международные и межгосударственные договоры, в их рамках заключают соглашения, назначают торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях.

5. Осуществляет иные полномочия – участвует в решении вопросов, относящихся к совместному ведению субъекта с Российской Федерацией, вводит на территории субъекта чрезвычайное положение (с последующим утверждением законодательным органом), награждает государственными наградами и премиями субъекта федерации, присваивает почетные звания.

У высшего должностного лица субъекта федерации может быть заместитель – Вице-президент, Вице-губернатор или Вице-Глава Администрации. Его полномочия действуют на срок действия полномочий самого высшего должностного лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: