Субъекты права собственности

Статья 8 Конституции РФ закрепляет равенство всех форм собственности, однако вместе с тем отношения публичной (государственной и муниципальной) собственности имеют свою специфику, обусловленную прежде всего субъектами такой собственности и ее назначением [20, с. 84].

Государство как субъект публичной власти при управлении собственностью руководствуется особыми целями, такими, как создание условий для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышение уровня жизни населения и обеспечение взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития России. Это свидетельствует о невозможности отождествления отношений публичной собственности лишь с обладанием правомочиями собственника (владение, пользование и распоряжение), и следовательно, отнесения данных отношений к сфере частного права.

Государство не может управлять имуществом как частный собственник, основываясь на произвольном усмотрении, а должно ориентироваться прежде всего на выполнение экономических и социальных функций.

Многоуровневый характер собст­венности и круг ее субъектов определены в конституционном и гражданском законодательстве:

- государственной собственности - в ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, поди, «д» ст. 71, подп. «г» ч. 1 ст. 72 Конститу­ции РФ, ст. 212. 214 ГК РФ,

- муниципальной - в ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, ст. 212, 215 ГК РФ.

Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, то есть принадлежащую и России, и субъектам Федерации (республикам, краям, областям, городам федерального значе­ния, автономной области, автономным округам). Государственная собственность характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или через действующих от своего имени юридических лиц (например, ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях, ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).

Если круг субъектов государственной собственности очерчен достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах муници­пальной собственности: в качестве таковых выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образова­ния. В Законе об общих принципах организации местного само­управления 1995 г. (утратил силу с 1 января 2009 г.) вслед за Конституцией РФ и ГК РФ муниципальная собственность была опре­делена как собственность муниципальных образований. К числу субъектов права муниципальной собственности могут быть отне­сены города (кроме городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, признанных субъектами государственной соб­ственности), рабочие, дачные и курортные поселки, села, деревни и т.д. В то же время субъектом права муниципальной собствен­ности не может быть признано административно-террито­риальное образование, не имеющее центра, к которому это право могло бы быть приурочено. Так, в условиях Москвы не сущест­вует собственности районов, входящих в черту города, если они не имеют своего центра, хотя они и могут быть наделены широ­кими полномочиями по управлению принадлежащими городу объектами государственной собственности. Одновременно па территории, находящейся в административном подчинении Мо­сквы, в пригородной зоне и в пределах городской черты, распо­ложены города, поселки и иные образования, которые выступают в качестве субъектов муниципальной собственности (Бутово, Жулебино и др.).

Множественность субъектов права муниципальной собственно­сти не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее - Закон №131-ФЗ) [4] предусмотрено, что экономическую основу местного само­управления составляют находящееся в муниципальной собственно­сти имущество, средства местных бюджетов, а также имуществен­ные нрава муниципальных образований. Муниципальная собствен­ность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В соответствии со ст. 50 Закона №131-ФЗ субъектами муници­пальной собственности являются поселения и муниципальные районы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: