Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разных играх.
Для классификации игрушек используются различные основания:
1. - по возрастному назначению (для новорождённых, для младенцев, для детей 1-2 лет, для детей от 3 лет, для детей от 5-6 лет и пр.);
2. - по материалу (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические и др.);
3. - по способу изготовления (кустарные, фабричные, самодельные);
4. - по способу использования детьми и воспитательному назначению (двигательные, сенсорные, конструктивные и пр.).
Существует классификация, которая предложена А.С. Макаренко. Он предлагал разделить игрушки на три типа:
1. Готовые игрушки (автомобиль, кукла, пароход). Эти игрушки знакомят ребёнка со сложными идеями, вещами, вызывают деятельность воображения.
2. Полуготовые игрушки (разрезные картинки, кубики, конструктор, разборные модели). Эти игрушки требуют активной деятельности, способствуют развитию логики и ума.
|
|
3. Игрушки-материалы (глина, песок, дерево, бумага).
Все три типа игрушек необходимо комбинировать.
Классификация Е. А. Флёриной, которая принята в теории и практике дошкольного образования. Эта классификация соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста:
1. Сюжетные игрушки имеют еще одно название - образные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущность как прототипов (образов) предметов, чем они и привлекают ребенка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название - сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт
2. Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.
3. Игрушки-забавы используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, повар, ловко пекущий блины, и др.
Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Игрушки-забавы помогают и воспитателю: устанавливают контакт с детьми, снимают напряжение, отвлекают от нежелательных действий.
|
|
4. Спортивныеигрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств как выдержка, организованность.
5. Музыкальныеигрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Имитируют по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные) и др.
6. Театрализованныеигрушки - это куклы - театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.
7. Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями.
8. Строительные иконструктивныематериалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и построек.
9. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрадки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели.