Эксплуатационная производительность автосамосвалов и самоходных вагонов определяется по следующей методике [6]:
Продолжительность рейса машины:
, (3.10)
где tпогр = Vкз*kнк/Qтп - время погрузки автосамосвала или вагона, мин; Vкз - вместимость кузова, м3; kнк = 0,95-1,2 - коэффициент наполнения кузова; Qтп - техническая производительность погрузочного средства, м3/мин; tразг - время разгрузки машины (1,33 - 2 мин; 1,66 – 2,33 и 1,53 -1,83 мин соответственно для автосамосвалов и самоходных вагонов ВС-10 и ВС-20); tож = 2 - 4 мин - время на ожидание погрузки или разгрузки, на маневры; tг, tп - время движения соответственно груженой и порожней машины, мин. Эти величины определяются так же как и для ПДМ. При этом следует иметь в виду, что, по правилам безопасности, скорость движения машин по выработкам составляет не более 20 км/ч; средняя скорость для автосамосвалов – 10,3 км/ч, для самоходных вагонов 5-6 км/ч.
Возможное число рейсов машины в смену:
, (3.11)
где Тпз = 0,75 – 0,9 ч - время на прием-сдачу смены, профилактическое обслуживание, простои в связи со взрыванием и т.п. (меньшее - для самоходных вагонов, большее - для автосамосвалов).
Требуемое число рейсов в смену:
, (3.12)
где kн = 1,25 – 1,15 - коэффициент неравномерности добычи; Рсм -
сменная добыча участка или блока, т; G -грузоподъемность машины, т.
Необходимое число машин
, (3.13)
Инвентарный парк машин
, (3.14)
где kт = 0,7 – 0,9 - коэффициент технической готовности парка машин.
Эксплуатационная производительность машины, т/смену:
, (3.15)
где g - плотность руды в массиве, т/м3; kр - коэффициент разрыхления руды; kг - коэффициент использования грузоподъемности – 0,8-1,0.
Удельный расход дизельного топлива и смазки для всех типов машин с дизельным двигателем, руб/т, можно определить по формуле:
, (3.16)
где Р - суммарная мощность двигателей, кВт; kдв» 0,65 - коэффициент использования двигателей во времени; qх = 0,08-0,095 - расход топлива на холостом ходу, кг/(кВт*ч); qр = 0,23-0,27 - расход топлива при работе, кг/(кВт*ч); kдм» 0,6 - коэффициент использования двигателей по мощности; kсм» 1,2 - коэффициент, учитывающий расход смазки.
Скреперная доставка
Применение скреперной доставки наиболее эффективно при малой мощности рудных тел; недостаточно устойчивых рудах; отработке изолированных рудных тел, малые запасы которых делают нецелесообразным их вскрытие, подготовку и разработку с использованием дорогостоящей техники; длине доставки до 30 м и возможности применить мощные скреперные лебедки [6].
Ширина скрепера должна быть не менее b ³ (2 - 2,5)a, где a - размер среднего куска, мм.
Производительность скреперной установки, т/смену, при погрузке в рудоспуск [15]:
, (3.17)
где Vс - вместимость скрепера, м3; r - плотность руды, т/м3; kн - коэффициент наполнения скрепера (равен 0,5-0,7; 0,7-0,8; 0,8-1 и 0,6-0,65 соответственно для крупнокусковой, среднекусковой, мелкой руды и при доставке из очистного пространства [13]); kи = 0,3-0,6 - коэффициент использования установки в течении смены; Тсм - продолжительность смены, ч; L - длина скреперования, м; vг = 1,08-1,32 м/с - скорость движения груженого скрепера; vп = 1,48-1,8 м/с - скорость движения порожнего скрепера; tп = 10-15 с - продолжительность пауз при переключении лебедки.
Производительность скреперной установки при погрузке в вагоны:
, (3.18)
где Vв - вместимость вагона, м3; ka - коэффициент, учитывающий уклон скреперования (при изменении угла скреперования от -250 до +100 изменяется пропорционально от 1,15 до 0,8); kрн = 1,2 - коэффициент, учитывающий затраты времени на разборку негабарита в забое; kрм = 1,1 -коэффициент, учитывающий затраты времени на ремонт и техническое обслуживание установки в течении смены; kл - коэффициент сложности управления лебедкой (равен 1 и 1.25 соответственно для двух- и трехбарабанных лебедок); tр - интервал времени между подачей составов под погрузку, с; при обслуживании пункта одним составом - продолжительность рейса состава; nв - число вагонов в составе.
Ширина скреперной выработки для скреперов типа СГ, СЯ должна составлять 1,6-2,5 ширины скрепера, а для шарнирно-складывающихся – 1,25-2,0.
4. РАСЧЕТ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