Инструменты нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

В условиях экономических и политических кризисов, неравномерности в развитии стран мира, волатильности конъюнктуры мировых рынков сформировался достаточно специфический инструментарий внешнеторговой политики, отличный от группы таможенно-тарифных ограничений, которые в административном режиме либо в силу выполняемых ими функций, часто имеющих опосредованные связи с внешней торговлей, приняли на себя роль регуляторов внешнеторгового оборота. Такие меры в мировой теории и практике принято относить к нетарифным. Их перечень достаточно широк. По современным оценкам государства, участники международной торговли, используют меры нетарифного регулирования в отношении 18 - 30% объема совокупного мирового импорта. При этом развивающиеся страны используютнетарифные барьеры для защиты внутреннего производства активнее развитых, в некоторых государствах до 40% всего объема импорта[8].

Если при использовании таможенно-тарифных мер и, соответственно, таможенно-тарифного метода регулирования внешней торговли разными странами применяются схожие подходы, то в отношении нетарифных мер на современном этапе этого сказать нельзя.

Для раскрытия экономической сущности нетарифного регулирования внешней торговли, необходимо проанализировать наиболее популярные определениями данного понятия.

В современной теоретической литературе прослеживается отождествление нетарифных инструментов регулирования с нетарифными барьерами (non-tariffbarriers, NTB) или нетарифными ограничениями (non-tariffrestraints). Относительно реже используются понятия «нетарифные препятствия» (non-tariffobstacles), «нетарифные искажения» (non-tariffdistortions). Однако, стоит обратить внимание на то, что в последнее время наметилась тенденция к разграничению понятий нетарифные меры и нетарифные барьеры, так как некоторые авторы стали высказывать мнение о том, что сами барьеры и являются составным элементом нетарифных мер[9].

В нормативно-правовых и официальных источниках оперируют термином «нетарифные меры» (non-tariffmeasures, NTM), который зачастую используют и в литературе научного толка. Причем понятие «мера» довольно детально формулируется в правовых актах и нормативных документах Европейского союза[10]. При этом в раскрытии понятия нетарифных мер, в трактовках ученых и международных организаций, есть некоторые различия.

Например, конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) приписывает к нетарифным ограничениям «все виды регуляций, действий или других процедур, предпринимаемых правительствами, которые могут оказывать ограничительное влияние на международную торговлю»[11].

И. Дюмулен, один из известных научных деятелей России в области внешней торговли, определяет нетарифные ограничения как «большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, а также мероприятий экологической политики, меры, направленные на защиту здоровья людей, животных и растений, использование которых выходит за рамки их прямого назначения и создает препятствие для внешней торговли товарами и услугами»[12].

К наиболее распространенным и жестким причисляют квотирование и лицензирование как импортных, так экспортных операций. Такие ограниченияотносятся к группе количественных ограничений и вводятся со стороны Правительства РФ на входящий и выходящий потоки товаров в исключительных случаях и в определенных целях, среди которых:

- обеспечение национальной безопасности;

- выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем рынке;

- защита внутреннего рынка страны.

Квота - установленный на экспорт и (или) импорт в количественном или стоимостном выражении лимит. Использование такого вида инструмента в отношении импортируемых на территорию страны иностранных товаров способствует к увеличению величины внутреннего спроса на продукцию отечественных компании, однако следует учесть, что положительный эффект на национальную экономику будет достигнуть лишь в том случае, если ситуация на рынке будет характеризоваться как конкурентная[13].

В современной мировой практике применяются импортные квоты следующих видов:

1. Индивидуальные - количественное распределение общей величины квоты по странам, являющимся традиционными поставщиками.

2. Тарифные - подразумевают установление лимитов товарного объема, к которым применяются установленные таможенным тарифом ставки таможенных пошлин, однако при превышении величины квоты в действие вводятся таможенные пошлины в увеличенном размере.

3. Сезонные - ограничение импорта в определенных временных лагах календарного года.

4. Глобальные - ограничение вводится только в отношении величины импортируемых товаров, в остальных аспектах сохраняется принцип свободы[14].

Необходимость применения квот на экспорт возникает в тот момент, когда мировая рыночная конъюнктура находится в состоянии, предполагающем получение наибольших выгод для коммерческих организаций при веденииэкспортных операций, поскольку уровень цен на внешних рынках может быть выше внутренних.

Распределение экспортных квот происходит в административном порядке, на уровне регионов и предприятий, и в ходе аукционов. Последнее проводит Минэкономразвития России после согласования с федеральными органами исполнительной власти, заинтересованными в участии, далее происходит доведение информации к сведению Межведомственной комиссии, занимающейся вопросами организации конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.

Часто квотирование имеет непосредственную связь с лицензированием, которое понимается как система контроля со стороны государства над экспортно-импортными потоками путем применения учета, а при необходимости и временного ограничения.

Контингентирование, в своей сущности, ничто иное как ограничениеноменклатуры товаров, подвергшихся количественного или качественного квотирования, на определенный временной отрезок.

Решение о предоставлении исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров находится в компетенции КомиссииТаможенного союза, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Согласно международным договорам Российской Федерации, по решениям Комиссии Таможенного союза, Федеральными законами и постановлениями уполномоченных органов власти могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров, направленных в сферу защиты экономических интересов национальных товаропроизводителей[15].

Цель нетарифного регулирования охватывает значительно больший спектр задач, нежели при тарифном регулировании. Если задачи тарифного регулирования ограничиваются выполнением защиты отечественного производителя и пополнением государственного бюджета, что безусловно представляет большую значимость, то в задачи нетарифного регулирования входят такие пункты как:

- защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия со стороны конкурирующей иностранной продукции;

- обеспечение всех необходимых для эффективной интеграции в мировое хозяйство условий;

- обеспечение продовольственной безопасности;

- поддержка в продвижении товаров национального производства на мировом рынке;

- соблюдение общественной морали и правопорядка;

- обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, животных и растений;

- охрана окружающей среды;

- защита культурного достояния страны;

- обеспечение необходимого уровня обороноспособности и безопасности государства;

- выполнение РФ международных обязательств;

- поддержание платежного баланса;

- обеспечение стабильного финансового положения[16].

Как показывает мировая практика, меры нетарифного регулирования могут быть применены либо для оказания регулирующих действий на внешнюю торговлю (использование квот, запретов, применение лицензирования, добровольное ограничение экспорта, субсидирование и т.д.), либо как объективное явление, возникающее вследствие необходимости полномасштабной реализации государственной политики в области обеспечения выполнения технических норм, обязательств в сфере здравоохранения, реализации финансовых программ, административных мер и т.д.). Безусловно, в обоих случаях в ходе таких действий создаются определенные препятствия для деятельности участников международной торговли, предписываются условия, которые необходимо выполнять. Но, при всем при этом, эти два направления реализации государственного регулирования не являются тождественными.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: