Гюстав Эйфель (15.12.1832-28.12.1923)

15 декабря 1832 года родился Гюстав Эйфель — знаменитый французский архитектор, спроектировавший здание, ставшее символом Парижа и Франции, — Эйфелеву башню. Башня принесла Эйфелю мировую известность (несмотря на то, что поначалу публика ее категорически отвергала). Конечно, это не единственный известный проект Гюстава Эйфеля, в первую очередь архитектор был конструктором мостов, что и повлияло в дальнейшем на весь общий вид его проектов [7].

Вокзал Ньюгати, Будапешт, Венгрия

Железнодорожный вокзал Ньюгати (рис.6) — один из главных вокзалов Будапешта. Он был построен в 1874-77 годах под руководством Гюстава Эйфеля. Старое здание вокзала больше не отвечало необходимым требованиям, но Эйфель решил не сносить его, а построил новое прямо поверх старого. Проект архитектора был для современников абсолютно авангардистским. Главную опору здания, каркас из литого металла, скрывает изящный стеклянный фасад [8].

Универмаг «Бон Марше», Париж, Франция

«Бон Марше» -старейший универмаг французской столицы(рис.6). Эйфель спроектировал его в 1876 году. Постройку он снабдил революционными для того времени элементами - стеклянной крышей и чугунными мостиками, тем самым задав моду на украшение зданий функциональными металлическими деталями [8].

Железный дом, Икитос, Перу

В 1887 году Эйфель спроектировал огромный особняк в Перу для местного миллионера Ансельмо де Агила(рис.6). Железная постройка по сравнению с традиционными деревянными казалась настоящей роскошью. Однако на практике дом оказался не пригоден для жизни. Экваториальные дожди разъедали металл, и он требовал дорогостоящего ухода, а солнце накаляло этот же металл до огромных температур. Сегодня в этом здании расположены сувернирные лавки и кафе [8].

Мост Марии Пии, Португалия

Эйфель проектировал не только здания, но и мосты и виадуки. Мост через реку Дору в Португалии называют также Воздушным(рис.6). В 1875 году был объявлен конкурс на проект моста, который мог бы сократить путь между городами Порту и Вила-Нова-ди-Гая. Лучшим стал проект Эйфеля. Как обычно, архитектор применил инновационные строительные разработки. Мост длиной 160 метров возвышается на 60 метров над рекой. С 1991 года использование моста было прекращено, но он получил статус национального памятника [8].

Статуя Свободы, Нью-Йорк, США

Гюстав Эйфель приложил руку к символу не только Франции, но и Америки, причем к американскому сооружению раньше, чем к французскому (примерно на 10 лет раньше). Скульптор Фредерик Огюст Бартольди, ответственный за статую Свободы(рис.6), попросил Эйфеля помочь ему с ее внутренней конструкцией. Тот придумал стальную опору и промежуточный каркас, позволяющий статуе сохранять вертикальное положение [8].

 

Эйфелева башня

Металлическая башня в центре города Парижа, самая узнаваемая его архитектурная достопримечательность; также всемирно известна как символ Франции. Башня, впоследствии ставшая символом Парижа, была построена в 1889 году и первоначально задумывалась как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасла огромность конструкции, снос которой представлял собой опасность. Названа в честь своего конструктора Гюстава Эйфеля; сам Эйфель называл её просто — 300-метровой башней(рис.6).

Французские власти решили устроить всемирную выставку в память столетнего юбилея Французской революции (1789 год). Парижская городская администрация попросила известного инженера Гюстава Эйфеля внести соответствующее предложение. Вначале Эйфель был немного озадачен, но затем, порывшись в своих бумагах, внес на рассмотрение чертежи 300-метровой железной башни, которым он до этого почти не уделял внимания. 18 сентября 1884 года Гюстав Эйфель получает совместный со своими сотрудниками патент на проект, а впоследствии выкупает у них же и исключительное право.

Чтобы закончить башню в назначенный срок, Эйфель применял, большей частью, заранее изготовленные части. Отверстия для заклепок были просверлены в намеченных местах уже заранее, и две трети от 2,5 млн заклепок были заранее установлены. Ни одна из заготовленных балок не весила больше 3 тонн, что очень облегчало поднятие металлических частей на предусмотренные места. В начале применялись высокие краны, а когда конструкция переросла их по высоте, работу подхватили специально сконструированные Эйфелем мобильные краны. Они двигались по рельсам, проложенным для будущих лифтов. Сложность состояла и в том, что подъемное устройство должно было двигаться вдоль мачт башни по изогнутой траектории с меняющимся радиусом кривизны. Первые лифты на башне приводились в действие гидравлическими насосами. Вплоть до нашего времени используются два исторических лифта установленные в 1899 г. в восточной и западной опорах башни. С 1983 г. их функционирование обеспечивается электродвигателем, а гидравлические насосы сохранены и доступны для осмотра.

Второй и третий этаж башни связывал вертикальный лифт, созданный инженером Эду (однокурсник Эйфеля по Центральной высшей технической школе). Этот лифт состоял из двух взаимоуравнивающихся кабин. Верхняя кабина поднималась с помощью гидравлического цилиндра с длиной хода 78 метров. Нижняя кабина при этом выполняла роль противовеса. На полпути к площадке, на высоте 175 м от земли, пассажиры должны были пересесть в другой лифт. Емкости с водой, установленные на этажах, обеспечивали необходимое гидравлическое давление. В 1983 г. этот подъемник, который не мог работать в зимнее время, был заменен электрическим лифтом марки, состоящим из четырёх кабин и обеспечивающим прямое сообщение между двумя этажами.

Возведение башни требовало особого внимания к вопросам безопасности беспрерывных работ, что и стало наибольшей заботой Эйфеля. На протяжении строительных работ не было ни одного несчастного случая со смертельным исходом, что являлось значительным достижением для того времени.

Сооружение имело потрясающий и незамедлительный успех. За шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную даму» пришли более 2 млн посетителей. К концу года удалось возместить три четверти всех затрат на строительство [8].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: