Культура – слово, указывающее на неисчерпаемое множество явлений человеческой жизни. Рассматривая различные варианты словоупотребления, можно обнаружить целый ряд значений этого слова:
· характеристика социального поведения человека («воспитанный, умеющий себя вести» = «культурный»),
· уровень личностного развития («внутренняя интеллигентность» = «культура»),
· уровень урбанизации («городской образ жизни» = «культурный»),
· определенная сферы общественной жизни (включающая науку, образование, искусство) и т.п.
· качественное состояние вещей, процессов («культура речи», «культура торговли»),
· в специальных терминах различных научных направлений – «культура микроорганизмов», «сельскохозяйственные культуры», и т.д..
Все варианты употребления имеют общую смысловую основу: везде подразумевается некий процесс обработки исходного материала или состояния, усовершенствование его в соответствии с человеческими целями.
Впервые в научном труде слово «культура» как теоретический термин употребил Цицерон (45г. до н.э.). Первоначально оно существовало в языке как агротехнический термин (от глагола culere – возделывать, обрабатывать). Цицерон же употребил слово «культура» в переносном смысле, применительно к воздействию на человеческий ум: «Культура ума есть философия». Близко к такому значению греческое слово «пайдейя», означающее воспитание, образование, просвещение. Цель греческой пайдейи – развить в ребенке разумную способность суждения, эстетическое чувство прекрасного, чтобы сформировать в итоге полноценного гражданина античного полиса.
Античные представления о культуре (высокоразвитом обществе и высокоразвитом человеке) связаны с понятиями калокагатии, а также номы (закона), космического порядка, соизмеримого с человеческим существованием. Образцовой считалась жизнь «по природе», как эту природу умопостигает человек.
Позже, в период средневековья, культура осознается уже не как воспитание в человеке меры, гармонии, порядка, а как постоянное духовное самосовершенствование личности в мире, всю смысловую значимость которому придает Бог. Божественная символика, наполняющая мир, заставляет вчитываться в «письмена Бога». Культура приобретает «книжный» характер; возрастает значение учености, начитанности. Культура теперь характеризует степень приближенности человека к Высшему разуму, Высшей справедливости.
В эпоху Ренессанса в Европе идеал человека включает прежде всего реализацию творческих способностей на основе всесторонне и глубоко освоенного опыта средневековья и особенно античности.
К XVII в. в европейской теоретической терминологии слово «культура» стало не только означать некое качество, состояние, но и прямо указывать на часть окружающего мира: была сформулирована идея культуры как среды, создаваемой творческой активностью человека в пассивной, инертной природной среде. Представление, что «культура есть содеянное человеком за вычетом природного», привело к формированию оппозиции «культура контра натура». Культура трактовалась как нечто безусловно положительное, то, что возвышает человека.
В современном значении понятие «культура» стало использоваться в Европе в XVIII веке (работы Вико, Гердера, Монтескье). В этот период волна географических экспансий приводит к необходимости сравнения культурных ценностей, стереотипов, образа жизни разных народов. Ведутся дискуссии о правомерности культурного многообразия. Например, у Гердера культура определяется как «жизнь человека, существующая в устойчивых формах в соответствии с определенными внутренними законами».
Со II половины ХIХ века понятие «культура» приобретает статус научной (а не только философской) категории. Оно утрачивает ценностный оттенок – наследие идеологии Просвещения. Культура теперь определяется как «биологическая ненаследуемая память коллектива», как «система локальных стереотипов поведения и представлений» и т.п.
Формирование самостоятельной дисциплины, исследующей историческое развитие культур, закономерности их функционирования и структурной организации относится к середине ХIХ в. На основе систематизации, обобщения конкретно-эмпирических данных создавались культурологические теории, концепции. Базой для развития первых культурологических идей был быстрый рост этнографических сведений. Теоретической основой послужили:
· идеи географического детерминизма (Монтескье),
· теория «естественного человека» (Руссо, Дидро),
· схема общеисторических стадий культурного развития (Тюрго, Вольтер, Кондорсе),
· идея национального своеобразия и ценности каждой культуры (Гердер),
· утверждение эволюционного мировоззрения (астрономы Кант и Лаплас, геолог Лайелль, биологи Ламарк, Бэр, Дарвин, Уоллес).
Культурология изучает различные формы культур, объединяемые местом, временем существования, религиозной ориентацией и пр.
Предмет культурологии - изучение структуры, процессов развития и функционирования культуры как целостной системы.
Понимание процессов культурного развития основывается на определенной трактовке самого слова «культура». С конца ХIХв. До настоящего времени предлагалось множество определений, в понятии выделялись различные стороны в зависимости от общегуманитарного научного контекста и задач исследователя. Культура, например, определялась как:
- совокупность отдельных эволюционирующих элементов – верований, традиций, обычаев (Тайлор);
- результат деятельности людей в соответствии с традицией – поведенческими стереотипами (Кребер, Клакхон);
- образ жизни, совокупность верований и практик (так называемые «нормативные» определения);
- совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям (Самнер), приобретенное поведение (Бенедикт), поиски терапии в современном мире (Стейн) (т.н. «психологические» определения;
- совокупность ценностей, норм, стандартов поведения (Нейл Смелзер);
- ценности, создаваемые отдельными группами, нормы, которым они следуют и материальные вещи, которые они создают (Энтони Гидденс).
В отечественной литературе также существует широкий спектр подходов к культуре, а, следовательно, и ее определений. Основоположниками марксизма не была в систематическом виде высказана позиция по проблеме культуры, и это давало теоретикам возможность самостоятельных поисков.
Выделяя наиболее важные моменты в формировании спектра современных представлений о культуре, можно представить следующую последовательность (цит. по Н.Багдасарьян):
· появление термина, его первоначальная связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли (т.е. природы);
· оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком): французский просветитель Ж.Ж. Руссо;
· духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект: немецкие просветители;
· разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса: марксизм;
· первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Э.Б. Тайлор;
· соотношение понятий культура и цивилизация;
· аналогия между культурой и живым организмом, все части которого, выполняя свои функции, находятся в единой динамичной системе;
· выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому: функционализм;
· относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм;
· включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру: психологическая антропология, психоанализ;
· распространение метода структурной лингвистики на различные области социокультурной действительности, воссоздание системы символов, отражающих строение культуры: структурализм.
Объединив все данные в таблицу, можно получить следующую картину возможных подходов к определению понятия «культура» (по П.П.Марченя):
Условное наименование подхода | Направление понимания культуры |
Светско-этимологический | Возделывание, обрабатывание, уход, выращивание, разведение, воспитание, образование, развитие |
Религиозно-этимологический | Почитание (культ) Бога, света, святынь |
Аксиологический (ценностный) | Система ценностей, иерархия идеалов и смыслов (позитивных) |
Нормативно-ценностный (регулятивный) | Совокупность норм, образцов, регулятор социальной жизни |
Предметно-ценностный | Совокупность ценностей как результатов человеческого труда, склад, сокровищница продуктов человеческого творчества, накопленных в ходе исторического развития |
Деятельностный (технологический) | Способ, механизм, технология человеческой деятельности; способ бытия |
Процессуально-функциональный | Процесс развития человека, его сущностных сил, способностей в ходе сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению ценностей |
Стадиальный | Уровень (ступень, стадия) развития творческих сил, способностей, способов организации жизни и деятельности |
Знаковый (семиотический, структуралистский) | Совокупность знаков и знаковых систем |
Гносеологический (познавательный), информационный | Форма познавания человеком мира, способ приобретения и трансляции (передачи) социального опыта |
Гуманистический | Мера человека, реализация творчества и свободы, универсальный способ самореализации личностей и межличностного общения, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесенности со смыслом всего сущего |
Антропологический | Искусственная среда обитания человека, мир вещей (артефактов), носящих отпечаток человеческой деятельности |
Коммуникативный | Способ общения, коммуникации (связи), диалог |
Реалистский | Особая объективная надындивидуальная реальность |
Номиналистский | Реальность личностного субъективного характера |
Личностно-атрибутивный | Свойство человека в сфере социального поведения (например, воспитанность, образованность) |
Фактологический | Совокупность событий, фактов |
Социологический | Особый социальный институт (совокупность социальных институтов и процедур); подсистема или сверхсистема общества; функция общества, социальная память; способ социализации личности |
Психоаналитический | Система требований и ограничений, обуздывающих инстинкты; оформление коллективного бессознательного, архетипов |
Археологический | Комплекс памятников |
Этнографический | Специфическое единство этноса |
Таким образом, вследствие многогранности и глубины предмета рассмотрения, понятие «культура» подразумевает не теорию или модель, позволяющую «правильно» объяснять человеческие феномены, а скорее теоретическое поле для их толкования. В самом широком смысле культура есть различие между искусственным и естественным в совместной жизни и деятельности людей.
Для российской культурологи традиционным сал так называемый «деятельностный» подход, в основу которого положено понятие «деятельности» как сущностная характеристика человека – «культурного» существа.
При сравнении особенностей жизненного поведения животного и человека можно обнаружить следующие различия:
- в поведении животного доминирует наследственный стереотип поведения, жестко соответствующий определенным условиям жизни;
- реакции на окружающий мир заданы инстинктами, которые служат удовлетворению биологических потребностей, обеспечивают выживание и воспроизводство;
- активность животного специализирована, животное существует на определенной территории, в ограниченной среде обитания;
- объектом всех изменений в процессе эволюции является сам организм – тело животного (при этом биологический тип жизни может быть очень сложным, но это усложнение происходит в направлении узкой специализации).
В отличие от животного, человек:
- обладает универсальностью по отношению к условиям жизни, в его существовании присутствует элемент выбора, свободы;
- реализует свой потенциал в социальном окружении; лишенный этого, он погибает и как биологический организм;
- практически не меняется как биологический вид, все изменения происходят в социуме, в культуре;
- деятельность человека опосредована: между ним и природой существуют элементы «материальной культуры» и в сфере производства, и в сфере общения»;
- деятельность человека имеет идеально-планирующий характер, человек «объективирует» свои идеи, и смысл деятельности является общечеловеческим и поддается расшифровке;
- деятельность имеет символически-знаковый характер.
Таким образом, для определения понятия «культура» можно обратиться к понятию деятельности, избежав таким образом описательного «суммарного» подхода, а также аксиологических и телеологических позиций, поскольку система ценностей всегда ограничена «хронотопом», и представления о цели относительны.
Деятельность – осознаваемый процесс творческого преобразования среды и самого человека в соответствии с его целями. Исходя из того, что деятельностное отношение к миру присуще только человеку (это и обуславливает т.н. «деятельностный подход»), культуре можно дать следующие определения.
Культура – система способов осуществления деятельности, искусственная технология деятельности.
Культура – способ регуляции, сохранения, осуществления, воспроизведения и развития человеческой жизни, социальной и индивидуальной.
Вместе с тем, право на существование имеют и иные варианты – нормативные, гуманистические, семиотические, социологические, информационные и прочие определения.
Культура – не замкнутая, а открытая система. Она невозможна без творчества, без жизненного развития, без диалога, обмена ценностями. Основой культуры всегда является традиция, но необходимым ее компонентом – введение нового, развитие традиции. Человек одновременно «впитывает» и «излучает», не только адаптируясь к среде, но и накладывая на нее печать своей индивидуальности. Все культурные достижения, все «ценности» - следствия такой самореализации, «опредмеченные» деятельностью способности людей.
Необходимо особо подчеркнуть, что существует два ракурса рассмотрения проблемы культуры – светский и религиозный.
В рамках богословской трактовки сам термин «культура» восходит к «культу», вере, традициям, высшему смыслу бытия, заданному Богом. С этой точки зрения культура рассматривается как элемент религии – как прямое следствие ее развития, «развертывания» культа. Более емким понятием оказывается религия, и культура как понятие, меньшее по объему, оказывается «вписанной» в религию.
Такая точка зрения является обоснованной, поскольку религиозность – неотъемлемое свойство человека. История не фиксировала ни одного общества, в котором полностью бы отсутствовали (в той или иной форме) религиозные воззрения. Сближение понятий «культ» и «культура» вполне правомерно, так как религиозная деятельность – одна из фундаментальных характеристик, знаменующих выход предков человека из естественного состояния и возникновение собственно человеческого бытия.
Вместе с тем, следует учитывать и то, что лежащий в основе религиозных систем религиозный опыт всегда субъективен, он исходит из глубин личности. Хотя воздействие религиозности на историческое бытие людей огромно, непременной составляющей любой культуры является и «свободомыслие». Для Европы (особенно с начала Нового времени) характерно развитие «светской» культуры, которая строится и существует вне культа, на основах рационалистического размышления с опорой на продуктивные находки науки.
Культурология рассматривает понятие «культура» с философских позиций, которые отличаются от позиций богословия и теологии. В этом случае в теоретических построениях отсутствуют аксиомы, задаваемые священными текстами. С этой точки зрения, понятие «культура» выступает как общее, более емкое, включающее религию в качестве одного из элементов.