АТТЕСТАЦИЯ [29] – кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня исполнения трудовой деятельности, а также качеств и потенциала личности предъявляемым требованиям.
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ [30] (human recourses management) – планирование, организация и практическая работа с персоналом организации ипотенциальными кандидатами, предполагающая согласование актуальных и перспективных целей и интересов людей и организации и ориентированная на него.
Подбор, расстановка, ротация кадров, управление человеческими ресурсами в целом не есть произвол, волеизъявление или частное решение руководства. В действительности это всегда сложные процессы согласования множества аспектов совместной деятельности людей, согласование интересов работника иорганизации. Это всегда процессы интеграции множества систем: субъект труда – условия рабочего места – трудовые функции – служебные обязанности – индивидуальность партнеров – особенности первичного коллектива – стиль руководства – кадровая политика – корпоративная культура. Все эти функции органично взаимосвязаны в единой системе, которая в последние годы именуется кадровой политикой или системой управления человеческими ресурсами.
Аттестация– это юридически определенный порядок оценки специалистов, который проходит на предприятиях через установленный промежуток времени (Трудовой кодекс РФ предусматривает проведение аттестации каждые 5 лет, а по некоторым профессиям, связанным с опасными и особыми условиями труда – каждые 3 года).
Различают несколько видов процедуры: итоговая, промежуточная, аттестация по особым обстоятельствам, оценка деловых качеств.
Итоговая аттестация проводится при планируемом изменении качества деятельности сотрудника и оплаты его труда: перевод на другую работу, другую должность, направление на учебу, изменение трудового договора.
Промежуточная аттестация проводится через определенные установленные временные промежутки и направлена на оценку и стимулирование деятельности сотрудника.
Аттестация по особым обстоятельствам осуществляется экстренно в отношении отдельных работников (награждение, судебные разбирательства и пр.).
Оценка деловых качеств работника – часть возможных процедур аттестации и может проводиться для решения разных производственных и управленческих задач в соответствии с целями кадровой политики.
Аттестация, как и другие формы оценки работников, может происходить по-разному. Одной из наиболее простых моделей является использование руководителем формальных и неформальных критериев в течение аттестационного периода – выполнение работником индивидуальных планов и должностных инструкций, динамика становления его профессионализма. Эта модель предполагает активную обратную связь и поддержку работника со стороны руководителя. Ее недостаток – возможная субъективность оценок эксперта.
Более сложные модели, например привлечение группы экспертов, занимающих разные иерархические позиции, тоже не снимают проблему субъективных искажений. Личностная пристрастность экспертов сохраняется; при таком методе латентное влияние имеют неформальные отношения оцениваемого и экспертов; оценки экспертов, занимающих разные позиции в служебной иерархии, слабо согласуются.
Общая стратегия аттестации может быть следующей:
1-й шаг – разработка процедуры аттестации:
1) определение целей;
2) выработка «прозрачных» критериев и условий аттестации.
2-й шаг – информирование аттестуемых, описание процедуры аттестации.
3-й шаг – проведение аттестации:
1) компьютерная диагностика;
2) собеседование;
3) оценка прямых руководителей;
4) заключение экспертов.
4-й шаг – определение результатов аттестации. Аттестация эффективна при соблюдении следующих условий:
а) оценивается служебная деятельность, а не личностные черты;
б) оценивается планируемая деятельность (при отсутствии плановых заданий оценка труда работника становится весьма проблематичной);
в) проводится прямая оценка деятельности сотрудника руководством и обмен мнениями – организация обратной связи во взаимодействиях руководителей и исполнителей;
г) систематичность оценки труда сотрудников.
Изменение философии взаимоотношений организации и человека в последние полвека привели к принципиальному изменению характера деятельности прежних отделов кадров. В функции кадровых служб современных предприятий, работающих по новым технологиям, входит:
1) планирование трудовых ресурсов – определение потребности в кадрах в зависимости от стратегии развития производства;
2) создание резерва персонала, подбор в кандидаты, определение групп резерва;
3) отбор персонала из групп резерва;
4) оформление трудовых контрактов;
5) оценка трудовой деятельности каждого работника;
6) перевод, повышение, понижение, увольнение в зависимости от результатов труда;
7) профориентация и адаптация – введение новых работников в коллектив, их включение в процесс производства;
8) определение заработной платы и льгот в целях привлечения, сохранения и закрепления кадров;
9) обучение кадров;
10) подготовка руководящих кадров;
11) управление дисциплиной.
В полном объеме функции управления персоналом реализуются в содержательно разных направлениях деятельности:
1) анализ содержания функциональных обязанностей каждого работника;
2) планирование потребности в персонале;
3) подбор, создание базы данных, отбор персонала;
4) найм и увольнение;
5) ориентация, адаптация и обучение новых работников;
6) управление оплатой и стимулирование труда;
7) оценка деятельности работника;
8) управление коммуникациями в организации;
9) переподготовка, развитие и планирование карьеры работников;
10) управление безопасностью труда
Среднее по численности предприятие требует создание группы специалистов по кадрам (2-5 чел.).
Стихийное развитие организации нередко сдерживается из-за потери контроля над деятельностью ее персонала в силу неадекватности прежних управленческих структур. Крупные производственные или коммерческие структуры становятся перед острой необходимостью создания разветвленной службы управления персоналом по различным направлениям деятельности в области человеческих ресурсов, возглавляемой директором по персоналу или заместителем генерального директора.
Структура кадровой службы может существенно различаться в зависимости от масштаба предприятия, характера его деятельности, корпоративной культуры. Для малых предприятий типично совмещение ряда функций одним работником или же совмещение должности кадровика с другими (секретарь, юрист, бухгалтер). В крупных организациях в компетенцию отдела кадров традиционно включают следующие направления работы:
1) планирование;
2) отбор и найм;
3) увольнение;
4) личные дела;
5) базы данных;
6) учет рабочего времени;
7) резерв кадров;
8) воинский учет;
9) дисциплина;
10) служебные инструкции, трудовое законодательство и т. п.;
11) учебные заведения;
12) миграционная служба.
В компетенцию отдела обучения и развития входят следующие направления работы:
1) планирование и организация работы с персоналом;
2) адаптация;
3) внутрифирменная подготовка;
4) аттестация;
5) развитие персонала;
6) планирование карьеры;
7) психологическая и социальная поддержка.
В компетенцию отдела оплаты и стимулирования работников обычно входят:
1) штатное расписание;
2) структура зарплаты;
3) медицинское страхование;
4) социальное страхование;
5) пенсионное обеспечение;
6) условия командирования;
7) возврат личных затрат;
8) ссуды;
9) условия оплаты и премирования;
10) рабочие правила;
11) охрана труда;
12) аттестация рабочих мест.
В компетенцию отдела коммуникаций включают следующие функции:
1) внутренние связи;
2) информационно-справочное обеспечение;
3) международные связи;
4) переводы;
5) профессиональные клубы и ассоциации;
6) организация праздников;
7) сфера досуга, спорт и т. п.
На крупных современных предприятиях основными функциями директора по персоналу, как правило, являются:
1) философия и политика компании по работе с персоналом;
2) организация и функциональная структура организации;
3) статистическая отчетность по кадрам;
4) трудовое законодательство;
5) связи с профессиональными объединениями, клубами;
6) связи с правительственными и муниципальными профильными организациями.