1.Рынок–этосферапредпринимательскойдеятельности,осуществляемаянаосновеконкуренциипопроизводству,продаже,приобретениюотдельныхтоваровипользованиюимуществом.НалоговыйкодексРФопределяетрыноккаксферуобращениятоваров,определяемуюисходяизвозможностейпокупателяилипродавцареальноибеззначительныхдополнительныхзатратприобрестиилиреализоватьтоварнаближайшейпоотношениюкпокупателю-продавцутерриторииилизаеепределами.Чертырынка:
1)наличиеспецифическогообъектарынка–однородныхтоваров,неизъятыхизоборота.Качественнаяхарактеристикарынка–объемыоборотатовара;
2)наличиесубъектоврынка,подкоторымипонимаютсяюридическиеифизическиелица,осуществляющиесвоюдеятельностьнапрофессиональнойоснове;
3)территориярынка(географическиеграницы,накоторойпокупателиприобретаютилиимеютвозможностьприобреститовар,апродавцыреализуютопределенныйтоваринеимеютвозможностисделатьэтозаеепределами):
а)международныерынки;
б)республиканскиерынки;
в)местныерынки.
Товарныйрынокимеетсвоюструктуру–совокупностьзвеньев,которыеучаствуютвпродвижениитоваровотпроизводителейкпотребителям,иинфраструктуру–совокупностьзвеньев,которые,непосредственнонепродвигаятоваротпроизводителейкпотребителям,обслуживаютработуструктурырынка.Элементамиструктурытоварногорынкаявляются:
1)изготовителитовара;
2)оптовыеторговыеииныепосредническиеорганизации;
3)организациирозничнойторговли;
4)потребители.
Инфраструктуратоварногорынкасостоитиз:
1)торговыхпосредников–организаций,осуществляющихпосредническуюдеятельностьиобеспечивающихвзаимодействиепредприятий-изготовителейипотребителейвчастикуплиилипродажитоварапосредствомсозданияоптовыхрынков,биржевойторговли,проведениявыставокиярмарок,оказанияскладскихуслугит.д.;
2)информационногообеспечения–организаций,обеспечивающихнаблюдениезатоварнымирынками,включаярынкипотребительскихтоваровипродукциипроизводственно-техническогоназначения;
3)товароупаковочнойиндустрии–производственныхструктуринормативно-организационныхмероприятий,обеспечивающихповышениеконкурентоспособноститовараиэффективноститоварооборотазасчетсозданиятароупаковочнойпродукции,отвечающейтребованияммеждународныхстандартов;
4)транспортногообеспечения–всехвидовтранспорта,обеспечивающихдвижениетовараидоставкуегопотребителям;
5)финансово-кредитногообеспечения–организаций,обеспечивающихплатежно-расчетноеикредитноеобеспечениетовародвижения;
6)организационногообеспечения–организационныхмер,которыенаправленынамаксимальноеснижениезатратнапродвижениепродукцииотпроизводителякпотребителю;
7)нормативно-правовогообеспечения–системыфедеральныхзаконов,указовираспоряженийПрезидентаРФ,постановленийираспоряженийПравительстваРФ,нормативныхактовфедеральныхоргановисполнительнойвласти,органовисполнительнойвластисубъектовРФидругихактов,регулирующихвзаимоотношениястороннатоварныхрынках.Рынокхарактеризуетсякаксовершенный,когда:
1)всетоварыданноговидаобъективнооднороднывотношенииихкачества,внешнеговидаиупаковкииценаоднозначносопоставимасопределеннымтоваром;
2)условияконкурентнойборьбыодинаковыдлявсехпродавцовипокупателей,отсутствуюткакие-либопредпочтенияпространственного,личностногоивременногохарактера;
3)рынокпрозрачен,т.е.продавцыипокупателиобладаютвозможностьюполногообзорарынка,получениядостовернойинформацииобовсехобстоятельствахведениясделок(оценах,скидках,качестветовара,условияхпоставкииплатежей).Еслижеодноизэтихусловийнарушено,тоимеетместонесовершенныйрынок.Большоенеравенствоусловийсоздаетсярекламойтоваров,таккаккрупныеипреуспевающиепредприятияимеютвозможностьрасходоватьнарекламузначительныесуммыипроводитьширокуюрекламнуюкампанию,создаваяэтимпривилегированноеположениесвоимтоварамнарынке.Продавцыпотребительскихтоваровсклонныспомощьюупаковкиивнешнегооформленияпредставлятьсвоиоднородныетоварыкакразнородные,расширятьобластьпредпочтенийзасчетблагоприятногогеографическогоположения.Существуютследующиеформырынков:
1)полиполия–существуетмногопродавцовимногопокупателей;
2)олигопсония–многопродавцовинесколькопокупателей;
3)монопсония–многопродавцовиодинпокупатель;
4)олигополия–несколькопродавцовимногопокупателей;
5)двусторонняяолигополия–несколькопродавцовинесколькопокупателей;
6)ограниченнаямонопсония–несколькопродавцовиодинпокупатель;
7)монополия–одинпродавецимногопокупателей;
8)ограниченнаямонополия–одинпродавецинесколькопокупателей;
9)двусторонняямонополия–одинпродавециодинпокупатель.
