Методика исследования подкожного жирового слоя

О количестве жировой ткани судят либо исходя из соотношений длины и массы тела, либо по толщине складок кожи.

Методика определения толщины подкожно-жировой основы следующая: кожу и подкожно-жировую основу захватывают в горизонтальную складку большим и указательным пальцами правой и левой рук. Сравнивают толщину обеих складок (есть ли между собой одинаковыми) и с помощью сантиметровой ленты определяют толщину складки. Для детей нормальная толщина подкожно-жировой основы следующая:

в области щек - 2-2,5 см

на животе - 1-2 см

под лопатками - 1-2 см

на плечи - 1-2 см

на бедре - 3-4 см (1-2 см для детей раннего возраста).

 

Пальпация подкожной клетчатки

При пальпации следует обращать внимание на уплотнение и отечность подкожного жирового слоя. Отечность от уплотнения отличается тем, что в первом случае при надавливании образуется углубление, которое постепенно исчезает, во втором случае ямка при надавливании не образуется.

Следует обратить внимание на наличие отеков и их распространенность (на лице, веках, конечностях, общий отек – анасарка, или локализованный наличие отеков на нижних конечностях, необходимо надавить указательным пальцем правой руки в области голени над большеберцовой костью. Если при надавливании получается ямка, исчезающая постепенно, то это истинный отек. У здорового ребенка ямка не образуется.

Методы исследования СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК РОТОВОЙ ПОЛОСТИ

Чтобы осмотреть слизистую оболочку ротовой полости у ребенка раннего возраста, ее нужно посадить на колена матери, коленами иметь затискает ноги ребенка, а руки прижимает к груди и фиксирует главу ребенка, положив левую руку на лоб ребенка. Врач стоит перед ребенком кое-что дело, ребенка располагают лицом к источнику света. Правой рукой обследующий держит шпатель, левой помогает должные фиксировать голову ребенка.

При исследовании слизистых ротовой полости последовательно осматривают губы, язык, слизистую оболочку щек, твердого и мягкого неба, передних дужек, небных миндалин и задней стенки глотки. Потом больному

предлагается широко открыть рот и максимально выдвинуть язык из рта. При этом оценивается форма и размер языка, состояние его боковых поверхностей, характер поверхности спинки языка, состояние размещенных на ней вкусовых сосочков. Для осмотра зева следует быстрым движением нажать на корень языка, чтобы ребенок широко открыл рта: это дает возможность хорошо осмотреть дужки, миндалины и заднюю стенку зева.

Обращают внимание на цвет, степень влажности и целостность слизистой оболочки, наличие на ней высыпаний и патологических выделений. О влажности слизистой оболочки судят по наличию блеска на ее поверхности и накоплению слюны на дне ротовой полости.

Сухость слизистой оболочки полости рта – одна из первых признаков обезвоживания организма. При наличии язв (афт) или налетов на слизистых оболочках ротовой полости описывают их вид, цвет, количество, локализацию.

Методика исследования мышечной системы

Оценка силы мышц

Вначале ребенка можно попросить крепко сжать пальцы врача, сгибать и разгибать руки в лучезапястных и локтевых суставах, отводить и приводить плечи, преодолевая сопротивление медработника. Исследование силы мышц плечевого пояса можно проводить, взяв ребенка под мышки и приподняв. Дети со слабостью мышц плечевого пояса не способны удерживать массу тела и соскальзывают сквозь руки исследующего (предплечья поднимаются и голова больного «тонет» между ними). Силу мышц дистального отдела конечностей у детей можно исследовать с помощью ладонного захвата предметов; ребенок со слабостью кистей рук не может удерживать предметы в руках, или у него наблюдаются нарушения при манипуляции с предметами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: