Построение процесса подготовки пловцов

Институт Кафедра

Физической культуры и спорта Теоретические основы

Физического воспитания

 

Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование Профиль Физкультурное образование

 

 

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

На тему:

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ МЕЗОЦИКЛЕ У СПОРТСМЕНОВ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Студент

подпись, дата Лазарев Артем Сергеевич

Руководитель

подпись, дата Опарина О.Н.

 

Нормоконтролёр

подпись, дата Опарина О.Н.

Рецензент

подпись, дата Карпова Л.П.

Работа допущена к защите

 

Протокол заседания кафедры от «_______» ______________________2017 г №_____________

 

Заведующий кафедрой_____ _________________________________________

подпись

Работа защищена с отметкой _________________________

 

Протокол заседания ГЭК от «________» _________________________2017 г №_________

 

 

Секретарь ГЭК _____________________________________________

 

Пенза 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ…………7

1.1Особенности различных этапов многолетней подготовки пловцов………..7

1.2 Построение подготовки в течении года у пловцов ………………………..20

1.3Анализ различных систем планирования …………………………………..32

1.4. Отбор и ориентация в системе подготовки пловцов……………………...37

1.5. Систематизация упражнений в воде на основе различий в энергообеспечении работы ……………………………………………………...40

ГЛАВА II. Задачи, методы и организация научного исследования

2.1 Задачи исследования…………………………………………………………47

2.2 Методы исследования………………………………………………………..47

2.3 Организация исследования…………………………………………………..48

ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ У СПОРТСМЕНОВ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА………………………………………………49

3.1 Анализ средств и методов входящих в состав базового мезоцикла………49

3.2 Анализ средств и методов входящих в состав специально-подготовительного мезоцикла…………………………………………………..51

3.3 Анализ средств и методов входящих в состав предсоревновательного мезоцикла…………………………………………………………………………55

3.4 Выступление на соревнованиях …………………………………………….58

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………............60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..63

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..68

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная система подготовки пловцов высокого класса характеризуется исключительно высокими нагрузками. И, несмотря на то, что многие пловцы добились побед на Играх Олимпиады и чемпионатах мира при значительно меньших нагрузках, использование индивидуально адекватного максимума тренировочных и соревновательных нагрузок является одним из важнейших принципов спортивной тренировки.[60]

Подведение пловцов к максимальным нагрузкам в процессе многолетней подготовки во многом определяет ее эффективность. В числе направлений интенсификации тренировочного процесса на всем протяжении спортивного совершенствования: [65]

• планомерное увеличение суммарного объема тренировочной работы, выполняемой в течение отдельного тренировочного года или макроцикла;

• своевременная узкая спортивная специализация, находящаяся в соответствии с границами этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей;

• постепенное, из года в год, увеличение общего количества тренировочных занятий в микроциклах;

• планомерное увеличение в микроциклах тренировочных занятий с большими нагрузками;

• планомерное увеличение в тренировочном процессе количества занятий избирательной направленности, вызывающих глубокую мобилизацию функциональных возможностей организма;

• широкое использование жестких тренировочных режимов, способствующих приросту специальной выносливости, а также значительное расширение соревновательной практики на завершающих этапах спортивного совершенствования;

• увеличение количества основных соревнований, отличающихся высоким психологическим накалом, жесткой конкуренцией;

• постепенное введение дополнительных средств, стимулирующих работоспособность, ускоряющих процессы восстановления после напряженных нагрузок, увеличивающих реакцию организма на нагрузки;

•увеличение объема технико-тактической подготовки в условиях, максимально приближенных к предполагаемой соревновательной деятельности;

• планомерное увеличение психической напряженности в тренировочном процессе, создание микроклимата соревнований и жесткой конкуренции в каждом занятии.

Подводить спортсменов к параметрам тренировочной работы, характерным для этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет. [10,11]

Цель магистерской работы – совершенствование тренировочного процесса в плавании у пловцов высшего спортивного мастерства.

Задачимагистерской работы:

1. Дать анализ тренировочного процесса многолетней подготовки в плавании у спортсменов высшего спортивного мастерства;

2. Определить состав средств и методов входящих в состав базового мезоцикла.

3. Определить состав средств и методов входящих в состав специально-подготовительного мезоцикла.

4. Определить состав средств и методов, входящих в состав предсоревновательного мезоцикла.

Объект исследования – процесс подготовки пловцов на этапе высшего спортивного мастерства

Предмет исследования – процесс построения тренировочного процесса в предсоревновательном мезоциле у пловцов высшего спортивного мастерства.

Рабочая гипотеза- При постановке настоящего исследования предполагалось, что разработка многоциклового варианта годичной подготовки на основе нормативных величин тренировочных нагрузок различной направленности позволит повысить качество учебно-тренировочного процесса квалифицированных пловцов и надежность их выступления в отборочных и основных соревнований сезона.

Новизна работы- Результаты исследования вносят ряд новых положений в методику тренировки квалифицированных пловцов:

1. выявлены величины направленного тренирующего воздействия нагрузок в отдельном микроциле;

2. определена типовая структурная модель макроцикла подготовки;

3.доказана эффективность модели годичного цикла подготовки пловцов, предусматривающая двухцикповой вариант организации тренировочных нагрузок.

Практическая значимость - Результаты исследования могут быть использованы при составлении программно-нормативных документов для групп высшего спортивного мастерства.

Предлагаемая методика тренировочных нагрузок различной направленности в микро-, мезо- и макроциклах:

1. Позволяет упорядочить и упростить планирование и реализацию тренировочных программ;

2. Дает возможность применять направленные нагрузки различного тренирующего воздействия стимулируя планируемый рост подготовленности спортсмена;

3. Позволяет при двухцикловом варианте годичного планирования добиваться постоянного роста тренированности и успешного выступления в основных соревнованиях на протяжении всего года.

Организация исследования - Проведение настоящего исследования было организовано в форме последовательных этапов с самостоятельными задачами и средствами их решения.

На первом этапе выполнялся анализ научно-методической литературы, изучались особенности построения тренировочных нагрузок при подготовке высококвалифицированных пловцов.

Второй этап был посвящен экспериментальному исследованию тренировочных нагрузок, выполняемых при использовании двухцикловой системы годичного планирования.

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, приложений. Диссертация изложена на 72 страницах машинописного текста, содержит 10 таблиц, список литературы включает 70 источников.

 

 

ГЛАВА I.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ

1.1 Особенности различных этапов многолетней подготовки пловцов

Этап начальной подготовки. Подготовка начинающих пловцов характеризуется разнообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, а также игрового метода [25,30].

При обучении технике плавания они должны освоить многообразные подготовительные упражнения. И при этом ни в коем случае не следует добиваться стойкого двигательного навыка. У юного спортсмена должна формироваться разносторонняя техническая база, предполагающая овладение широким комплексом разнообразных двигательных действий. Это основа для последующего эффективного технического совершенствования. Соответствующий подход в определенной мере распространяется и на последующие два этапа многолетней подготовки.

Тренировочные занятия продолжительностью 45 — 90 мин на этом этапе должны проводится не чаще 2 — 3 раз в неделю.

Годовой объем работы пловцов на этапе начальной подготовки не-велик — в пределах 100—150 ч и в значительной мере зависит от продолжительности начальной подготовки, которая, в свою очередь, связана с возрастом начала занятий. Если это 6 — 7 лет, то начальная подготовка может длиться 3 года, с относительно небольшим объемом работы в течение каждого из них (например, первый год - 80 —100 ч, второй - 100—120, третий — 120 — 150). Если занятия плаванием начинают в 9—10 лет, то первый этап многолетней подготовки длится 1,5 — 2 года [50].

Характерен опыт начальной подготовки М. Гросса, который в течение нескольких первых лет занимался в воде 2 — 3 раза в неделю не более чем по 45 — 50 мин, проплывая при этом от 1 до 2 км. Занятия на суше проводились в виде игр — футбола, тенниса, а также кроссового бега. На вопрос о характере своей начальной подготовки М. Гросс ответил, что тренировочная программа составлялась с учетом его заинтересованности и настроения, а обучение технике способов плавания осуществлялось в основном с помощью специально подобранных игр[40].

Примечательно, что наиболее опытные и дальновидные специалисты различных стран все настоятельнее подчеркивают, что игровой метод наиболее оправдан в работе с юными спортсменами и что ее эффективность тесно связана с постоянным поиском путей создания на занятиях положительного эмоционального фона.

У выдающихся пловцов игровая направленность начальной подготовки обычно сочеталась с небольшим суммарным объемом работы. На начальном этапе они работали менее интенсивно, чем их сверстники, не добившиеся впоследствии высоких результатов.

Примечательна "щадящая" начальная подготовка всех представлявших бывший СССР пловцов, которые стали олимпийскими чемпионами в индивидуальных дисциплинах. У большинства из них объем тренировочной работы не превышал и половины характерного для тех, кто ограничился успехами в юношеских соревнованиях [30,33].

Следующие данные позволяют оценить, за счет каких усилий преодолевали первые "вехи" на пути к высшему мастерству сильнейшие пловцы. Динамика нагрузок у них в основном планомерная, но несколько "круче" у тех, кто позже начал спортивную подготовку. Примечательно, что трехкратные олимпийские чемпионы Роуди Тайнее и Джон Набер, приступившие к подготовке в плавании в 11 —13-летнем возрасте, уже на первом ее году тренировались по 5 — 6 раз в неделю, проплывая до 20 км. Обращает на себя внимание и то, что у ряда сильнейших пловцов ограниченные нагрузки были во многом связаны с отклонениями в состоянии здоровья. Как ни парадоксально, это явилось одним из факторов, позволивших талантливым в двигательном отношении спортсменам сохранить функциональные и психологические резервы для последующего после выздоровления стремительного совершенствования.

При анализе начальной подготовки ряда выдающихся пловцов, в том числе неоднократных олимпийских чемпионов Д. Монтгомери и М. Мигер (ее мировой рекорд на 200 м баттерфляем удерживался 19 лет), выявлена следующая любопытная тенденция; они в значительном объеме преодолевали короткие отрезки с интенсивностью, близкой к максимальной (часто в форме игр и эстафет). Это требует, на наш взгляд (особенно если дело касается подготовки юных пловцов, проявляющих предрасположенность к спринту), пересмотра широко распространенных рекомендаций по построению начальной подготовки в основном на базе длительного равномерного плавания[17].

Ведущие тренеры мира в основном придерживаются единой позиции в отношении структуры и содержания этапа начальной подготовки, в соответствии с которой она должна быть подчинена укреплению здоровья детей, устранению недостатков в их физическом раз-витии, разносторонней физической подготовке, формированию интереса к занятиям плаванием, обучению всевозможным двигательным умениям и навыкам, основам техники избранного вида спорта. Причем, чем меньше возраст начинающих пловцов, тем менее целенаправленно и на более разнообразном материале решаются эти задачи.

Этап предварительной базовой подготовки. Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, чем специализированная. Стремление увеличить объем специально-подготовительных упражнений, как правило, приводит к быстрому росту результатов юных пловцов, но в дальнейшем неизбежно негативно сказывается на становлении их спортивного мастерства [46].

Важнейшим принципом подготовки на втором этапе является доступность для подростка тренировочных и соревновательных нагрузок и развитие его физических качеств и функциональных возможностей в строгом соответствии с особенностями возраста. При этом очень важно учитывать темпы биологического развития юного спортсмена.

Суммарный объем тренировочной работы в начале рассматриваемого этапа не должен превышать 25 %, а к его окончанию 50 % характерного для этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей [67,68].

На втором этапе многолетнего совершенствования многие пловцы приступали к ежедневным, а некоторые — и к двухразовым тренировочным занятиям в течение дня. При этом некоторые выдающиеся стайеры (например, В. Сальников), тренируясь уже 10 —11 раз в неделю, проплывали при этом 50 — 60 км. Основное внимание в процессе их подготовки уделялось повышению аэробных возможностей организма и развитию силовой выносливости. Для спринтеров же характерен существенно меньший объем плавания — 20 — 35 км в неделю. При этом в процессе их подготовки основное внимание уделялось повышению скоростных и координационных способностей, а также развитию скоростной силы, что во многом обеспечивалось широким применением элементов разных видов спорта и подвижных игр.

Это еще раз убеждает в том, что на втором этапе многолетнего совершенствования уже необходима дифференциация подготовки пловцов, предрасположенных к спринту и к длинным дистанциям. При подготовке первых необходимо такое соотношение тренировочных средств, которое позволяло бы развить функциональные возможности спортсменов и создать фундамент для их дальнейшего роста и не повредило бы наследственно обусловленной предрасположенности к работе скоростно-силового характера[5,8].

На этапе предварительной базовой подготовки техническое совершенствование пловцов должно быть направлено не на скорейшее освоение относительно узкого круга специально-подготовительных упражнений, а на выполнение разнообразных упражнений общего, вспомогательного и специального характера, способствующих разносторонней технической подготовленности.

На рассматриваемом этапе осваивается техника различных способов плавания, старта, поворотов, упражнений, направленных на совершенствование техники движений руками, ногами, техники дыхания и т.п. Такой подход способствует быстрому освоению вариантов техники плавания, соответствующей морфофункциональным возможностям пловцов и в дальнейшем формированию у них умения варьировать основными параметра-ми технического мастерства в зависимости от условий соревнований и функционального состояния в раз-личных стадиях соревновательной деятельности.

Целесообразное соотношение общей, вспомогательной и специальной подготовки на рассматриваемом этапе примерно 45:45:10, что подтверждает анализ предварительной базовой подготовки многих сильнейших пловцов мира 80 —90-х годов[11].

Особенностью рассматриваемого этапа подготовки сильнейших пловцов является значительный объем плавания с помощью одних ног, а также плавания вольным стилем и баттерфляем. Последнее рассматривается многими тренерами как средство силовой подготовки, что особенно характерно для подготовки выдающихся американских пловцов 80-90-х годов М. Мигер, П. Моралеса, М. Бионди, Р. Кейри, С. Лундквиста, знаменитого немецкого пловца — М. Гросса. В то же время практически никто из них широко не использовал так называемую интервальную тренировку, направленную на развитие специальной выносливости и повышение анаэробных и анаэробно-аэробных возможностей, часто приводящую к перенапряжению функциональных систем организма юных спортсменов.

На этом этапе многолетнего совершенствования уже просматриваются элементы периодизации годичной подготовки.

Характерной особенностью является и большое количество дней активного и пассивного отдыха — до 60 — 80, что обеспечивает профилактику переутомления юных пловцов и поддерживает их интерес к занятиям спортом[22,25].

Этап специализированной базовой подготовки. Подготовка пловцов на данном этапе должна обеспечить предпосылки для максимальной реализации их индивидуальных возможностей на следующем этапе многолетнего спортивного пути. Это требует создания прочного фундамента специальной подготовленности и формирования устойчивой мотивации к достижению высокого мастерства. Возрастные границы этапа обусловлены полом и специализацией пловцов, возрастом начала ими спортивной подготовки, индивидуальными особенностями биологического развития. В большинстве случаев у девушек они составляют 14— 17лет, а у юношей — 15— 19[27].

На третьем этапе многолетнего совершенствования пловцов трене-рам приходится решать непростую задачу: с одной стороны, создавать предпосылки для очень напряжен-ной подготовки на следующем этапе, а с другой — оставить значительные резервы для ее усложнения.

Мировая практика свидетельствует, что наилучшим образом этому способствует объем тренировочной работы, не превышающий к окончанию рассматриваемого этапа 80 % того, что характерно для следующего этапа многолетней подготовки.

В начале третьего этапа преимущественное место еще занимает общая и вспомогательная подготовка, а во второй его половине подготовка в значительной мере специализируется и примерное соотношение ее общего, вспомогательного и специализированного компонентов составляет 20:40:40. На рассматриваемом этапе уже, как правило, окончательно определяется специализация пловца [49].

На этом этапе широко используются средства, позволяющие повысить функциональный потенциал организма пловцов без применения большого объема работы, максимально приближенной по характеру к соревновательной деятельности, еще больше дифференцируется подготовка пловцов, предрасположенных к спринту и длинным дистанциям. В юношеском возрасте пловцы легко справляются с работой аэробной направленности, в результате чего у них резко повышаются возможности соответствующего энергообеспечения и на этой основе спортивные результаты. Однако для тех, кто морфофункционально предрасположен к скоростно-силовой и координационной работе, такая подготовка часто становится непреодолимым барьером на пути к высокому мастерству. Соответствующее препятствие во многом создает перестройка мышечной ткани, в связи с которой повышаются способности к работе на выносливость и угнетаются способности к проявлению скоростных качеств. Поэтому функциональная подготовка на рассматриваемом этапе предполагает тщательный учет специализации пловца[23].

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей. Основное содержание этого этапа — максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать предельную мобилизацию функциональных возможностей организма пловцов. Суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы достигают максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах может достигнуть 15 и более, резко расширяется соревновательная практика и объем специальной психической, тактической и интегральной подготовки.

У большинства пловцов резко возрастает (до 70% и более) доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы и максимума достигают параметры тренировочной работы и соревновательной практики[30].

Еще более выражены различия в тренировке спринтеров и стайеров. Следует заметить, что некоторые пловцы достигли высот мастерства при значительно меньших нагрузках. Этому способствовало рациональное использование их природных данных и существенное сокращение работы, которая не могла привести к ощутимому росту функциональных возможностей конкретного пловца. Например, чемпион Европы С. Карон (Франция) выполнял в два раза меньший объем тренировочной работы, чем олимпийские чемпионы М. Бионди (США) и Й. Войте (ГДР), чемпион мира Р. Хенкель существенно меньший, чем олимпийский чемпион В. Сальников.

Принципиально обеспечение условий, при которых период максимальной предрасположенности пловца к достижению наивысших результатов (подготовленный ходом естественного развития организма и адаптационных преобразований в результате многолетней подготовки) совпадает с периодом наибольших нагрузок.

Продолжительность и особенности подготовки на рассматриваемом этапе во многом зависят от особенностей формирования мастерства пловцов различного пола и специализации. Мастерство спортсменок возрастает несколько быстрее, чем у спортсменов и при этом у стайеров несколько быстрее, чем у спринтеров, что находит наиболее емкое отражение в упомянутых отличиях возраста наивысших достижений[38,41].

В каждом отдельном случае продолжительность этапа является основой для выбора стратегии подготовки к высшим достижениям, особенно в тех случаях, где достижению вершин мастерства предшествуют, как правило, четырех — пятилетние, а иногда и более длительные выступления на высоком уровне, и в тех видах, где пловцы нередко в течение двух — трех лет переходят от уровня мастера спорта до мировых рекордов и побед в крупнейших соревнованиях.

Характеризуя особенности подготовки пловцов высокого класса в течение года, следует отметить тенденции ее изменения в 80-е и особенно в 90-е годы.

Прежде всего, увеличилось количество макроциклов в течение года, а период непосредственной подготовки к главным соревнованиям года приобрел черты отдельного макроцикла. Существенно сократились подготовительные периоды (в особенности их общеподготовительные этапы) и возросла продолжительность соревновательных. У большинства сильнейших пловцов общая продолжительность соревновательных и подготовительных периодов примерно сравнялась. Причем даже на общеподготовительном этапе подготовительного периода основное место занимают средства вспомогательной и специальной подготовки.

Все чаще сильнейшие пловцы в качестве подготовки к главному старту сезона используют серии соревновательных стартов. Большинство сильнейших пловцов 80 —90-х годов участвовали за год в 60 — 70 соревнованиях, стартуя при этом от 100 до 140 раз[20,50].

На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей широко планируются ударные микроциклы с особенно большой нагрузкой на организм и серии соревновательных микроциклов, в ходе которых пловец практически беспрерывно участвует в состязаниях. Распространенным вариантом планирования мезоциклов является чередование серий ударных или соревновательных микроциклов с восстановительными, в которых широко применяются средства восстановления и активного отдыха.

На этом этапе широко реализуются всевозможные внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие эффективность подготовки пловцов - различные средства восстановления и стимуляции работоспособности, в том числе горная подготовка и подготовка в условиях искусственной гипоксии, ее широко использовали и теперь используют многие сильнейшие пловцы разных стран, в том числе и Украины, России, США[68,69].

Техническое совершенствование пловцов на рассматриваемом этапе во многом связано с использованием средств объективной оценки структуры движений, в основе которых — применение кино- и видеотехники.

Значительные резервы дальнейшего совершенствования системы подготовки пловцов высокого класса таятся в управлении процессом их подготовки с тщательным учетом особенностей структуры соревновательной деятельности и подготовленности, индивидуальных особенностей, а также привлечении к этому процессу специалистов из смежных областей науки для обеспечения научно обоснованной системы подготовки к крупнейшим соревнованиям.

Этап сохранения достижений. Мировая практика дает все больше примеров тому, что подолгу, иногда в течение десятка лет, не удается подготовить пловцов равных по классу тем, кто уже завершил спортивную карьеру. И одновременно свидетельствует о возрастании значимости (социальной, экономической, политической) успехов лидеров мирового плавания и анализа факторов, способствующих увеличению продолжительности заключительного этапа их многолетней подготовки[7,8].

Одним из факторов, наиболее действенно способствующих продолжительному сохранению спортсменами высокого мастерства, является привнесение в систему их подготовки на заключительном этапе существенных отличий по сравнению с предыдущим этапом. Определение характера этих отличий на основе тщательного учета индивидуальности пловца, глубокого знания особенностей его подготовленности, четкого представления о степени исчерпанности адаптационных ресурсов в различных функциональных системах организма, о еще не использованных резервах [35].

Привнесение отличий в систему подготовки на рассматриваемом этапе может быть обеспечено несколькими основными путями. Один из них — значительные изменения по сравнению с предшествующим этапом соотношения объема тренировочной работы различной преимущественной направленности. Это использовали в процессе подготовки ряд олимпийских чемпионов. Впервые преодолевший 50-секундный рубеж на дистанции 100 м вольным стилем трехкратный олимпийский чемпион Джим Монтгомери на этапе сохранения мастерства более чем в три раза уменьшил объем плавания, но в полтора раза увеличил объем работы силовой направленности на суше, что вполне объяснимо с учетом определенной монотонности работы в воде. Монтгомери почти до 30 лет демонстрировал результаты, близкие к личному рекорду. Существенные изменения в соотношении объема различных видов тренировочной работы на этапе сохранения высокого мастерства были характерны для подготовки четырехкратного олимпийского чемпиона Владимира Сальникова, олимпийских чемпионов Сергея Фесенко и Александра Сидоренко, четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Попова [61].

Другой распространенный путь изменений в системе подготовки пловцов на рассматриваемом этапе связан с более резкими, чем на предшествующем, колебаниями величины и характера нагрузок в рамках, прежде всего, макро- и мезоциклов подготовки, что оправдано необходимостью некоторого снижения постоянной нагрузки на организм и эффективностью контрастности нагрузок для поддержания спортивной формы.

Следующий путь предполагает планирование длительного периода снижения объема тренировочной работы с резким уменьшением доли ее специального компонента после успешного выступления в крупнейших соревнованиях, сокращением и даже временным прекращением соревновательной практики. Это было характерно для подготовки Владимира Сальникова в 1986 г. и особенно 1987 г., который в предолимпийском году явно себя берег для целенаправленной подготовки к последним в своей карьере Играм Олимпиады, для олимпийского чемпиона 1996 г. и чемпиона мира 1998 г. на дистанции 100 м брассом Фредерика Дебургрейва, который дал себе отдохнуть в 1997 г. и не вошел по итогам года даже в число 50 сильнейших в мире[20,29].

Еще один путь, не очень распространенный, но оказавшийся результативным для некоторых пловцов, связан с использованием благоприятного эффекта своеобразного двигательного переключения, при котором пловцы, успешно выступающие в нескольких дисциплинах в разные годы, "переключались" на другие дисциплины. Это, например, было характерно для олимпийской чемпионки Кристин Отто. Она в течение дли-тельного времени "переключалась" с вольного стиля, в котором добилась наибольших успехов, на плавание на спине или баттерфляем, что несомненно препятствовало накоплению психологической усталости [10,15].

Подобные "переключения" были характерны и для олимпийского чемпиона Мэтью Бионди, причем он применял длительные периоды одновременной тренировки в плавании и водном поло и достаточно продолжительные периоды преимущественных занятий водным поло.

Таким образом, можно с уверенностью отметить, что реализация на этапе сохранения достижений той системы подготовки, которая была характерна для этапа максимальной реализации пловцами индивидуальных возможностей, непродуктивна. На рассматриваемом этапе пловцы хорошо адаптированы к разнообразным тренировочным воздействиям. Поэтому следует применять не практиковавшиеся ранее средства и методы, комплексы упражнений, варианты занятий, малых, средних, больших циклов подготовки, обоснованные перемены в реализации внетренеровочных и внесоревновательных факторов, а процесс подготовки сделать максимально индивидуализированным[54].

Следующий фактор, способствующий длительному сохранению пловцами высокого мастерства — постепенное уменьшение объема тренировочной работы при сохраняющейся на прежнем уровне ее средней интенсивности. Ни у одного из выдающихся пловцов длительное сохранение мастерства не было связано с повышением объема тренировочной работы, а в отдельных случаях отмечалось двукратное уменьшение ее основных параметров. И это вполне объяснимо, поскольку неизбежное исчерпание адаптационного ресурса и связанное с ним снижение функционального потенциала, во многом обусловленное предшествующей напряженнейшей подготовкой к высшим достижениям, не позволило осваивать прежние по объему нагрузки[20].

Увеличению продолжительности заключительного этапа многолетней подготовки пловцов способствует и их преимущественная ориентация на одни главные соревнования в течение года, что обычно сопровождается некоторым уменьшением интенсивности соревновательной практики и увеличением продолжительности переходных периодов тренировочных макроциклов, в ходе которых особое внимание уделяется восстановлению спортсменов и профилактике заболеваний[16].

Особое значение профилактики заболеваний и травм на заключи-тельном этапе многолетней подготовки пловцов обусловлено тем, что пловцы в течение предыдущих этапов уже, обычно, перенесли травмы и заболевания, последствия которых повышают вероятность получения новых.

Важнейшей предпосылкой длительного сохранения пловцом высокого мастерства является его благополучное психическое состояние. На рассматриваемом этапе оно во многом зависит от уважительного и, в известной мере, бережного отношения к спортсмену, от ощущения им своей полезности, востребованности, от оценки его перспективности не по возрасту, а по мастерству, от корректного и уважительного к нему отношения тренеров и функционеров[65].

Психическое состояние пловца на рассматриваемом этапе обусловлено уверенностью в завтрашнем дне, уверенностью, что после завершения спортивной карьеры он не окажется один на один с жизненными проблемами. Лучшей гарантией этому является начало решения таких проблем еще в период занятий спортом.

Физическая подготовка пловцов на заключительном этапе осуществляется с доминирующей долей специально-подготовительных упражнений. И вместе с тем в подготовке ряда ведущих пловцов оправдало себя некоторое возрастание доли ее общеподготовительного компонента, что согласуется с необходимостью уделять больше внимания активному отдыху, некоторым увеличением длительности переходных и подготовительных периодов и оправданностью контрастности нагрузок и характера тренировочной работы[13].

В процессе физической, технической и тактической подготовки пловцов основное внимание уделяется тем сторонам, которые отражают индивидуальность спортсмена. У пловцов на заключительном этапе многолетней подготовки, как правило, адаптационные ресурсы во многом исчерпаны, дают знать о себе перенесенные травмы и заболевания, поэтому для них особое, даже большее чем на предшествующем этапе, значение имеет эффективная реализация всех тех внетренировочных и внесоревновательных факторов, которые способны радикально повлиять на эффективность процесса подготовки.

 

1.2. Построение подготовки в течение года у пловцов

На рациональное построение годичной подготовки сильнейших пловцов в настоящее время влияет ряд факторов.

Во-первых, тренировочные и соревновательные нагрузки достигли исключительно высоких величин, и это резко усложнило построение различных структурных образований тренировочного процесса — макроциклов, периодов, этапов, мезоциклов. Требуются принципиально новые подходы к динамике тренировочных и соревновательных нагрузок, соотношению работы различной преимущественной направленности в воде и на суше, планированию системы соревнований в течение года, профилактике переутомления спортсменов и перенапряжения несущих основную нагрузку функциональных систем и др. [48].

Во-вторых, интенсивное развитие плавания в различных странах мира еще более обострило конкуренцию в крупнейших соревнованиях, и успешное выступление на Играх Олимпиады и чемпионатах мира и Европы требует даже от выдающегося спортсмена выхода на "пик" к моменту главных стартов[54].

В-третьих, растущая популярность спортивного плавания и его коммерциализация, особенно характерная для последних лет, привели к небывалому ранее количеству разнообразных соревнований, представляющих коммерческий интерес для сильнейших спортсменов.

В последние годы, к примеру, очень популярны рекламные соревнования, организуемые различными фирмами-спонсорами ("Арена", "Диана", "Гольден Кап", "Севен Хильфе", "Спидо", "Кока-Кола"), проводимые в Германии, Франции, Италии, Голландии, Великобритании, Швеции, а также многие другие соревнования, объединенные в этапы Кубка мира.

Достаточно высокие и постоянно возрастающие призы за успешное участие в этих соревнованиях, проводимых практически в течение всего года, вынуждают тренеров и спортсменов вести поиск новых путей построения тренировки, позволяющих обеспечить длительное на-хождение в состоянии готовности к демонстрации высоких спортивных результатов. Практика подготовки лидеров убедительно показывает возможность этого.

В основе каждого варианта годичной подготовки — система соревнований, принятая в стране, традиции различных плавательных школ мира, обобщенный опыт подготовки поколений выдающихся пловцов, результаты научных исследований, интуиция и опыт выдающихся тренеров, анализ и учет индивидуальных особенностей талантливых пловцов[60,67].

Обобщение такого сложного и многообразного материала, его анализ дают тренерам эффективный инструмент для творческой работы и подготовки перспективных пловцов к высшим достижениям.

Общие основы построение годичной подготовки. Построение годичной подготовки пловцов высокой квалификации — исключительно сложный процесс подбора и определения оптимального соотношения средств тренировочного воздействия, построения и сочетания различных структурных образований тренировочного процесса: макроциклов, периодов и этапов, мезоциклов, микроциклов и тренировочных занятий.

Практика последних лет показала, что достижению максимально доступного уровня результатов для конкретного этапа тренировки пловца, благоприятному развитию подготовленности и демонстрации ее высших показателей к моменту основных соревнований способствует двух- или трехцикловое планирование тренировочного процесса[39,42].

При подготовке пловцов высокого класса к Играм Олимпиады, чемпионатам мира и Европы в последние годы обычно выделяют дополнительный макроцикл, который, чаще всего, оказывается третьим или даже четвертым в течение года. Цель этого макроцикла — непосредственная подготовка пловца к крупнейшим соревнованиям года и он обычно длится не более 6 — 8 нед. Специфика построения этого макроцикла нередко позволяет добиться наивысших достижений именно в крупнейших соревнованиях.

Если в течение года планируется два макроцикла или более, продолжительность и содержание каждого из них существенно различаются. Например, при трехцикловом планировании продолжительность первых двух макроциклов обычно составляет 3 — 4 мес, а третьего, включающего серию основных соревнований и переходный период, — до 5 мес. При этом первый макроцикл является, в основном, базовым и предполагает комплексную подготовку к выступлению на раз-личных дистанциях, во втором - тренировочный процесс становится более специфическим и предусматривает направленную подготовку к выступлению в ответственных соревнованиях на основных дистанциях. В третьем макроцикле, нацеленном на достижение наивысших результатов в кульминационных соревнованиях года, объем специфических нагрузок достигает максимума[10].

В структуре каждого макроцикла принято выделять подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

С первых дней подготовительного периода тренировка пловцов высокого класса строится на основе упражнений, создающих физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. Они по характеру и структуре могут значительно отличаться от соревновательных, так как основная задача подготовки на этом этапе — не собственно развитие комплекса качеств, определяющих уровень спортивного результата, а повышение возможностей отдельных факторов, являющихся их основой. Это предполагает широкое использование разнообразных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений, в значительной мере приближенных к общеподготовительным. На последующих стадиях подготовительного периода состав средств и методов изменяется: увеличивается доля соревновательных и специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм пловца [2].

Подготовительный период принято делить на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. Основные задачи общеподготовительного этапа — повышение уровня общей физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем его организма, развитие необходимых спортивно-технических и психических качеств. На этом этапе, прежде всего, закладывается фундамент для последующей работы над непосредственным повышением спортивного результата. Специальная часть подготовки заключается в повышении отдельных качеств, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата. Особое внимание уделяется избирательному воздействию на возможности к аэробному и анаэробному ресинтезу АТФ, развитию скоростно-силовых параметров рабочих движений, совершенствованию техники движений, продуктивности дыхания, экономичности работы и др. Важная задача специальной подготовки на первом этапе подготовительного периода — повышение способности спортсмена переносить большие нагрузки [1].

В соответствии с современными требованиями к специальной подготовке пловцов высокого класса, на этом этапе уже могут превалировать специально-подготовительные упражнения, в определенной мере приближенные к соревновательным.

Очень велик объем работы на суше — до 6 — 8 ч в неделю. Основная ее направленность — повышение силовых качеств и подвижности в суставах, координационных способностей и общей выносливости. Силовая подготовка предполагает широкое применение как традиционных отягощений (штанга, тренажеры типа "Геркулес", эспандеры и т.п.), так и специфического для спортивного плавания тренажерного оборудования, обеспечивающего совмещенное развитие различных двигательных качеств и совершенствование технического мастерства пловцов [3].

Доля соревновательных упражнений в общем объеме выполняемой работы низка. Эффективность тренировки на общеподготовительном этапе подготовительного пери ода не находится в прямой зависимости от объема соревновательных упражнений. Более того, излишнее их использование в это время в ущерб вспомогательным и специально-подготовительным может иметь негативные последствия.

Тренировка на специально- подготовительном этапе подготовительного периода направлена на непосредственное станов-ление спортивной формы, что достигается широким применением специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, и собственно соревновательных[5].

Содержание тренировки предполагает развитие комплекса качеств (скоростных возможностей, специальной выносливости и др.) на базе предпосылок, созданных на общеподготовительном этапе[4]. Значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению качества отдельных компонентов специальной работоспособности.

По-прежнему велик объем тренировочной работы, выполняемой на суше, однако ее направленность изменяется: силовая подготовка осуществляется преимущественно с использованием специального тренажерного оборудования, упражнения предполагают вовлечение в работу мышц, несущих основную нагрузку в процессе соревновательной деятельности. Упражнения для развития гибкости акцентированы на повышении подвижности в плечевых и голеностопных суставах.

Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Эта задача обычно решается параллельно с развитием физических качеств и имеет два аспекта: 1) совершенствование качественных особенностей двигательного навыка (формы и структуры движений) как основы повышения скоростных возможностей; 2) выработка экономичной и вариабельной техники движений как основы повышения специальной выносливости[40,41].

Направленность средств и методов тренировки на этом этапе способствует улучшению координации двигательных и вегетативных функций, чему во многом способствует возросшая доля соревновательных упражнений. Их количество постепенно возрастает к окончанию второго этапа подготовительного периода. Это же касается и различных специально-подготовительных упражнений. В начале этапа они еще весьма далеки от соревновательных и способствуют избирательному воздействию на различные стороны специальной работоспособности, однако по мере повышения специальной подготовленности приобретают выраженный "интегральный" характер [20].

На рассматриваемом этапе, однако, не следует забывать и о необходимости сохранения достигнутого уровня общей физической подготовленности. Поддержание этого уровня — одна из важнейших пред-посылок неуклонного роста специальной подготовленности.

Основной задачей соревновательного периода является дальнейшее повышение уровня специальной подготовленности и возможно более полная ее реализация в соревнованиях, что достигается широким применением соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений.

Специальная подготовка пловцов в соревновательный период осуществляется с учетом календаря основных соревнований, которых обычно от двух до четырех в течение макроцикла, при этом главными являются только одни.

В процессе специальной подготовки учитываются все конкретные особенности главных соревнований: от задач, стоящих перед пловцом, до состава предполагаемых участников.

Остальные соревнования сами являются важным звеном подготовки к главным соревнованиям[59,60].

На методику непосредственной подготовки к основным соревнованиям влияют и их продолжительность, и количество стартов, обусловленное длиной дистанции, и индивидуальные особенности спортсменов.

Следует помнить о том, что величина соревновательных нагрузок во многом определяется уровнем соревнований и, естественно, более ответственные оказывают более глубокое воздействие на организм.

При подготовке к ответственным стартам происходит значительное снижение общего объема тренировочной работы.

Вместе с тем, при длительном соревновательном периоде необходимо поддержание достигнутой подготовленности. И поэтому широко применяются специально-подготовительные упражнения, иногда весьма отличные от соревновательных.

При подготовке к ответственным соревнованиям следует обращать внимание еще на один существенный момент. В процессе тренировки у пловца вырабатывается определенный ритм колебаний специальной работоспособности в течение дня, причем ее наивысший уровень отмечается в обычное время тренировочных занятий. Поэтому важно организовать основные занятия и контрольные старты в то время дня, когда предполагается проведение основных соревнований [19].

Географическое положение места соревнований может потребовать от спортсмена изменения суточного режима. И в этом случае следует заранее изменить кривую суточной работоспособности, чтобы ее "пик" приходился на время проведения соревнований. Если оно заранее неизвестно или пловец стартует несколько раз в течение дня, то имеет смысл планировать основные тренировочные занятия и контрольные соревнования в различное время, а также неожиданно изменять время их проведения[11].

Особенно тщательно следует планировать подготовку в дни, непосредственно предшествующие ответственным соревнованиям. Она строится сугубо индивидуально, не вписывается в стандартные схемы и на ее организацию влияют многие факторы: функциональное состояние пловца и уровень его подготовленности, устойчивость соревновательной техники, текущее психическое состояние, реакция на тренировочные и соревновательные нагрузки и т.д. Однако несмотря на индивидуальный характер подготовки, ее рациональная организация обусловлена рядом общих положений. На данном этапе, в частности, не следует добиваться дальнейшего повышения функциональных возможностей основных систем и механизмов, определяющих уровень специальной выносливости, а лишь поддерживать их уровень, что, естественно, не требует большого объема интенсивной работы[20].

Особую сложность соревновательный период приобретает у пловцов международного класса, готовящихся к олимпийским стартам, чемпионатам мира, Европы, другим крупнейшим соревнованиям. У них, как правило, два кульминационных соревнования: чемпионат страны, являющийся обычно отборочным для комплектования сборной команды, и непосредствен-но крупнейшие соревнования года. После чемпионата страны перед спортсменом, попавшим в состав команды, и его тренером стоит сложная задача так построить заключительный этап подготовки, чтобы по возможности существенно превзойти прежние достижения. Практика 70 —90-х годов дала немало примеров тому, что рациональным этапом непосредственной подготовки к основным соревнованиям можно не только добиться личных достижений, но и сделать это скачкообразно.

В числе основных задач переходного периода — полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года и макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности пловца к началу очередного макро-цикла. Особое внимание должно быть обращено на физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи переходного периода определяют его продолжительность, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.д. [46,48].

Переходный период обычно длится 1 — 4 нед, что зависит от планирования подготовки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и уровня основных соревнований, индивидуальных особенностей пловца.

В практике сложились различные подходы к построению переходного периода. Один из вариантов — сочетание активного и пассивного отдыха, и его часто применяют, например, сильнейшие американские пловцы, которые после основных соревнований прекращают тренировку и отдыхают. Другой вариант, после нескольких дней активного или пассивного отдыха, предполагает достаточно напряженную тренировку, построенную по принципу втягивающего мезоцикла первого этапа подготовительного периода. Третий вариант является промежуточным между первыми двумя и связан с использованием средств активного отдыха, а также неспецифических нагрузок, обеспечивающих поддержание основных компонентов тренированности [19,20].

Каждый из указанных вариантов может оказаться эффективным. Например, первый, связанный с длительным отдыхом, приведет к угасанию функциональных возможностей спортсмена, требующих в дальнейшем достаточно продолжительной работы для их восстановления, но он способствует восстановлению психической сферы пловца и повышению его мотивации к дальнейшей тренировке. Этот вариант целесообразно использовать на этапе сохранения достижений. Второй вариант могут использовать пловцы, которые по каким-либо причинам (например, в связи с травмой) не выполнили программу предыдущего макроцикла и не получили запланированных нагрузок. Однако применение этих вариантов переходного периода целесообразно в частных случаях. При закономерном процессе подготовки наиболее рациональным и широко применяемым является третий вариант, преимущества которого обусловлены возможностью эффективного решения основных задач переходного периода — обеспечения полноценного восстановления физических и психических возможностей и поддержания достаточно высокого уровня развития двигательных качеств и функциональных возможностей основных систем организма. [21,22]

Тренировка в переходный период характеризуется небольшим суммарным объемом работы и не-значительными нагрузками. Объем работы по сравнению, например, с подготовительным периодом сокращается примерно в 3 — 4 раза; количество занятий в течение не-дельного микроцикла, как правило, не превышает 4 — 6; занятий с большими нагрузками не планируются. Резко изменяется направленность работы. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения, которые ранее не применялись. Занятия желательно проводить в лесу, на берегу моря, реки или иного водоема в зонах отдыха.

При подборе средств тренировки следует стремиться к широкому использованию упражнений, направленных на развитие двигательных качеств, что позволило бы, изменив характер тренировки, сохранить их высокий уровень. В переходный период целесообразно использовать занятия комплексной направленности с применением средств, способствующих развитию различных двигательных качеств. Такие занятия помогают сохранить подготовленность, достаточно эмоциональны и не перегружают психику спортсмена[45].

Правильное построение переходного периода позволяет пловцу не только восстановить силы после прошедшего макроцикла и настроится на качественную работу в дальнейшем, но и выйти на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествовавшего года.

Тренировочный макроцикл может быть представлен также и как система средних циклов (мезо-циклов) — структурных образований тренировочного процесса, состоящих из 3 — 8 микроциклов общей продолжительности от 3 до 6 — 8 нед. Следует различать втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные и соревновательные мезоциклы.

Основной задачей втягивающих мезоциклов является постепенное подведение пловцов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы путем применения общеподготовительных упражнений, направленных на повышение возможностей систем кровообращения и дыхания. В определенной мере можно использовать вспомогательные и специально-подготовительные упражнения для повышения возможностей систем и механизмов, определяющих уровень разных видов выносливости, избирательного совершенствования скоростно-силовых качеств и гибкости, становления двигательных навыков и умений, обусловливающих эффективность последующей специфической работы.

В базовых мезоциклах внимание уделяется повышению функциональных возможностей организма пловца, развитию его физических качеств, становлению технической и психологической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется разнообразием средств и большими по объему и интенсивности нагрузками [67].

В контрольно-подготовительных мезоциклах синтезируются (применительно к специфике соревновательной деятельности) возможности пловца, достигнутые в предыдущих мезоциклах, т.е. выполняется большой объем так называемой интегральной подготовки. Широко применяются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, используются большие тренировочные и соревновательные нагрузки.

В предсоревновательных мезоциклах устраняются мелкие недостатки в подготовленности пловца, совершенствуются его технико-тактические возможности, в определенном объеме планируется работа по совершенствованию различных компонентов соревновательной деятельности, при-росту скоростных качеств и специальной выносливости. Однако основное внимание уделяется полноценному физическому и психическому восстановлению пловцов и созданию оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в их организме после нагрузок предшествующих мезоциклов[29].

Соревновательные мезоциклы строятся в строгом соответствии с календарем соревнований и отличаются невысокой тренировочной и высокой соревновательной нагрузкой, широким использованием средств восстановления.

Направленность тренировочного процесса изменяется от одного мезоцикла к другому. Реализуется это постепенным изменением направленности микроциклов в пределах мезоцикла. Например, втягивающие мезоциклы обычно начинаются втягивающим микроциклом с малой нагрузкой и широким использованием упражнений, далеких по характеру и структуре от соревновательных. Это способствует повышению общей физической подготовленности пловцов и созданию предпосылок развития отдельных сторон их специальной подготовленности. В конце втягивающего мезоцикла возрастает суммарная нагрузка отдельных микроциклов, значительно изменяется их преимущественная направленность в сторону развития качеств и способностей, определяющих специальную подготовленность пловцов. Таким образом, типом мезоцикла определяются сочетание и суммарная нагрузка отдельных микроциклов в мезоциклах, основные количественные характеристики их программ[30].

 

1.3 Анализ различных систем планирования в плавании

Двухцикловая система годичного планирования

Подготовка пловцов предусматривает планирование двух макроциклов в течение года, каждый из которых завершается главными соревнованиями. [61]

Первый цикл включает два этапа - подготовительный и соревновательный.

В сентябре планируются разовые тренировки с небольшим объёмом втягивающего характера. Нагрузка плавно возрастет в октябре. Основная направленность работы - совершенствование техники всех способов плавания. Основное внимание уделяется отработке техники старта и поворота.

Суммарный объем работы в каждом микроцикле в октябре-12-15 ч. Примерно треть этого времени отведено работе на суше, остальное - работе в воде.

В октябре тренировочный процесс интенсифицируется: включаются дополнительные занятия, возрастает интенсивность работы и ее объем в одном занятии. Наиболее напряженная работа приходится на ноябрь-декабрь.

С декабря занятия прекращаются, и спортсмены тренируются дома. Они выполняют ту же программу до конца рождественских каникул. С нового года подготовка возобновляется и продолжается до середины февраля. В это время завершается первый этап подготовительного периода длинной 5,5 месяцев[62].

Специально-подготовительный этап проходит с середины февраля-до середины марта, а потом планируется второй. Изменяется направленность работы: объем в воде сокращается, повышается интенсивность работы, величина спринтерских упражнений. Спортсмены два раза в неделю стартуют на основных и дополнительных дистанциях.

По окончании главных соревнований первого макроцикла у пловцов идет небольшой отдых в течение 5 -10 дней. Первый макроцикл длится 7,5 месяцев.

Второй цикл длится 4,5 месяца. Он включает короткий подготовительный период (до 2 месяцев), более продолжительный, чем в первом цикле, соревновательный период (немногим менее 2 месяцев) и 2 - 3-недельный переходный период.

В соревновательном периоде уменьшается объем работы, повышается интенсивность, специфичность, которая проявляется упражнениях, моделирующих основные характеристики соревнований. Большое внимание уделяется полноценному отдыху, что позволяет выйти на пик готовности к моменту главного старта [22].

Трехцикловая система годичного планирования

Первый цикл приходится на сентябрь-декабрь, второй - на январь-апрель, третий - на май-август.

Подготовительный период продолжителен - с сентября до начала декабря, а соревновательный-всего2 - 3 недели. В течение 8—10 дней по завершении подготовительного периода пловцы готовятся к отборочным соревнованиям, которые приходятся на конец декабря.

Второй цикл начинается с напряженной работы, так как отдых после соревнований небольшой.

Перед весенним чемпионатом США, который проходит в апреле, три недели длится подготовка к соревнованиям.

В третьем цикле сокращается продолжительность общеподготовительного этапа. В мае осуществляется базовая подготовка.

В июне-июле растет доля специального компонента подготовки и интенсивность тренировочной работы. Начиная с конца июля идет подготовка к главным соревнованиям. В сентябре работа на суше и в воде носит общеподготовительный характер.

Объем и интенсивность силовой подготовки увеличивается с октября[65].

В декабре объем работы на силовых тренажерах более чем наполовину сокращается. В начале подготовительного периода второго цикла возрастает до прежнего уровня. Направленность силовой подготовки изменяется в зависимости от специализации спортсмена.

Во втором цикле (конец марта - апрель) объем работы на тренажерах сокращается. В это время увеличивается объем скоростно-силовой подготовки в воде, которая направлена на рост способности к реализации накопленного силового потенциала при скоростном плавании. Силовая подготовка приобретает специализированный характер. Объем силовой работы на суше на 10-20% уменьшается, но возрастает ее специфичность. Силовая работа часто сочетается с развитием гибкости[39].

Четырехцикловая система годичного планирования. Характеризуя четырехцикловую систему годичной подготовки, следует значительные тренировочные и соревновательные нагрузки. Стимулирующее воздействие тренировочных и соревновательных нагрузок повышается за счет планирования во второй половине каждого цикла трехнедельного этапа среднегорной подготовки[40].

Важным фактором, определяющим эффективность годичной подготовки, является планомерное повышение специфической работы в ее общем объеме. В первом цикле преобладает втягивающая работа, аэробного и смешанного характера, и разносторонняя работа на суше.

Во втором макроцикле увеличивается объем полуспециальных и специальных средств. Завершается макроцикл зимним чемпионатом страны и серией крупных международных соревнований, которым предшествует специальная подготовка с повышением доли специального компонента. Затем следует переходный период, в котором активный отдых сочетается с поддерживающей тренировкой. [42,44]

Третий цикл начинается втягивающим недельным микроциклом, после чего следует серия ударных микроциклов. Завершается макроцикл двухнедельной подготовкой к чемпионату страны. В это время нагрузки резко снижаются и работа приобретает индивидуальный характер.

Четвертый цикл предусматривает подведение к главным соревнованиям года в состоянии наилучшей подготовленности.

Пятицикловая система годичного планирования. В 80-х годах в процессе подготовки пловцов Советского Союза, в том числе и В. Сальникова, была использована оригинальная система пятициклового годичного планирования, в которой каждый из пяти стандартных 10недельных циклов, завершающихся ответственными соревнованиями, включал пять 2-недельных мезоциклов[13].

Первый цикл. Работа носит втягивающий характер. Направленность: общая физическая подготовка, развитие специальных скоростно-силовых качеств, гибкости и выносливости, совершенствование техники.

Второй цикл. Работа носит базовый характер.

Третий цикл. Подготовка носит специальный характер, а нагрузка повышается до максимума для всего макроцикла. Особое внимание уделяется развитию аэробных и анаэробных возможностей.

Четвертый цикл. Характер тренировки специально-подготовительный. Суммарная нагрузка снижается.

Пятый цикл. Главная задача - подготовка к основным соревнованиям цикла, участие в них и последующий отдых.

Такой вариант годичной подготовки отражает современную тенденцию, которая характерна не только для плавания и предполагающую такое построение процесса годичной подготовки, которое способствует готовности к достижению высоких результатов в течение всего года[60].

Сложность – главный критерий построения подготовки с четкой периодизацией, вариативностью нагрузок, разнообразием средств, нацеленностью на наивысшие результаты в соревнованиях. Здесь требуется тренерский профессионализм и интуиция, тщательный контроль за ходом подготовки и ее индивидуализация[34].

Шести и семицикловая система годичного планирования. Эффективной может оказаться 6-7-цикловая система построения годичной подготовки. В её основе 6-12-недельные макроциклы, которые завершаются основными соревнованиями макроцикла. Последний макроцикл заканчивается главными соревнованиями года.

В каждом из макроциклов решаются две задачи: обеспечение планомерной подготовки к главным соревнованиям года и достижение высокого уровня готовности к соревнованиям[68,69].

В первом макроцикле наблюдается повышенный объем вспомогательной и специальной подготовки.

Объем общей подготовки в третьем и пятом макроциклах исключительно высок и слабо отличается от первого макроцикла. Это позволяет поддерживать уровень базовой подготовленности и на этой основе решать специфические задачи.

Не менее перспективной представляется система многоциклового планирования на основе рационального сочетания макроциклов с базовой и полуспециальной направленностью подготовки с макроциклами специальной направленности.

Базовые макроциклы весьма продолжительны, специальные значительно короче - три макроцикла по 6 недель и два по 7 недель.

В первом макроцикле базового характера 7-недельный подготовительный период включает 3 мезоцикла: втягивающий, базовый - общеподготовительной направленности, базовый - полуспециальной направленности. Соревновательный период включает 2-недельный предсоревновательный мезоцикл. Примерно по такой же схеме построен четвертый базовый макроцикл,в нем не планируется втягивающий мезоцикл, первый базовый мезоцикл менее продолжителен, а тренировка во втором базовом мезоцикле проводится в условиях среднегорья[50].

Второй и седьмой соревновательные макроциклы разделены на два 3-недельных периода - подготовительный и соревновательный.

В конце каждого макроцикла планируется недельный восстановительный микроцикл, который играет роль переходного периода.

Исключение составляет седьмой макроцикл, он завершается 2-недельным мезоциклом (переходным периодом).

1.4 Отбор и ориентация в системе подготовки пловцов

Для отбора перспективных пловцов и ориентации их подготовки важным моментом является всесторонняя оценка особенностей антропометрии, развития двигательных качеств, возможностей систем энергообеспечения и др. и сопоставление этих данных с моделями сильнейших пловцов мира. Не менее важным является и наличия индивидуальных особенностей, которые могут существенно повлиять на результаты тренировочног


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: