Концепция личности – методологическая основа криминологического учения о личности преступника

Основные положения и значение для теории личности преступника:

1. в философии личность рассматривается как социальная сущность человека, обусловленная системой общественных отношений и проявляющаяся в позициях, которые занимает индивид в бесчисленном множестве своих контактов с другими людьми.

2. Личность – понятие классовое. Оно связано с характером социально-экономической формации, с положением человека в системе … отношений, воплощает в себе социальные черты, присущие определённым социальным классам и группам.

3. Личность как продукт социального развития, как единство общего, особенного и единичного.

4. Социальные качества конкретной личности связаны с уровнем общественного сознания человека, с содержанием его внутреннего, духовного мира.

5. в личности признаются её мобильность и изменчивость.

6. общественная опасность – специфическое социальное качество преступности.

 

Наука и практика выработала некоторые критерии личности преступника:

o рецидив преступлений;

o низменные мотивы преступления;

o особо жестокий и изощрённый способ совершения преступления;

o обстоятельства, лежащие за рамками преступления (пьянство, аморальное поведение, нежелание честно трудиться и др.)

В понятие общественной опасности личности преступника включается не только её социальная характеристика, но и отражается та объективная реальность, что данное лицо способно в определённой ситуации пренебречь общественными интересами и совершить преступление.

Рассматривая общественную опасность как способность лица совершить преступление при определённых обстоятельствах необходимо учитывать, что 1) способность совершить преступление не вытекает из каких-либо врождённых способностей человека, а связано с социально обусловленными свойствами и качествами личности; и 2) эта способность не означает фатальной неизбежности, предопределённости совершения преступления.

Структура личности преступника:

· социально-демографические и социально-ролевые качества;

· нравственно-психологические;

· уголовно-правовые.

1я группа– пол, возраст, образование, социальное происхождение и положение, род занятий, проф. принадлежность, семейное положение и т.д.

2я – взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные стремления, установки, мотивация, интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества и т.д.

3я – направленность посягательства, устойчивость антиобщественной направленности, степень организованности преступлений, длительность преступной деятельности, отношение к содеянному (раскаяние и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: