Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф. Герцберга

Американский психолог Фредерик Герцберг развил идеи А. Маслоу о потребностях и их реализации в труде (Herzberg F., 1959). Он провел опрос 400 работников лакокрасочной компа­нии, пытаясь выяснить, что побуждает людей работать более ин­тенсивно и качественно и какие факторы труда влияют на отно­шение к работе и удовлетворенность трудом.

Ответы были классифицированы по группам. Изучая собранный ма­териал, Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами.

На удовлетворенность работой влияют:

· достижения (квалификация) и признание успеха,

· работа как таковая (интерес к работе и заданию),

· ответственность,

· продвижение по службе,

· возможность профессионального роста.

Эти факторы он назвал «мотиваторами».

В свою очередь, на неудовлетворенность работой влияют совсем иные факторы:

· способ управления,

· политика организации и администрация,

· условия труда,

· межличностные отношения на рабочем месте,

· заработок,

· неуверенность в стабильности работы,

· влияние работы на личную жизнь.

Эти внешние факторы получили название «факторов контекста», или «гигиенических» факторов.

Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями лич­ности в самовыражении. Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями. С этими факторами легко связать неприятные ощущения, которых необхо­димо избегать. По мнению Герцберга, факторы, вызывающие удовлет­воренность и неудовлетворенность работой, не являются противополож­ностями в одном и том же измерении (рис. 2).

Каждый из них находится как бы в собственной шкале измерений, где один действует в диапазоне от минуса до нуля, а второй – от нуля до плюса. Если мотивационные факторы создают плохую ситуацию, то ра­ботники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой, а дают скорее нейтральное отношение.

 

Традиционный биполярный взгляд

 
 


Удовлетворенность Неудовлетворенность

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: