Участникам игры задается несколько ситуаций. Например:
• друг забыл вернуть книгу, которая вам нужна;
• собеседник занимает вас разговором, а вам необходимо уйти;
• вы делаете замечание подчиненному за его опоздание на работу;
• люди, сидящие сзади вас в театре, мешают вам громким разговором;
• вас останавливают на улице и настойчиво предлагают товар, который вам не нужен;
• друг просит одолжить вашу новую куртку, а вы опасаетесь, что он ее порвет или испачкает;
• вы узнаете, что ваш друг рассказывал на предприятии факты из вашей личной жизни, которые были ему доверены как тайна.
В каждой ситуации необходимо продемонстрировать три типа ответов: уверенный, неуверенный и агрессивный. Перед началом ответа участник объявляет, какой именно тип ответа будет высказан. В первой ситуации они могут, например, звучать так:
Агрессивный: «Я знал,что тебе нельзя доверять,когда ты обещал,что вернешь книгу вовремя».
Неуверенный: «Я знаю,что надоедаю тебе,но,как ты думаешь,несможешь ли ты вернуть книгу в ближайшее время?»
|
|
Уверенный: «Я считал,что мы договорились,когда ты обещалвернуть мне книгу сегодня. Буду признателен, если ты принесешь ее не позднее пятницы».
Необходимо, чтобы тон голоса, поза, выражение лица соответствовало словам. При проведении игры в группе разные участники могут предлагать свои варианты. Для лучшего включения в роль можно вспомнить наиболее уверенного, неуверенного и агрессивного из своих знакомых и постараться его сыграть. Можно выйти за пределы одной реплики, в этом случае собеседник имеет право выбрать любую позицию, а основной участник должен сохранять заданный тип ответов. Желательно, чтобы члены пары менялись ролями.
После игры проводится обсуждение по вопросам: можно ли считать данный ответ уверенным (неуверенным, агрессивным)? Какой тип ответов у этого человека получается лучше, а какой – хуже? Какие чувства вызывают у собеседника те или иные типы ответов? Как лучше всего реагировать на определенные типы ответов?
Инструкция по выполнению практической работы. При подготовке к семинарским занятиям необходимо: выбрать наиболее значимый вопрос по предложенной теме; самостоятельно организовать поиск и изучение материалов с привлечением ресурсов Internet по данной проблеме; письменно представить тезисы по анализу теоретических аспектов исследуемого вопроса; сформулировать практические рекомендации по использованию полученной информации; оформить список литературы и ссылок на электронные источники.
После подведения итогов по вопросам семинара и анализа ситуаций необходимо ответить на вопросы предложенного теста в котором предполагается один правильный ответ.
|
|
Форма контроля и критерии оценки:
Оценка за семинарское занятие и решение практических ситуаций выставляется за правильный и развернутый ответ по вопросу и активное участие в обсуждении.
«Отлично» устный ответ полный, затронувший все аспекты обсуждаемого вопроса.
«Хорошо» - ответ может содержать неточности, или более глубокое исследование лишь нескольких сторон проблем.
«Удовлетворительно» - поверхностный анализ вопросов
«Неудовлетворительно» - слабая ориентация в понятиях и в вопросе.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Уч. пособие.-М.: ИНФРА–М, 2011.
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Питер: «Мастера психологии», 2011. – 576 с.
3. Кузнецов И.Н. Технология психологии общения. – Минск, 2012. – 203 с.
4. Интернет-ресурсы: www.Psychology Online.Netwww.laiko.narod.ruwww.hr-portal.ru
Тема 2.4. Психология общения
Название практической работы: Анализ производственных ситуаций при обслуживании гостей в предприятиях общественного питания.
Учебная цель: научиться определять и анализироватьпроизводственные ситуации при обслуживании гостей в предприятиях общественного питания.
Учебные задачи:
1. научить понимать других членов группы, а также эффективно работать в коллективе;
2. научить управлять эмоциями, принимать конструктивные решения.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:
Студент должен
уметь: применять приемы делового и управленческого общения в профессиональной деятельности;
знать: психологию труда в профессиональной деятельности; психологию коллектива и руководства.
Обеспеченность занятия (средства обучения): интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, учебники, бланки с ситуациями.