Нормативно-правовоеобеспечениефункционированиятоварныхрынковобеспечиваетсяпутем:
1)разработкинормативныхдокументовпосозданиюусловийдляфункционированиятоварныхрынков,организацииоптовойторговли,оказаниюуслугипредупреждениюправонарушений;
2)разработкиизмененийвзаконыииныенормативныеправовыеакты,регламентирующиедеятельностьучастниковторговыхрынков;
3)разработкинормативно-методическихдокументовпосертификацииистандартизациипродукции;
4)разработкиметодическихдокументовпоторговойиснабженческо-сбытовойдеятельности.
2.СтановлениетоварногорынкавРоссии
ТоварныйрыноквРоссиинаходитсявстадиисвоегостановления.Эторождаетрядпроблемвегофункционированиинапервоначальномэтапепереходаоткомандно-административнойэкономическойсистемыкразвитымрыночнымотношениям.Самымиважныминедостатками,которыенеобходимоустранить,являются:
1)отсутствиечеткойсистемысбыта.Многиепроизводственныепредприятиянедостаточнопродумываютиорганизуютсбытпроизведенноготовара,врезультатечегопроизведенныйтоваростаетсянапредприятииинедоходитдопотребителя,авсесотрудникипредприятиявынужденыполучатьзарплатутоваром,анеденьгами.Чтобыисправитьданнуюситуацию,предприятиюнеследуетначинатьпроизводстводотехпор,поканеналаженсбыт;
2)недостаточнаяразвитостьрынкаоптовыхпосредническихорганизаций,отсутствиеихмногофункциональности.Приразвитомторговомрынкеоптовыепосредническиеорганизациичастоиграютдоминирующуюрольвпроцессеторговогооборотавсилутого,чтопосредническиеорганизациисталисамодостаточнымзвеном,ониосвободилипроизводителяотнеобходимостиорганизовыватьсбытсвоихтоваров.Всилуэтогопредприятиепередаетсвойтоварпосредникам,послечегосбыттовараидетпопрофессиональноналаженнойпосредникамисхемебезучастияизготовителя;
3)слабоеразвитиерозничныхторговыхсетей.ВсовременнойРоссиималоправовыхмеханизмовконтролянадрозничнымиторговымисетями,врезультатечегобольшоеколичествотовараиденегзависловнеподконтрольныхпроизводителюпосредническихирозничныхорганизациях,такинедойдядопотребителя.
ДляпреодолениянесовершенстваторговогорынкавРоссиинеобходимопроведениеследующихмер:
1)планированиепроизводствасучетомвозможностисбытабудущихтоваров;
2)созданиеразветвленнойсетипрофессиональныхоптовыхпосредническихорганизаций;
3)созданиеконтролируемыхрозничныхторговыхсетей;
4)формированиеинформационногообеспечениятоварныхрынков;
5)развитиетароупаковочнойиндустрии;
6)развитиетранспортногообслуживаниятоварныхрынков;
7)нормативно-правовоеобеспечениефункционированиятоварныхрынков;
8)укрупнениепартийпоставок;
9)обеспечениеусловийпередвиженияихранениятоварасминимальнымипотерями;
10)созданиесетиорганизаций,осуществляющихплатежно-расчетныеоперацииикредитованиеприпередвижениитоваров;
11)внедрениесовременныхформуправлениярыночнойинфраструктурой;
12)организацияподготовкиипереподготовкикадров;
13)повышениеуровнякультурырыночныхотношений;
14)устранениесклонностиконтрагентовкнарушениювзаимныхобязательств;
15)упразднениезначительноговлияниякриминальныхструктур;
16)равномерноерасположениепосредническихорганизацийнатерриторииРоссии;
17)устранениераздробленностирынкатранспортно-экспедиционныхуслуг;
18)обеспечениесохранностигрузов.
3.Структуратоварногорынка.Правовоеобеспечениеразвитиятоварногорынка
Структуратоварногорынка
Подструктуройтоварногорынкапонимаетсясовокупностьзвеньев,которыеучаствуютвпродвижениитовараотпроизводителейкпотребителям.Основнымизвеньямитоварногорынкаявляются:
1)изготовителитовара;
2)оптовыеторговыеииныепосредническиеорганизации;
3)организациирозничнойторговли;
4)потребители.
Изготовительтовара–организациянезависимоотееорганизационно-правовойформы,атакжеиндивидуальныйпредприниматель,производящиетоварыдляреализациипотребителям.
Торговляпредставляетсобойсоглашение,всилукоторогооднасторона(продавец)обязуетсяпередатьдругойстороне(покупателю)вещь(товар),апокупательобязуетсяуплатитьзанееопределеннуюсумму(цену).
Оптоваяторговляпредставляетсобойторговлютоварамидляпоследующейихперепродажиилипрофессиональногоиспользования.Стороныоптовойторговлиназываютсяконтрагентами.Видыоптовойторговли:
1)поместуисполнения–вместахоптовыхпродаж,вторговомзаведении;
2)повременипередачитовара–попредварительнымзаказам,снемедленнойпередачейтовара;
3)посрокуоплатытовара–спредварительнойоплатой,соплатойвкредит,врассрочку;
4)пообязанностидоставкитовара–сдоставкой,бездоставки.
Розничнаяторговля–этоторговлятоварамииоказаниеуслугпокупателям,осуществляемыедляличного,семейногоиспользования,несвязанногоспредпринимательскойдеятельностью.
Сторонамирозничнойторговлиявляютсяпродавец,которыйявляетсяиндивидуальнымпредпринимателем,ипокупатель,которымможетбытьлюбойгражданин.Предметомрозничнойторговлиявляютсявещи,неизъятыеизгражданскогооборота.Видырозничнойторговли:
1)продажатоварасусловиемпринятиятоварапокупателемвопределенныйсрок;Продавецнеимеетправареализоватьтовардругомулицувсрок,определенныйдоговором;
2)продажатоварапообразцам.Договорзаключаетсянаоснованииознакомлениястоваромпокупателяилипокаталогуилипоописанию;
3)продажатоваровсиспользованиемавтоматов.Владелецавтоматаобязандовестидопокупателяинформациюопродавце,продукцииидействиях,которыенеобходимосовершитьдляполучениятоварапутемпомещениянаавтоматеинформацииилиинымспособом;
4)продажатоварасусловиемдоставки.Призаключениидоговорапродавецобязуетсядоставитьтоварвуказанноеместоипередатьуказанномулицу.
Потребитель–гражданин,имеющийнамерениезаказатьилиприобрестилибозаказывающий,приобретающийилииспользующийтоварыисключительнодляличных,семейных,домашнихииныхнужд,несвязанныхсосуществлениемпредпринимательскойдеятельности.
2.Правовоеобеспечениеразвитиятоварногорынка
Внастоящеевремяпродолжаетсяразработканормативныхдокументов,измененийвзаконыииныенормативноправовыеакты.Так,в2006г.принятыновыезаконодательныеакты,которыетемилиинымобразомкасаютсяразвитиятоварногорынкавРоссии:
1)ФЗ«Орекламе»;
2)ФЗ«Озащитеконкуренции»;
3)ВодныйкодексРоссийскойФедерацииот3июня2006г.№74-ФЗ(ВКРФ);
4)ЛеснойкодексРФот4декабря2006г.№200-ФЗ(ЛКРФ);
5)ГКРФ.Частьчетвертая(вступилавсилус1января2008г.).
ПродолжаетсяпроцесссовершенствованиятехническогорегулированиявРФ.Пикпринятияосновныхзаконовпоразвитиютоварногорынкапришелсяна2002–2004гг.