Последовательности действий.
Цель: Уточнить роль временных ориентировок и представлений в умственном и нравственном развитии ребенка. Развивать умение использовать теоретический материал в практической деятельности. Совершенствовать навыки работы с научной и методической литературой.
Вопросы для обсуждения:
1. Значение временных ориентировок для развития личности и деятельности.
2. Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.
3. Технология развития понимания временных отношений у ребенка.
4. Технология развития представлений о последовательности действий и событий у детей дошкольного возраста.
5. Технология ознакомления ребенка с эталоном оценки времени.
Литература:
1. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. /Составитель Данилова В.В. – М., 1987.
2. Образовательные программы «Детство», «Радуга», «Развитие».
3. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1991.
4. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. – Ярославль: Академия развития, 1996.
5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. /Под ред. А.А. Столяра. – М., 1988.
6. Фрейлах Н.И. Методика математического развития - М.: изд. «Форум» - ИНФРА – М., 2006.
7. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду.- М., 1998.
8. Щербакова Е.И., Фунтикова О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели. //Дошкольное воспитание. – 1986. - № 7.
9. Щербакова Е.И., Фунтикова О. Формирование временных представлений. //Дошкольное воспитание. – 1986. - № 7.
10. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.-Воронеж, 2005
Задания:
1. Изучить литературу, выделить приемы и последовательность работы по развитию у детей временных ориентировок в разных образовательных программах.
2. Подобрать библиографию из статей в журнале «Дошкольное воспитание» за период с 1990 года. На одну из статей подготовить рецензию.
3. Дать анализ дидактического и методического материала метод кабинета базового ДОУ по данному разделу. Составить рекомендации по его пополнению.
Тема XII. Преемственность ДОУ, школы и семьи в математическом
Развитии ребенка.
Цель: Уточнить сущность и содержание преемственности ДОУ и школы в обучении детей элементам математики и математическом развитии ребенка. Современные требования к математическому образованию дошкольника. Конкретизировать содержание понятий «общая и специальная готовность».
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность преемственности ДОУ и школы в математическом развитии ребенка, основные направления ее осуществления.
2. Сравнительный анализ содержания математического образования ребенка в ДОУ и начальной школе.
3. Преемственность методов, приемов, форм организации обучения и познавательной деятельности ребенка.
4. Формы работы по установлению преемственности между ДОУ, школой и семьей.
Литература:
1. Подготовка ребенка к школе: требования и диагностика /под ред. Багаутдиновой С.Ф., Левшиной Н.И., Степановой Н.А. – Магнитогорск, 2010.
2. Фрейлах Н.И. Методика математического развития - М.: изд. «Форум» - ИНФРА – М., 2006.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. /Под ред. А.А. Столяра. – М., 1988.
4. Образовательные программы «Детство», «Радуга», «Развитие» и тетради по математике, для дошкольников и учащихся 1 класса (на печатной основе).
5. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду.- М., 1998.
6. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.-Воронеж, 2005.
Задания:
1. Выделить основные пути осуществления преемственности ДОУ, школы и семьи в математическом образовании ребенка.
2. Познакомится с содержанием программы и учебников математики для 1 класса, вычленить методы, приемы, формы организации познавательной деятельности в процессе обучения математике.
3. Дать сравнительный анализ и аргументировать свои выводы конкретными примерами.
ПРОГРАММА
самостоятельной работы студентов
№ п/п | Темы курса | Задания для самостоятельной работы |
1. | Теория и методика развития матем-х представлений у детей дошкольного возраста как научная дисциплина | 1. На основе курса «Дошкольная педагогика» выделить задачи и показатели умственного развития ребенка. 2. Подготовить сообщение на тему: 2.1. Значение элементов математики для развития ребенка. 2.2. Роль математики в жизни и деятельности человека. |
2. | Отечественные и зарубежные концепции матем-го развития детей дошкольного возраста | 1. Показать влияние монографического и вычислительного методов обучения арифметике в школе на методику математического развития ребенка-дошкольника. 2. Написать реферат на тему «Влияние Тихеевой Ф.Н., Блехер на математическое развитие ребенка и их вклад в разработку концепции обучения дошкольников элементам математики». 3. Подготовить сообщение на тему «Методика А.М. Леушиной формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». 4. Изучить современные концепции математического развития дошкольников |
3. | Теоретические основы матем-го развития ребенка | |
3.1. | Элементы матем-ой логики как основа для определения целей и содержания предматематической подготовки ребенка | 1. Подготовить сообщения на тему: №1 «Отношения» 1.1. Декартово произведение множеств 1.2. Бинарное отношение 1.3. Свойства отношений 1.4. Отношение эквивалентности 1.5. Отноешние порядка №2 «Операция над множествами» 2.1. Дополнение множества и отрицание предложения. 2.2. Пересечение множеств и конъюнкция предложений. 2.3. Объединение множеств и дизъюнкция предложений. 2.4. Разбиение множества на классы. 3. Выделить свойства системы однородных величин. 4. Описать случаи, возможные при измерении различных величин. 5. Выделить и характеризовать уровни мышления в изучении геометрии, доступные детям 4-6 лет. 6. Выписать определения геометрических понятий. 7. Написать реферат на тему «История числа и систем счисления». 8. Подобрать дидактические игры с использованием алгоритма. |
3.2. | Дидактические основы методики | 1. Дать анализ матем-го содержания в образовательных программах, выделить: цель и направленность матем-й подготовки; структуру и содержание раздела, основные линии усложнения содержания. 2. Показать реализацию принципов амплификации, личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения при формировании матем-х представлений. 3. Выделить педагогические условия освоения матем-х представлений. 4. Дать характеристику дидактических средств матем-го развития ребенка на основе их классификации. 5. Определить требования к отбору и использованию дидактических средств для матем-го развития ребенка. 6. Подобрать и описать дидактические игры матем-го содержания по системе: название, дидактическая и игровая задача, правила игры, игровые действия. 7. Привести примеры использования моделирования, информационных технологий в обучении детей математике. 8. Выделить основные формы организации матем-го развития ребенка в блоках педагогического образовательного процесса. 9. Дать характеристику занятий разного типа 10. Показать специфику организации обучения элементам математики в разновозрастной группе ДОУ. 11. Определить сущность, выделить пути и основные правила реализации принципов дидактики в матем-м развитии ребенка. 12. Подготовить реферат о реализации одного из принципов. |
3.3. | Генезис и особенности матем-х представлений ребенка-дошкольника | 1. Показать значение операций над множествами для умственного и матем-го развития детей. 2. Дать анализ содержания и методики проведения игр и упражнений на развитие количественных представлений. 3. Составить библиографию из журнала «Дошкольное воспитание» за последние 5 лет об особенностях развития матем-х представлений у дошкольников. 4. Дать характеристику счетной деятельности и раскрыть особенности ее развития. 5. Раскрыть особенности развития представлений о величине и форме предметов. 6. Генезис пространственных и временных представлений у детей. |
4. | Современные техно-логии сенсорного и матем-го развития ребенка дошколь-ного возраста | |
4.1. | Технология развития счетной деятельности. | 1. Выделить основные требования и приемы обучения сравнению множеств и деятельности счета в современных образовательных программах ДОУ. 2. Проанализировать последовательность заданий и характер упражнений в методических пособиях и разработках. 3. Разработать 3-4 плана или конспекты занятий, подобрать 3-4 игры и подготовиться к показу фрагментов занятий и проведению дидактических игр. |
4.2. | Развитие вычислительной деятельности у старших дошкольников | 1. Дать анализ технологии обучения вычислительной деятельности в одном из пособий (по выбору). 2. Подготовить рекомендации для педагогов ДОУ или родителей с учетом современных требований и выбранной для анализа технологии. |
4.3. | Технология развития сенсорных умений и навыков, способов сравнения, оценки и измерения, пространственно-временных отношений | 1. Выделить основные направления усложнения содержания и техноло-гии его реализации в одной из образовательных программ. 2. Подобрать игры и упражнения для различных блоков педагогического процесса. 3. Подготовить демонстрационный материал для решения конкретной задачи, обосновать место его использования в педагогическом процессе. 4. Составить библиографию статей журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч» за последние 5 лет. 5. Разработать рекомендации для родителей по развитию элементар-ных матем-х представлений у детей. |
4.4. | Технология использ-я алгоритмов для развития представл. о последовательности действий и событий у детей дошкольного возраста | 1. Подобрать дидактические игры и упражнения с использованием алгоритмов |
5. | Диагностика матем-го развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию элемент. матем. представл. у дошкольн. | 1. Подобрать диагностические методики определения уровней развития элементарных математических представлений у дошкольников. |
Преемственность в работе ДОУ с семьей и школой по реализации задач матем-го развития детей | 1. Выделить основные пути осуществления преемственности ДОУ, школы и семьи в матем-м образовании ребенка. 2. Дать сравнительный анализ содержания программ ДОУ и 1-го класса, выделить методы, приемы, формы организации познавательной деятельности в процессе обучения математике. | |
7. | Преподавание курса «теория и методика развития матем-х представлений у детей дошкольного возраста» в пед. колледжах и училищах | 1. Познакомиться с программами курса в колледже и педучилище, дать их анализ. 2. Разработать конспект урока в педколледже по методике математического развития детей. |