Таблица 1
Уровни индивидуальности | Свойства индивидуальности | |
1. | Уровень свойств организма | а) биохимические свойства (особенности обменных процессов, неповторимая структура белка, тканей органов, пропорций гормонов, выделяемых эндокринными железами) б) общесоматические свойства (вес, рост, мышечная масса, давление крови, объем легких, сила сокращения мышц, общее состояние здоровья человека, его общая трудоспособность, наличие хронических заболеваний, особенности конституции[7]) в) нейродинамические свойства (особенности развития нервной системы, типологические свойства нервной системы, функциональная асимметрия мозга) |
2. | Уровень индивидуально-личностных свойств | г) темперамент (рассматривается В.С. Мерлиным как вторичное индивидное свойство, характеризующее устойчиво повторяющиеся динамические особенности поведения человека) д) психические свойства личности (особенности характера, психических процессов, способностей и опыта, мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-волевой регуляции, особенности речи, движений, мимики и пр.) е) возрастно-половые свойства[8] – антропологи выделяют следующие разновидности термина «пол»: пол генетический – устанавливается на основе исследования генов (у женщин, как известно, половые хромосомы выражены сочетанием XX, а у мужчин – XY); пол гормональный – определяется по преобладанию выработки эндокринными железами мужских (тестостерон, андроген) или женских (эстроген и прогестерон) гормонов; пол морфологический, или соматический, – определяется строением внутренних и наружных половых органов, особенностями строения тела, типом распределения волосяного покрова; пол гражданский – обозначение формальной принадлежности данного человека к группе мужчин или женщин, которое закрепляется отметкой в паспорте; пол психологический – внутреннее ощущение человеком своей идентичности или принадлежности к группе мужчин или женщин, выбор им социально ожидаемого способа поведения, типичного для женщин или мужчин; пол социальный – типичный способ поведения людей, который складывается в обществе под влиянием воспитания, культурных традиций |
3. | Уровень социально-психологических свойств личности (метаиндивидуальность[9]) | ж) осуществление социальных ролей в группе (в семье, в группе друзей, в учебной группе, в трудовом коллективе, в профессиональном сообществе) з) осуществление социальных ролей в социально-исторических общностях (этническая, классовая идентичность) |
Человек представляет собой целостное единство индивидуальных свойств разных уровней. В разных жизненных ситуациях могут быть особенно важными различные свойства. Главным основанием для выделения уровней интегральной индивидуальности служили для В.С. Мерлина содержательно-концептуальные предпосылки, представления о генезе и функциональной роли каждого из указанных свойств в жизнедеятельности человека. Дополнительным основанием были статистические связи между индивидуальными свойствами. В частности, свойства, относящиеся к разным уровням интегральной индивидуальности, оказались связанными много-многозначными связями, тогда как свойства одного уровня имели более выраженные однозначные связи.
|
|
|
|
В.С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности (ИСД):
1) формирование «симптомокомплексов», характеризующих отдельные свойства личности;
2) изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств по мере их развития;
3) возникновение новых связей между индивидуальными свойствами, например, возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллектуальными свойствами и отношениями личности.
В.С. Мерлин отмечал, что стиль отражает «взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях... Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи».
10.2. Исследование индивидуального стиля деятельности
в психологии труда
В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 50-х гг. XX в. в работах В.С. Мерлина, Е А. Климова и др.
индивидуальный стиль деятельности (по В.С. Мерлину) – системообразующее звено, формирующее интегральную индивидуальность человека.
индивидуальный стиль деятельности в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями (Носкова О.Г., С.171).
индивидуальный стиль деятельности - индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности (Е.А. Климов).
ИСД проявляется на поведенческом уровне (доступном внешнему наблюдателю) в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, качественных особенностях продукта деятельности. Могут быть выделены и внутрисубъектные особенности ИСД – типичные стратегии деятельности, своеобразные особенности функционирования в деятельности, обусловленные свойствами индивидуальности, разная субъективная значимость компонентов деятельности, своеобразие форм сознательного контроля, саморегуляции действий, состояний (Климов Е.А., 1959, 1969, Моросанова[10] В.И., 2001 и др.).
Относительно устойчивый ИСД может сложиться у человека тогда, когда он будет обладать относительно устойчивыми свойствами индивидуальности. Как показывают исследования в области психологии развития, интегральная индивидуальность складывается в онтогенезе к подростковому возрасту, по мере завершения созревания структур мозга, нервной системы человека.
ИСД как проявление особенностей функционирования человека может быть относительно устойчив на достаточно длительных отрезках онтогенеза (в течение нескольких лет) в зависимости от сохранения относительной устойчивости свойств индивидуальности, составляющих ядро ИСД. Разные свойства индивидуальности человека могут приобретать качества основных, или ядерных, в структуре ИСД в зависимости от функционального содержания выполняемой деятельности (иначе говоря, от требуемых от субъекта функций).
|
|
Так, типичный для человека ИСД в видах деятельности, предъявляющих особые требования к психодинамическим свойствам субъекта, будет относительно устойчивым в жизни человека до тех пор, пока будут сохраняться в качестве относительно устойчивых соответствующие свойства его индивидуальности. ИСД может быть связан со свойствами индивидуальности разных уровней, с некоей их совокупностью (например, с психодинамическими свойствами организма, особенностями его характера, свойствами памяти, интеллекта, свойствами метаиндивидуальности). Если указанные свойства индивидуальности меняются с возрастом или в результате специальной тренировки либо снижаются вследствие болезни, травмы, то и ИСД, обусловленный этими свойствами, будет изменяться.
В.А. Толочек отмечает, что в процессе деятельности способы ее выполнения могут меняться, но при этом сохраняется некоторая ее устойчивая часть. При неэффективной деятельности, в условиях стресса субъект может использовать способы деятельности, неадекватные ее условиям. Стиль изменчив в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, но существуют и универсальные формы стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, деятельности.
Изучая зависимость индивидуального стиля деятельности от эффективности труда, Е.А.Климов отмечает, что эффективный стиль трудовой деятельности не формируется сам собой, дается нелегко, требует поисков. Эффективность обучения будущих профессионалов может быть повышена в том случае, если у ученика и учителя окажутся сходные свойства индивидуальности, а именно выраженная подвижность или инертность нервных процессов. В этом случае приемы работы, стратегии организации, планирования работы, составляющие суть ИСД, рекомендуемые ученику, будут адекватны свойствам его индивидуальности, обучение может быть в этом случае индивидуализировано, профессиональная адаптация пройдет успешнее. Аналогичные результаты исследования приведены в работе В.А. Толочека.
|
|
Исследуя особенности профессиональной деятельности и социально-производственной среды, требования профессии к личности, индивидуальности, опыту субъекта деятельности, психолог может помочь в составлении индивидуализированных программ профессиональной подготовки, в ускорении и облегчении этапа начальной профессиональной адаптации, в преодолении трудностей профессионального становления, развития интерналов в самых разных видах труда.
Не всегда в определенных видах деятельности людям удается выработать эффективный ИСД, так как они не обладают необходимыми свойствами индивидуальности. ИСД может оказаться неэффективным также и в том случае, если он выработан стихийно, с малым участием рефлексии субъекта, если ИСД сложился в определенной деятельности, но при изменении ее содержания, условий выполнения субъект не внес никаких корректив.
Учитывая многообразие форм трудовой деятельности, можно прийти к общему заключению: человек может обладать инвариантными особенностями деятельности, стихийно сложившимися в его прошлом опыте и проявляющимися в разных формах его активности. Если субъект деятельности пассивен, не проявляет выраженной заинтересованности в результатах труда, он будет действовать в новой профессиональной роли в соответствии со своим прошлым опытом, с ранее сложившимися операциональными установками, т.е. он будет обладать некоторым ИСД, но этот ИСД может быть неэффективным, неадекватным новой конкретной трудовой деятельности.
Неэффективные варианты ИСД особенно активно стали исследоваться в отечественной психологии последние 10-15 лет. Выявление подобных неоптимальных ИСД профессионалов является специальной задачей для психологов, занимающихся психологическим сопровождением профессионального становления личности, особенно на этапе начальной профессиональной адаптации (Дикая Лариса Григорьевна, 2002, Институт психологии РАН и др.).
Эффективный ИСД может быть сформирован при следующих условиях:
- существование в деятельности «зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач, форм временной организации деятельности. Если деятельность жестко регламентирована по способам и временному режиму выполнения, субъект деятельности вынужден действовать по предписанию и его продуктивность будет в большей мере зависеть от наличия у него требуемых деятельностью индивидуальных свойств, возможности приспособления его будут ограниченны. И наоборот, чем больше зона неопределенности, тем в большей мере успех деятельности будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения, в котором можно учесть собственные преимущества и недостатки и добиться эффективного выполнения поставленных целей.
- наличие у человека способностей, обусловленных природными задатками (окраска голоса, тембр, музыкальный слух – для оперного певца; эмоциональная гибкость, выразительность мимики, особенности устной речи – для драматического актера; зрительная память, воображение – для художника и т.д.)
- высокий уровень развития таких природно обусловленных свойств индивидуальности как сильная нервная система, гибкость, подвижность нервных процессов и психических функций и пр.
По показателю возможности или трудности формирования эффективного ИСД (подготовки эффективных работников) К.М. Гуревич[11] выделил два вида профессий:
Профессии первого типа – виды деятельности, в которых
А) отсутствует зона неопределенности, т.е. жестко заданы способы выполнения, либо неопределенность слишком высока (профессиональные задачи очень разнообразны и в профессиональном обучении нельзя подготовить человека к их успешному выполнению, отсутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения);
Б) деятельность выполняется в экстремальных условиях;
В) деятельность требует трудно развиваемых свойств индивидуальности.
Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем полезен профессиональный отбор для обеспечения высокопродуктивной деятельности. Эти случаи соотнесения требований профессии и субъекта труда К.М. Гуревич называет абсолютной профессиональной пригодностью.
Профессии второго типа, где:
А) деятельность имеетневысокую степень разнообразия профессиональных задач, и может быть выработан алгоритм успешного выполнения задач.
Б) деятельность, имеющая известную «зону неопределенности», позволяющую выбрать оптимальные внутренние и внешние способы деятельности, компенсирующие ограничения и опирающиеся на преимущества индивидуальных свойств субъекта.
Для профессий второго типа К.М. Гуревич предлагает использовать термин «относительная профессиональная пригодность», означающий, что успех деятельности может быть обеспечен ИСД, сформированным в профессиональном обучении и в ходе профессиональной адаптации.
Формирование ИСД предполагает, что освоение профессии рассматривается как процесс «распредмечивания, индивидуализации нормативно-заданного (одобряемого) способа деятельности». Основные этапы формирования эффективного ИСД:
1) когнитивный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятельности);
2) практический этап как центральный момент формирования психологической структуры деятельности, при этом сначала осваиваются отдельные действия, а затем – деятельность в целом.
Обобщенную схему формирования ИСД можно представить так:
1. Освоение нормативно-одобряемой, изначально заданной, «правильной» деятельности (образ всей нормативно-заданной деятельности – это фактически формирование нормативной ориентировочной основы действия – ООД). Здесь выделяются следующие основные подэтапы:
- построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности);
- освоение отдельных действий; освоение множества действий и деятельности в целом.
2. Освоение деятельности по-новому образцу (т. е. формирования индивидуального стиля деятельности). Подэтапы данного этапа:
- освоение отдельных действий на основании новых, собственных представлений работника;
- освоение новой деятельности в целом – на основе уже освоенного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально приспособленной к себе в результате постепенного формирования индивидуального стиля деятельности).
При этом можно говорить о «парадоксе» освоения профессиональной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда. Полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так, как «положено» (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности). Полноценное профессиональное творчество возможно лишь при наличии «тылов» в виде освоенной нормативно-заданной деятельности (которая позволяет выполнять задания в случае неудач при творческом экспериментировании).
В. А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирается как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности.
К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности; к бессознательным механизмам ИСД – формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения, легкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс деятельности.
Поскольку ИСД проявляется не только во внешнем поведении, но и во внутреннем плане субъекта деятельности, в его сознании, субъективных стратегиях, смысловых оценках, направленности внимания и т.д., в исследовании ИСД необходимо использовать методы психологии труда: наблюдение и фиксация профессионального поведения и его результатов, тесты, метод анализа продуктов деятельности, беседа, интервью, субъективное шкалирование, экспертная оценка, биографический метод.
Последовательность исследования ИСД включает следующие процедуры:
1. Предварительно следует составить некий образец успешного выполнения профессиональной деятельности, нормативно заданный (или построенный на материале деятельности какого-либо успешного работника).
2. Выделить требования профессиональной деятельности, конкретной ситуации труда, производственной среды к работнику, а именно к его свойствам, относящимся к разным уровням интегральной индивидуальности. Выделенные индивидуальные свойства могут использоваться в интерпретации индивидуально своеобразных приемов работы, которые могут быть обнаружены при наблюдении профессионального поведения.
3. Намеченные требуемые для успешной деятельности свойства индивидуальности затем могут быть экспериментально оценены у работников разной степени успешности с помощью различных тестов.
4. В итоге исследования могут быть выделены разные по связи с успешностью в труде стили профессиональной деятельности, а также, возможно, разные стили у одинаково высокоуспешных профессионалов.
5. Варианты ИСД могут быть скорректированы в рамках специально организованных тренингов либо могут стать образцом для начинающих работников как примеры успешных форм профессиональной адаптации.