В условиях экономических и политических кризисов, неравномерности в развитии стран мира, волатильности конъюнктуры мировых рынков сформировался достаточно специфический инструментарий внешнеторговой политики, отличный от группы таможенно-тарифных ограничений, которые в административном режиме либо в силу выполняемых ими функций, часто имеющих опосредованные связи с внешней торговлей, приняли на себя роль регуляторов внешнеторгового оборота. Такие меры в мировой теории и практике принято относить к нетарифным. Их перечень достаточно широк. По современным оценкам государства, участники международной торговли, используют меры нетарифного регулирования в отношении 18 - 30% объема совокупного мирового импорта. При этом развивающиеся страны используютнетарифные барьеры для защиты внутреннего производства активнее развитых, в некоторых государствах до 40% всего объема импорта[8].
Если при использовании таможенно-тарифных мер и, соответственно, таможенно-тарифного метода регулирования внешней торговли разными странами применяются схожие подходы, то в отношении нетарифных мер на современном этапе этого сказать нельзя.
|
|
Для раскрытия экономической сущности нетарифного регулирования внешней торговли, необходимо проанализировать наиболее популярные определениями данного понятия.
В современной теоретической литературе прослеживается отождествление нетарифных инструментов регулирования с нетарифными барьерами (non-tariffbarriers, NTB) или нетарифными ограничениями (non-tariffrestraints). Относительно реже используются понятия «нетарифные препятствия» (non-tariffobstacles), «нетарифные искажения» (non-tariffdistortions). Однако, стоит обратить внимание на то, что в последнее время наметилась тенденция к разграничению понятий нетарифные меры и нетарифные барьеры, так как некоторые авторы стали высказывать мнение о том, что сами барьеры и являются составным элементом нетарифных мер[9].
В нормативно-правовых и официальных источниках оперируют термином «нетарифные меры» (non-tariffmeasures, NTM), который зачастую используют и в литературе научного толка. Причем понятие «мера» довольно детально формулируется в правовых актах и нормативных документах Европейского союза[10]. При этом в раскрытии понятия нетарифных мер, в трактовках ученых и международных организаций, есть некоторые различия.
Например, конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) приписывает к нетарифным ограничениям «все виды регуляций, действий или других процедур, предпринимаемых правительствами, которые могут оказывать ограничительное влияние на международную торговлю»[11].
|
|
И. Дюмулен, один из известных научных деятелей России в области внешней торговли, определяет нетарифные ограничения как «большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, а также мероприятий экологической политики, меры, направленные на защиту здоровья людей, животных и растений, использование которых выходит за рамки их прямого назначения и создает препятствие для внешней торговли товарами и услугами»[12].
К наиболее распространенным и жестким причисляют квотирование и лицензирование как импортных, так экспортных операций. Такие ограниченияотносятся к группе количественных ограничений и вводятся со стороны Правительства РФ на входящий и выходящий потоки товаров в исключительных случаях и в определенных целях, среди которых:
- обеспечение национальной безопасности;
- выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем рынке;
- защита внутреннего рынка страны.
Квота - установленный на экспорт и (или) импорт в количественном или стоимостном выражении лимит. Использование такого вида инструмента в отношении импортируемых на территорию страны иностранных товаров способствует к увеличению величины внутреннего спроса на продукцию отечественных компании, однако следует учесть, что положительный эффект на национальную экономику будет достигнуть лишь в том случае, если ситуация на рынке будет характеризоваться как конкурентная[13].
В современной мировой практике применяются импортные квоты следующих видов:
1. Индивидуальные - количественное распределение общей величины квоты по странам, являющимся традиционными поставщиками.
2. Тарифные - подразумевают установление лимитов товарного объема, к которым применяются установленные таможенным тарифом ставки таможенных пошлин, однако при превышении величины квоты в действие вводятся таможенные пошлины в увеличенном размере.
3. Сезонные - ограничение импорта в определенных временных лагах календарного года.
4. Глобальные - ограничение вводится только в отношении величины импортируемых товаров, в остальных аспектах сохраняется принцип свободы[14].
Необходимость применения квот на экспорт возникает в тот момент, когда мировая рыночная конъюнктура находится в состоянии, предполагающем получение наибольших выгод для коммерческих организаций при веденииэкспортных операций, поскольку уровень цен на внешних рынках может быть выше внутренних.
Распределение экспортных квот происходит в административном порядке, на уровне регионов и предприятий, и в ходе аукционов. Последнее проводит Минэкономразвития России после согласования с федеральными органами исполнительной власти, заинтересованными в участии, далее происходит доведение информации к сведению Межведомственной комиссии, занимающейся вопросами организации конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.
Часто квотирование имеет непосредственную связь с лицензированием, которое понимается как система контроля со стороны государства над экспортно-импортными потоками путем применения учета, а при необходимости и временного ограничения.
Контингентирование, в своей сущности, ничто иное как ограничениеноменклатуры товаров, подвергшихся количественного или качественного квотирования, на определенный временной отрезок.
Решение о предоставлении исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров находится в компетенции КомиссииТаможенного союза, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Согласно международным договорам Российской Федерации, по решениям Комиссии Таможенного союза, Федеральными законами и постановлениями уполномоченных органов власти могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров, направленных в сферу защиты экономических интересов национальных товаропроизводителей[15].
|
|
Цель нетарифного регулирования охватывает значительно больший спектр задач, нежели при тарифном регулировании. Если задачи тарифного регулирования ограничиваются выполнением защиты отечественного производителя и пополнением государственного бюджета, что безусловно представляет большую значимость, то в задачи нетарифного регулирования входят такие пункты как:
- защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия со стороны конкурирующей иностранной продукции;
- обеспечение всех необходимых для эффективной интеграции в мировое хозяйство условий;
- обеспечение продовольственной безопасности;
- поддержка в продвижении товаров национального производства на мировом рынке;
- соблюдение общественной морали и правопорядка;
- обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, животных и растений;
- охрана окружающей среды;
- защита культурного достояния страны;
- обеспечение необходимого уровня обороноспособности и безопасности государства;
- выполнение РФ международных обязательств;
- поддержание платежного баланса;
- обеспечение стабильного финансового положения[16].
Как показывает мировая практика, меры нетарифного регулирования могут быть применены либо для оказания регулирующих действий на внешнюю торговлю (использование квот, запретов, применение лицензирования, добровольное ограничение экспорта, субсидирование и т.д.), либо как объективное явление, возникающее вследствие необходимости полномасштабной реализации государственной политики в области обеспечения выполнения технических норм, обязательств в сфере здравоохранения, реализации финансовых программ, административных мер и т.д.). Безусловно, в обоих случаях в ходе таких действий создаются определенные препятствия для деятельности участников международной торговли, предписываются условия, которые необходимо выполнять. Но, при всем при этом, эти два направления реализации государственного регулирования не являются тождественными.
|
|