При написании научных тезисов самым главным является соблюдение правила: в каждом предложении, написанном Вами должна раскрываться новая информация. Только придерживаясь этого правила можно написать содержательный текст.
Краткость конечно сестра таланта, но и тезисы объемом 1 страница можно сделать абсолютно бессодержательными. Такое встречается, когда автор в 90% содержания тезисов обозначает актуальность исследуемой проблемы и важность ее исследования, а непосредственно про свое исследование пишет буквально 2 предложения.
Так как же правильно писать тезисы объемом 1-2 страницы?
Вне зависимости от того, пишете ли Вы тезисы по результатам теоретических или эмпирических исследований, необходимо четко обозначить ответы на 3 вопроса:
I. О чем конкретно я пишу (что я исследовал)?
II. Что конкретно я получил?
III. Что все это значит?
Ответ на эти 3 вопроса и будет составлять 3 основных абзаца Ваших тезисов.
I. О чем конкретно я пишу (что я исследовал)?
О чем это я?»
|
|
Если объект Вашего исследования общеизвестное явление, то можете непосредственно обозначить актуальность исследуемого феномена
Например: «Компьютерная зависимость является одной из важнейших проблем современного общества»
Если же Вы исследуете не широко известный феномен, необходимо в первом же предложении обозначить его определение, а во втором предложении обозначить актуальность этой проблемы для исследования
Например: «Кибербуллинг – это …». «Сегодня кибербуллинграспространен как в подростковой среде, так и среди взрослых»
И что?»
В первых предложениях Вы обозначили актуальность исследуемого феномена. Расписывать его важность и значимость в рамках написания тезисов не нужно. Вторым пунктом в тексте должен быть непосредственный переход к проблеме Вашего собственного исследования.
Когда в первом предложении Вы пишете «Компьютерная зависимость является одной из важнейших проблем современного общества» - Вы не открываете ничего нового для читателя. Это общеизвестный факт, дальше то что? Вы должны сразу ответить на вполне резонный вопрос читателя – «В данной работе мы рассматриваем различия в характере проявления компьютерной зависимости у работающих и обучающихся юношей (16-22 лет)». Далее у читателя возникает вопрос – Почему это именно у них Вы решили исследовать компьютерную зависимость? Вы должны аргументировать свой конкретный выбор (то есть обозначить: почему участвует в исследовании именно эта выборка, или выбран именно этот отрезок времени, или используются именно эти методы).
А как?»
Если Вы описываете результаты своего эмпирического исследования, то Вы просто обязаны дать читателю ответ на вопрос: Как же Вы проводили свое исследование? В зависимости от специфики текста необходимо обозначить методы, этапы, условия исследования (или что-то одно). Опять же расписывать подробности нет необходимости. Если Вы использовали какие-то методы, методики – просто обозначьте их название. Если исследование проходило в несколько этапов – просто обозначьте количество этапов и их смысл.
|
|
Например: «Исследование проводилось в 2 этапа: на первом с помощью методики «Х» мы отобрали 50 юношей с высоким уровнем компьютерной зависимости; на втором предложили отобранной группе респондентов ответить на вопросы авторской анкеты (30 вопросов с открытыми ответами)» - таким образом, мы в одном предложении обозначили и то, сколько человек приняло участие в исследовании и количество этапов исследования и какие методы использовались.