Лекция 4. ЭТИКА НАУКИ

Этика науки выступает как особая научная дисциплина, задача которой - выявление и постановка этических проблем, возникающих в научной деятельности. Формирование определённых этических норм и нравственных качеств - необходимое условие воспитания будущего учёного-исследователя.

Может ли быть наука объектом моральной оценки? Эта проблема существует на всём протяжении развития науки. Время показало очевидность этического, морального регулирования не только результатов научного познания, но и самой научной деятельности. Прогресс науки и техники, к сожалению, приносит людям не только одни блага, но создаёт определённые угрозы для существования человечества.

Слово «этика» происходит от греч. ethos - нрав, характер, обычай. Его ввёл в обиход Аристотель, который назвал этическими добродетели или достоинства человека, которые проявляются в его поведении - мужество, благоразумие, честность, а этикой - науку об этих качествах.

Слово «мораль» - латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом – нрав, обычай.Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis - моральный и moralitas - мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов «этический» и «этика».

Нравственность - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII в. и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

Таким образом, этика есть учение о нравственности и морали. По мнению Аристотеля, этика есть «практическая философия», поскольку она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика есть наука о должном, наука о ценностях и ценностном отношении человека к миру. С этой точки зрения, этика есть нормативная наука.

Если естественные науки - это изучение мира сущего, то этика - наука о нравственности, есть изучение мира должного. Если естественные науки изучают объективно существующее, считаем ли мы его плохим или хорошим, то для этики ценностное отношение имеет первостепенное значение. Этика описывает не только сами явления, но и формулирует их оценку. Этика - позволяющее должное и запрещающее недолжное поведение человека. Теория этого долженствования и нравственности и есть этика.

Наука о ценностях - аксиология (от греч. axia - ценность и logos -учение) исследует иерархию ценностного мира. Нравственные ценности - это то, что ещё древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладает, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные регулятивы - это правила поведения, ориентированные на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм - «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору («Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих Вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих Вас и гонящих Вас» и др.

Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь; например, честность не только признавать как добродетель, но последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью.

Этические ценности в науке опираются на общечеловеческие ценности. Учёному, как и любому члену общества присущи все общечеловеческие нравственные качества.

На всём протяжении человеческой истории наука выступает как форма духовного опыта человечества, знание всегда выступало как положительная ценность.

Всё, что создаёт наука, есть благо; просвещение, разум и добро идут друг с другом, более того, просвещение выступает, как необходимое условие нравственности. Учёный рассматривался как пророк, святой, мудрец, образец нравственности.

Научное познание представляет собой человеческую деятельность, оно есть результат этой деятельности, в конечном счёте, оно служит человеку. Поэтому гуманитарное, этическое измерение науки - неотъемлемая часть научного познания.

Наука как специфический вид человеческой деятельности имеет свой этос, свод норм и правил поведения научного общения, основанный на соответствующих идеалах и ценностях. В науке существует определённая система этических норм, определяющая, что допустимо и что недопустимо в научном сообществе, свой этический кодекс.

Этический кодекс - это свод моральных норм, которому следует отдельный человек или коллектив людей. Если речь идёт о профессиональной этике, то этические кодексы играют роль регулятора межличностных отношений, придают особый моральный смысл всей совместной деятельности людей.

В этическом кодексе всегда задаются высокие стандарты профессии, оговариваются основные правила этики поведения и указываются моральные ориентиры, которым должен следовать профессионал. Самый известный и, возможно, древнейший пример такого рода профессиональной этики - это клятва Гиппократа.

Основными этическими нормами научной деятельности являются: недопустимость фальсификаций, умышленного искажения истины в угоду внешним для науки ценностям (политическим, идеологическим, религиозным), запрет на плагиат, здоровый критицизм (обязательная проверка достоверности любых научных достижений).

Отдельная этическая проблема: наука и общество, социальные последствия научно-технического прогресса.

Истины науки должны быть выше политической идеологической или религиозной целесообразности. Однако учёный, как и все люди, живёт в обществе, для которого характерны те или иные политические и идеологические ценности и абсолютно свободным от них он быть не может. Отсюда возникают те или иные нравственные конфликты.

Если перед исследователем стоит дилемма: научная истина или иная практическая, политическая, житейская целесообразность, то решение должно быть принято в пользу научной истины, научной деятельности.

Каждый исследователь несёт ответственность перед коллегами, наукой, за достоверность результатов исследования. Эту ответственность принято называть профессиональной ответственностью. Оперируя различными данными, учёный не нуждается в контроле и управлении извне, а руководствуется профессиональной честью и совестью.

Важный этический момент - необходимость ссылок на авторство той или иной идеи при оформлении научных результатов. Наука - это непрерывный процесс, в котором тот или иной исследователь обязательно опирается на результаты той или иной школы, традиции. Вне культуры, вне научной традиции, школы не может возникнуть нового знания.

Исследователь должен быть нравственно требователен, прежде всего, к самому себе. Недопустимость фальсификаций, критическая проверка собственных экспериментальных и теоретических достижений. Не обманывать самого себя, значит тем самым не обманывать и других людей.

При постановке эксперимента необходимо сообщить обо всём, что может сделать его несостоятельным. Необходимо привести все причины, все сомнения, которые могут повлиять на результаты. Необходимо иметь в виду, что отрицательный результат в науке - тоже результат исследований. Публикация отрицательного результата подтверждает честность исследователя.

Огромное нравственное значение имеет признание научных заслуг со стороны коллег. Это признание может выражаться как цитированием в научной статье, так и присуждением престижных научных премий, например, Нобелевской. Принято также увековечивание имени учёного в названии закона или теории: законы механики Ньютона, периодическая система элементов Менделеева, теория относительности Энштейна и т.п.

Огромную роль в научной деятельности имеет доверие со стороны коллег. Взаимоотношения в научном сообществе во многом строятся на доверии между его членами. Научный результат после публикации становится достоянием научного сообщества, может быть подвержен критической проверке со стороны коллег. Однако всякий раз проверять результаты всех научных исследований весьма проблематично, поэтому необходимо доверять данным, которые получают коллеги.

Существует не только внутренняя этика науки, но и этические проблемы взаимоотношения науки и общества. Здесь речь идёт о нравственной и социальной ответственности науки в целом и отдельного исследователя перед обществом.

Нравственная (социальная) ответственность предполагает нравственный выбор. Нравственный выбор предполагает существование альтернатив, поэтому он должен быть свободным, должен исходить из нравственных ценностей исследователя. Через нравственный выбор реализуется нравственная ответственность учёного, ответственность перед обществом и человечеством.

Должны ли учёные отвечать за социальные последствия, сделанных ими научных открытий? Одними из первых с этими проблемами столкнулись физики-ядерщики. В августе 1945 г. на американские города Хиросима и Нагасаки были сброшены американские атомные бомбы. Погибли сотни тысяч людей.

Совершая блестящие научные открытия, физики не предполагали, что они могут иметь такие ужасные последствия. Реакция учёных на атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки была неоднозначной. Некоторые поддерживали эту акцию. Многие учёные выступили против бомбардировки. Некоторые, как Р. Оппенгеймер, одобрили бомбардировки, но впоследствии тяжело переживали за случившееся.

Позиция профессионализации, позиция «нейтральной», «чистой» науки, сформулированная в американской социологии науки, снимает с учёного нравственную ответственность. Профессионализация и специализация науки изменяет ценностные ориентации учёных. Учёный профессионал осуществляет строгий контроль и несёт нравственную ответственность только в сфере своей компетенции и не должен высказываться по вопросам, выходящим за рамки своей компетенции. Учёный несёт ответственность только за качество научного продукта, сами результаты научных исследований вне нравственности. Поэтому практическое применение научных открытий, их социальные последствия выводятся за рамки компетенции учёного.

Однако научное сообщество не может быть вне общества, этика науки не должна противоречить общечеловеческим нравственным ценностям. Исследователь, как и любой нравственный человек, не может равнодушно относиться к тем практическим, социальным последствиям, которые возникают в результате развития науки. Вопрос о согласовании профессиональных интересов учёного с его социальной ответственностью за результаты научных исследований не утратил своей актуальности и сегодня. Этот вопрос относится к числу таких вопросов, который не может быть решён раз и навсегда.

Учёный как человек должен занимать гуманистическую позицию. Наука - для человека, а не против него. Известный немецкий учёный В. Гейзенберг призывал учёного выходить за рамки профессиональных интересов.

Большинство учёных занимают активную общественную позицию. Узкопрофессиональная трактовка роли учёного не получила поддержку. Гуманистическая традиция науки не была прервана. 9 мая 1955 г. известный философ науки Б. Рассел огласил на пресс-конференции заявление учёных, которое стало называться манифестом Рассела-Энштейна и положило начало широко известному Пагуошскому движению за мир и разоружение. В манифесте подчёркивалась трагичность ситуации, в которой оказалось человечество в результате разработки оружия массового поражения. В наше время эта проблема остаётся столь же актуальной.

Образуются такие институты, как Всемирная хартия научных работников, цель которой признать и реализовать ответственность учёных перед обществом. В хартии научных работников отмечено, что ответственность за сохранение и дальнейшее благотворное развитие науки лежит и на самих учёных. При этом ответственность несут не только научные работники, но и всё общество.

В 70-е гг. ХХ в. был создан Римский клуб (неправительственное объединение учёных, политиков, бизнесменов) в рамках которого стали обсуждаться социальные последствия развития науки и научно-технического прогресса, глобальные экологические, энергетические, демографические проблемы.

Развитие науки, научные открытия последнего времени прямо затрагивают социальные и этические проблемы. Вопрос стоит о необходимости этических экспертиз, разрешающих или запрещающих дальнейшие исследования. Развитие биологии в ХХ в. поставило перед обществом ряд этических проблем. В связи с ростом научного интереса к биологии человека наблюдается оживление биологизаторских тенденций, так называемый социал-биологизм, суть которого заключается в некритическом перенесении биологических законов на социальные. С этой позиции - биологическое, а не социальное детерминирует поведение человека. Это произошло под влиянием психологии бессознательного З. Фрейда и этологии К. Лоренца и Р. Ардри. Метод сведения (редукции) этики к её биологическому компоненту, когда признаются «врождёнными» (а тем самым, в какой-то мере оправдываются как естественные и «вечные») многие отрицательные черты поведения человека и такие социальные явления как войны.

Социобиологическая концепция встречает критическое отношение со стороны со стороны многих учёных. Нельзя социальное неравенство объяснять биологическими причинами - возрастными, половыми, расовыми, индивидуально-генетическими.

Интерпретация исследований проблем биологии человека была связана с острыми этическими и идеологическими дискуссиями. К числу наиболее характерных проблем относятся: влияние возрастных различий на творческие способности людей, роль половых различий и их влияние на умственную деятельность, особенно в сфере науки, роль генетических различий в формировании социальной структуры общества; генетические и интеллектуальные различия между расами и этническими общностями. Поэтому сегодня учёным, занимающимся биологической проблематикой, необходимо помнить о возможной социальной и этической интерпретации результатов их исследований.

Ответственность учёных перед обществом при развитии таких современных направлений развития науки, как конструирование и внедрение в человеческий организм гибридных молекул ДНК, клонирование (выращивание из клеток организма такого же организма), трансплантация искусственных органов, создание новых лекарств, нейрохирургические эксперименты. Все эти проблемы требуют этического обоснования.

В последние годы этические проблемы генетики человека, применения методов клонирования, генной инженерии выходят на первый план. Здесь возникает множество вопросов, требующих тщательного исследования.

Генная инженерия изучает структуры и механизмы, осуществляющие процессы управления ростом и развитием биологических организмов. Отсюда возникает возможность непосредственного вмешательства в эти процессы путём перестройки в желаемом направлении генетической программы организмов. В этом случае тончайшие преобразования на уровне микроструктуры отдельных клеток могут привести к значительным эффектам на макроуровнях организма, популяции, даже биосферы. Поэтому необходимо учитывать социально-этическое содержание исследований в сфере генной инженерии.

Генная инженерия может заключать потенциальную угрозу для человечества, поскольку затрагивает механизмы генетических саморегулирующихся процессов, в конечном счёте, самой жизни. Небрежность или некомпетентность экспериментатора могут привести к непоправимым последствиям.

С другой стороны, в чьих руках будут находиться достижения и возможности генной инженерии. Огромную опасность методы генной инженерии представляют в руках разного рода злоумышленников в военных целях, не меньшую опасность представляют разного рода шарлатаны, оказывающие медицинские услуги людям.

Всё это вызвало и вызывает серьёзную озабоченность учёных всего мира и широкой общественности, привело к широкой дискуссии о возможностях и условиях применения экспериментов в области генной инженерии. Главный вопрос, кто будет решать - какие гены работают правильно, а какие неправильно? Страх перед тем, что эти решения будут приниматься диктаторами во имя упрочения своей власти, сделал генную инженерию символом моральных проблем, символом устрашающего потенциала современной науки и техники.

В последние годы остро встала проблема использования стволовых клеток в медицине для лечения больных. В связи с этим возникают проблемы этического, нравственного характера. Можно или нельзя применять человеческие стволовые клетки для лечения болезней? Оправдано ли использование одной человеческой жизни ради другой? Правильно ли стремиться к собственному здоровью за счёт разрушения другой человеческой жизни? Можно ли разрушать жизнь человеческого эмбриона для получения стволовых клеток? Без этической экспертизы этих проблем решить нельзя. Этика вплотную входит в проблематику научных исследований.

Поэтому сам прогресс науки заставляет исследователя ставить перед обществом этические и социальные проблемы. Исследователь вправе выходить за рамки своей узкой профессиональной деятельности и как гражданин нести социальную и нравственную ответственность.

Социальные последствия научно-технического прогресса становятся объектом постоянного и пристально внимания учёных. Экологическое движение, возникшее в 60-е гг. XX в., пробудило в общественном сознании беспокойство в связи с растущим загрязнением окружающей среды. Учёные включены в экологическое движение не только своими общественными, но и профессиональными интересами. Экологической проблематике посвящено множество современных научных исследований, причём не только прикладного, но и фундаментального значения.

Бурный прогресс кибернетики и вычислительной техники, широкое внедрение роботов и компьютеров, Интернета, проникающих в самые разные сферы жизни, ставит немало неожиданных и острых вопросов о свободе и суверенности личности, о судьбе демократических ценностей. При этом ставится вопрос о создании так называемой «компьютерной этики». Многие из этих вопросов предвидел основоположник кибернетики Н. Виннер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: