Литературно-художественный текст «Венгерские рапсодии» Ф. Листа

Рапсодия (греч. ραψωδια) – в музыке обозначает произведение в свободной форме на основе народных мелодий. Жанр рапсодии близок жанру фантазии, поэмы [6].

«Венгерские рапсодии» Ференца Листа – это броские, контрастные и динамичные, в основе которых – фольклорные источники. Лист разрабатывал их в течение нескольких десятилетий. (Рапсодии создавались в следующем порядке: № 1 – около 1851 года, №2 – 1847, №№3-15 – около 1853, №16 – 1882, №№ 17-19 – 1885. Шесть из них (№№ 2, 5, 6, 9, 12, 14) переложены для оркестра Листом и Францем Допплером) [9].

Первоначальным эскизом послужили «Венгерские мелодии и рапсодии» (двадцать одна пьеса, 1840-1848). Большинство содержащихся здесь напевов вошли в позже написанные девятнадцать рапсодий. «Я черпал богатство там, – писал об этих темах Лист, – где находил: сначала в собственных детских воспоминаниях, которые восходят к Бихари и другим цыганским знаменитостям, а затем в полях, в самой толще цыганских оркестров Эденбурга, Пресбурга, Пешта и т. д., наконец, я запомнил и по-своему воспроизвел много мотивов, характерных черт, которые с редкой щедростью сообщали мне либо на фортепиано, либо в записи...» (Только три рапсодии (№№ 16-18) не используют фольклорных источников) [9].

В этих мелодиях ярко запечатлелись особенности стиля вербункош. Сам же жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа [12].

Правда, он не был первым, кто ввел это обозначение в фортепианную музыку; с 1815 года рапсодии писал чешский композитор В.Я. Томашек. Но Лист придал им иное толкование: под рапсодией он разумеет виртуозное произведение в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются народно-песенные и танцевальные мотивы. Своеобразием отмечена и форма листовских рапсодий, основанная на контрастном сопоставлении двух разделов – медленного и быстрого: первый более импровизационного склада, второй – вариационный (Любопытно, что аналогичное соотношение частей Лист сохраняет в «Испанской рапсодии» (около 1876 года): медленная часть (cis-moll) построена на варьировании темы фолии, близкой сарабанде; быстрая часть (D-dur) также основана на вариационном принципе, но в последовании тем обнаруживаются черты свободно трактованной сонатной формы (главная партия – D-dur, побочная – F-dur, заключительная – E-dur)).

В таком сопоставлении нашла отражение народно-инструментальная практика. Музыка медленных частей – горделивая, рыцарственная, романтически-приподнятая, то в характере медленного, воинственного танца-шествия, напоминающего старинный венгерский танец палоташ (сходный с полонезом, но двухдольный), то в духе импровизационного речитатива или эпического повествования, с обилием украшений – подобно «халгато нота». Быстрые части рисуют картины народного веселья, огневые пляски – чардаши. Лист часто использовал характерные фигурации, передающие звучание цимбал и богатство скрипичной мелизматики, подчеркивал своеобразие ритмических и ладовых оборотов стиля вербункош; среди них выделим: а) «цыганскую гамму», б) повторяющиеся квартовые попевки, в) характерные пунктирные кадансы, синкопы. С народной практикой связаны и приемы орнаментального варьирования тем, и неожиданные смены характера и темпа движения (смотрите приложение А).

Лучшими образцами рапсодий являются Вторая, покоряющая своим тематическим разнообразием; Шестая, быстрая часть которой представляет собой виртуозные вариации на несложный танцевальный напев; Двенадцатая – едва ли не самая импровизационно-«рапсодичная» среди аналогичных произведений Листа, а также наиболее ценимая им Четырнадцатая, героическая по содержанию, свободная по развитию [12].

След отметить, что данная рапсодия написана в тональности d-moll и начинается с яркого, торжественно-решительного восьмитактового вступления, выдержанного в темпе allegro moderato, которое вводит в мир красочных картин народной жизни, составляющих содержание. Самый первый аккорд – это тоническое трезвучие в низком регистре в сопровождении форшлага, что имитирует бряцание струн и вызывает представление о древнем рапсоде, слагающем свою песню. За трехкратным повторением энергичных триольных фигур, звучащих как призыв к танцу, следуют взлетающие по клавиатуре унисонные мотивы тридцать вторых. Переходом к первому разделу служит очень похожий на листовский пассаж – связка, устремленный в сильную долю следующего раздела [10].

Первый раздел – это медленный патетический лашан или лашшу (от венгерского lassu), сопровождающий круговую мужскую пляску. Музыка горделивая, романтически приподнятая, имеет ярко выраженный венгерский национальный характер благодаря синкопированному ритму. Фактура изложения аккордовая. Фразы построены на динамическом контрасте: вслед за двутактом, звучащим на ff, следуют легкие аккорды с форшлагами на p, имитирующие игру на народных струнно-смычковых инструментах.

 

Второй раздел быстрый – фришка или фришш (от венгерского Friss) Это картина народного праздника, написана в характере зажигательного и темпераментного танца – чардаша, ставшего своеобразной «эмблемой» венгерской музыки. Данный раздел более развернутый, изложен в свободной, импровизационной форме с изменением фактуры и варьированием музыкального материала. На фоне равномерной пульсации восьмых в аккомпанементе звучат стремительные и очень легкие пассажи шестнадцатых на pp. Динамические контрасты и нарастания передают то затухание, то возобновление танца [10].

За быстрым вторым разделом снова следует медленный, с выразительными акцентами, очень певучий и по ораторски страстный. Пассаж шестнадцатых, взлетающий вверх по малым терциям, а затем ниспадающий из третьей октавы в малую, звучит очень свободно, в импровизационной манере. Увеличенные секунды (повышенные IV и VII ступени) создают колорит цыганской музыки. В этой теме явно слышна опора на городской венгерский фольклор – вербункош, важнейший источник инструментально-танцевальной музыки у венгров. Синкопированный ритм аккомпанемента еще больше подчеркивает богатство колористической палитры [10].

Следующий быстрый раздел, в котором мелодия проводится в низком регистре на фоне шестнадцатых в правой руке, подводит к теме вступления, которая получает вариационное развитие и звучит более развернуто и завершено, словно обрамляя основную часть рапсодии.

Кода интересна переходом в одноименный D-dur и еще большим ускорением темпа. Характер музыки порывистый, зажигательный и искрящийся, с постоянными динамическими нарастаниями, эффект которых усиливается стремительными пробегами хроматических пассажей, звучащих в разных регистрах. Виртуозный блеск и богатство фактуры сближают данный раздел с этюдами [9].

Неожиданно стремительная пляска прерывается. Вновь, словно обрамляя произведение, звучит тема вступления и следующая за ней тема медленного раздела, что собирает воедино весь калейдоскоп музыкальных фрагментов и делает форму более цельной и законченной. Рапсодия завершается стремительным accelerando.

Для создания выразительного художественного образа и полного раскрытия содержания в работе над этим произведением необходимо остановиться на следующих важных моментах. В первую очередь следует уделить особое внимание метроритму. С одной стороны нужно требовать от ученика точного выполнения ритма и соотношения длительностей, особенно в тактах, содержащих триоли, септоли и синкопированный ритм. В тоже время в сочинениях подобного рода нужна полная ритмическая свобода и владение игрой rubato. Эта исполнительская задача для ребенка, обучающегося в средних классах музыкальной школы, является одной из самых трудных. Детское исполнение достаточно часто грешит однообразием и монотонностью движения, а также может сопровождаться механическими ускорениями и замедлениями темпа. Для устранения данной проблемы нужно хорошо прочувствовать ритм и сделать его максимально живым и гибким. Следует отдельно поработать над чуть заметными оттяжками перед синкопами и акцентами. Эти оттяжки особенно важны в медленных разделах, так как помогают рельефнее выявить пластику танца. Также необходимо уделить внимание переходам от одного раздела к другому: кадансовым оборотам, выразительным ritardando и дослушанным ферматам [9].

Помимо ритма, большую роль в рапсодии играет темброво-динамическая сторона исполнения. Здесь необходимо поработать над динамическими планами двух типов: звуковыми контрастами и постепенными длительными нарастаниями. Примером первого контраста служит лашан – медленная тема. В подобных построениях, чтобы избежать формального исполнения, следует использовать весь арсенал выразительных средств и требовать от ученика как можно более острого контраста. Так в первом двутакте насыщенное ff можно получить беря аккорды с весом, всей рукой от плеча.

Для piano нужен совершенно другой тембр и другая краска, что достигается легчайшим прикосновением точных, словно заостренных кончиков пальцев. Последовательное нарастание звучности – динамические волны – положено в основу быстрых разделов. В длительных нарастаниях очень важно правильно начать фразу постепенно развертывающимся движением без «атаки», с места. Слишком большой взмах руки и неумение рассчитать силу звучности приводит к грузности, перенасыщенности и замедлению темпа [9].

Когда речь идет о контрастности художественных образов, то предполагается, что каждый образ будет воспроизведен с максимальной выразительностью. Так как в данном произведении быстрые разделы более развернутые, то получается полное преобладание энергичных и темпераментных характеров. Следовательно, нужно с большим вниманием отнестись к медленным разделам, особенно к лирической теме в середине основной части рапсодии и постараться исполнить ее более кантиленно, на объединяющем фразу дыхании, выразительно интонируя мелодическую линию [12].

Рапсодия содержит некоторые фактурные трудности. Так во вступлении и заключительном разделе следует обратить внимание на четкость звучащих в унисон последовательностей. Малейшая невнимательность может привести к потере синхронности. Специально работать приходится и над аккордовой техникой, особенно в тех фразах, где мелодическая линия проходит по верхним нотам (см. первый раздел). Необходимо требовать от ученика выразительного исполнения мелодической линии в скрытом двухголосии в быстрых частях (такты 41-56). Сделать скрытый голос ясным и рельефным можно посредством динамики. Для этого многократно повторяющиеся звуки следует брать как можно легче, а находящийся в движении нижний голос исполнять ярче.


Педаль в рапсодии используется двух видов: гармоническая и красочная, для придания насыщенности акцентам. В заключительном разделе педаль наиболее густая, придающая кульминации большую полноту звучания [12].

В заключение, следует отметить, что предназначенная для детского исполнения и восприятия «Маленькая венгерская рапсодия» Карла Коллинга обладает выразительностью музыкальных образов и простотой построений. Яркость тембровых и регистровых красок, насыщенное и колоритное звучание при удобной и посильной фактуре дает возможность юному музыканту раскрыться эмоционально и проявить свои артистические возможности. Кроме того, работа над данным произведением не только знакомит с новым инструментальным жанром и расширяет кругозор благодаря притоку новой музыкальной информации, но и побуждает освоить целый ряд технически сложных приемов. Произведение можно рекомендовать учащимся 4-5-х классов ДМШ и ДШИ.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: