Статья 8 Конституции РФ закрепляет равенство всех форм собственности, однако вместе с тем отношения публичной (государственной и муниципальной) собственности имеют свою специфику, обусловленную прежде всего субъектами такой собственности и ее назначением [20, с. 84].
Государство как субъект публичной власти при управлении собственностью руководствуется особыми целями, такими, как создание условий для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышение уровня жизни населения и обеспечение взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития России. Это свидетельствует о невозможности отождествления отношений публичной собственности лишь с обладанием правомочиями собственника (владение, пользование и распоряжение), и следовательно, отнесения данных отношений к сфере частного права.
Государство не может управлять имуществом как частный собственник, основываясь на произвольном усмотрении, а должно ориентироваться прежде всего на выполнение экономических и социальных функций.
|
|
Многоуровневый характер собственности и круг ее субъектов определены в конституционном и гражданском законодательстве:
- государственной собственности - в ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, поди, «д» ст. 71, подп. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ст. 212. 214 ГК РФ,
- муниципальной - в ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, ст. 212, 215 ГК РФ.
Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, то есть принадлежащую и России, и субъектам Федерации (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам). Государственная собственность характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или через действующих от своего имени юридических лиц (например, ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях, ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).
Если круг субъектов государственной собственности очерчен достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности: в качестве таковых выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. В Законе об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. (утратил силу с 1 января 2009 г.) вслед за Конституцией РФ и ГК РФ муниципальная собственность была определена как собственность муниципальных образований. К числу субъектов права муниципальной собственности могут быть отнесены города (кроме городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, признанных субъектами государственной собственности), рабочие, дачные и курортные поселки, села, деревни и т.д. В то же время субъектом права муниципальной собственности не может быть признано административно-территориальное образование, не имеющее центра, к которому это право могло бы быть приурочено. Так, в условиях Москвы не существует собственности районов, входящих в черту города, если они не имеют своего центра, хотя они и могут быть наделены широкими полномочиями по управлению принадлежащими городу объектами государственной собственности. Одновременно па территории, находящейся в административном подчинении Москвы, в пригородной зоне и в пределах городской черты, расположены города, поселки и иные образования, которые выступают в качестве субъектов муниципальной собственности (Бутово, Жулебино и др.).
|
|
Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее - Закон №131-ФЗ) [4] предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные нрава муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
В соответствии со ст. 50 Закона №131-ФЗ субъектами муниципальной собственности являются поселения и муниципальные районы.