Для обеспечения надлежащего зажима волокна и создания необходимого поля сил трения поверхность цилиндров делается рифленой.
Под действием нагрузки на валики волокна и эластичное покрытие валика вдавливаются в канавки между рифлями цилиндра. Этим увеличивается надежность зажима волокна, валик приобретает скорость, равную скорости цилиндра.
Многочисленные эксперименты и повседневный опыт фабрик указывают на большое влияние профиля и состояние рифлей на ход технологического процесса и на величину необходимой нагрузки на валик.
Среднее удельное давление между цилиндром и валиком зависит от ширины ленточки; при увеличении ширины уменьшается удельное давление и соответственно возрастает необходимая нагрузка на валик. Слишком малая ширина приводит к быстрому износу эластичного покрытия валика и даже к повреждению волокон.
Во избежание износа и случайных повреждений рифленая поверхность цилиндра должна обладать высокой твердостью. Твердость поверхности переднего цилиндра должна быть не ниже HRC 55, а остальных цилиндров не ниже HRC 50. Цилиндры изготовляются из малоуглеродистых сталей 10 или 15 (с соответствующей термической обработкой), либо из стали 45 с поверхностной закалкой токами высокой частоты. Длинная линия цилиндров испытывает напряжения изгиба и скручивания, поэтому для нормальной работы необходимо иметь при высокой поверхностной твердости прочный и вязкий материал. Сквозная закалка цилиндров недопустима из-за хрупкости. Рифленые поверхности цилиндров должны быть обработаны по 8-му классу чистоты, биение не должно превышать 0,03–0,05 мм.
|
|
Чем больше частная вытяжка е, тем меньше должен быть допуск на биение; при е > 20 биение должно быть не более 0,02 мм.
Диаметр рабочей рифленой части цилиндров зависит от длины волокна и номера перерабатываемого продукта. Чем больше длина волокна и ниже номер перерабатываемого продукта, тем диаметр цилиндров может быть большим. На ленточных машинах для хлопка диаметры передних рифленых цилиндров 50 мм, на ровничных машинах 28–32 мм, а на прядильных машинах 25 мм. На прядильной машине для гребенного прядения шерсти П-76-ИГ диаметр переднего цилиндра 40 мм.
На основании проведенных исследований ВНИИЛТЕКМАШа разработан ГОСТ 12188–66 на рифленые цилиндры прядильных, ровничных и ленточных машин хлопкопрядильного производства. Постоянный шаг рифлей позволяет строго выдерживать ширину ленточки А, оптимальные размеры которой указаны на рис. 2.4.
Рифленые цилиндры с постоянным шагом можно изготовлять накатыванием – весьма прогрессивным, высокопроизводительным методом.
|
|
Рифленые цилиндры для машин шерстопрядильного производства выполняются аналогично.
На льнопрядильных машинах конструкция вытяжных цилиндров делается иной. В ряде случаев, ввиду большого диаметра рифленых тумбочек, они изготовляются отдельно и напрессовываются на цилиндр. При мокром прядении льна тумбочки должны быть изготовлены из коррозионно-стойких материалов (бронза, коррозионно-стойкая сталь и др.), а цилиндр должен иметь антикоррозионные покрытия. В случае, если тумбочки с цилиндром составляют одно целое, их изготовляют из коррозионно-стойкой стали.
Тумбочки передних цилиндров кольцепрядильных машин для мокрого прядения льна изготовляются диаметром от 38 до 51 мм. Профиль рифлей тумбочек цилиндров для мокрого прядения льна выполнен по радиусам окружностей.
Шаг t в зависимости от номеров рифлей (от 20 до 32) изменяется от 3,99 до 2,5 мм, глубина рифлей от 0,5 до 1,0 мм, радиусы закругления делаются одинаковыми (от 0,8 до 1,2 мм).
Линии рифленых цилиндров состоят из отдельных звеньев, длина которых для ровничных и прядильных машин зависит от расстояния между веретенами.
На рис. 2.5 изображено звено рифленого цилиндра прядильной машины для хлопка с расстоянием между веретенами 83 мм, имеющее шесть рифленых тумбочек. Расстояние между торцами, по которым происходит соединение цилиндров, в данном случае равно 83х6 = 498 мм. Поскольку длина линии рифленых цилиндров на прядильных машинах может достигать значительной величины (12–16 м), а количество звеньев в линии может быть больше 25, то во избежание значительного отклонения центра рифленых тумбочек хвостовых линий от вертикальной линии веретен применяются жесткие допуски на размер .
Максимальная длина звена 528 мм (66х8) делается на машине П–66. Длину звена больше 528 мм делать не следует во избежание его чрезмерного прогиба между стойками.
Рисунок 2.5 – Звено рифленого цилиндра [5, стр.247]
Рисунок 2.6 – Резьбовое соединение цилиндров
В соответствии со стандартом на рифленые цилиндры соединение отдельных звеньев делается резьбовым. Для уменьшения биения собранной линии резьбовые концы цилиндров и отверстия имеют цилиндрические направляющие участки, выполняемые по скользящей посадке не ниже 3-го класса точности. Для уменьшения зазоров в резьбовом соединении, а также для уменьшения глубины резьбы шаг резьбы выбирают небольшим (рис. 2.6).
В современном машиностроении резьбовые соединения стандартизованы. Поэтому расчет на прочность этих соединений должен носить проверочный характер. При правильно выбранном месте соединения звеньев изгибающим моментом можно пренебрегать.
Расчет резьбового соединения начинают с определения внутреннего диаметра резьбы d1. Усилие затяжки должно создать на кольцевой торцевой поверхности силу трения Т, уравновешивающую крутящий момент Мк, передаваемый цилиндром, которую с достаточным приближением можно определить следующим выражением:
где D1 – наружный диаметр промежуточных тумбочек цилиндра;
D2 – внутренний диаметр центрирующего отверстия.
Усилие затяжки
где – коэффициент трения ( = 0,3).
По найденному усилию затяжки условие прочности может быть выражено уравнением (возникающие при затяжке касательные напряжения учитываются коэффициентом 1,3)
где σ – напряжение на растяжение.
При достаточной затяжке изменение крутящего момента мало повлияет на напряжение в резьбовом соединении; силу Р можно считать постоянной.
Воспользуемся ранее проведенным расчетом моментов сопротивления и определим усилие затяжки с учетом момента от полезных сил вытягивания, которое необходимо обеспечить в резьбовом соединении II линии рифленых цилиндров.
|
|
Так как основные размеры цилиндра (диаметр рабочей части цилиндра, диаметр рабочей шейки, длина цилиндра) стандартизованы, то расчет цилиндров на прочность имеет характер проверочного. Цилиндры рассчитываются на сложное сопротивление – изгиб и кручение. Определение крутящего момента можно вести двумя путями:
1) расчетным определением сопротивлений, действующих на соответствующую линию;
2) пользуясь известной мощностью, потребляемой данной линией.
Мощность, потребляемая вытяжным прибором, определяется при энергетических испытаниях машины. Ориентировочно можно принять, что она составляет 15–25% мощности, потребляемой всей машиной (N). В расчете на одну сторону вытяжного прибора мощность
.
Мощность, потребляемую одной линией вытяжного прибора, можно определить приближенно, распределив N' пропорционально числу оборотов и нагрузке на каждую линию прибора:
где N1, N2, N3 – мощность соответственно первой, второй и третьей линий;
n1, n2, n3 – числа оборотов соответствующих трех линий вытяжного прибора;
Q1, Q2, Q3 – нагрузки на каждую линию прибора.
Действительная мощность на каждой линии определяется из равенств:
где ηi – к. п. д. зубчатой передачи от шестерни, приводящей во вращение сторону вытяжного прибора, до шестерни соответствующей линии. Для проверочного расчета звеньев рифленых цилиндров необходимо знать распределение крутящего момента вдоль линии вытяжного прибора. С достаточной для практических целей точностью можно принять, что крутящий момент на длине каждого пролета постоянен, скачком убывая на каждой опоре на одну и ту же величину (рис. 2.7):
(i = 1, 2, 3…, n),
где m – число опор линии;
Мкр – крутящий момент соответствующей линии.
Рисунок 2.7 – Схема к расчету крутящего момента в любом пролете вытяжного прибора
Величина Δ учитывает моменты трения в опорах цилиндров, моменты сопротивлений вытягиванию волокна и моменты сопротивлений от нажимных валиков, возникающие в каждом пролете. Отсюда находим крутящий момент в любом пролете (считая и консольный)
|
|
(i = 1, 2, 3…, n),
где k – число опор до начала рассматриваемого пролета.
Изгибающие усилия слагаются из нагрузки на валики, собственного веса цилиндров и валиков. С достаточной точностью можно считать нагрузку равномерно распределенной по длине пролета. Линия цилиндров представляет собой многоопорную неразрезную балку (рис. 2.8).
Рисунок 2.8 – Расчетная схема головных звеньев вытяжного прибора
Рисунок 2.9 – Расчетная схема среднего звена вытяжного прибора
Расчеты, проведенные для прибора ВР-2, показали, что эпюра изгибающих моментов дает неодинаковые значения опорных моментов только на первых трех пролетах, а затем величины моментов выравниваются. Это позволяет считать нагрузку для средних пролетов симметричной. В этом случае касательные к упругой линии на опорах будут горизонтальными и при расчете можно ограничиться рассмотрением одного пролета, считая его балкой, защемленной с двух сторон с равномерно распределенной нагрузкой (рис. 2.9). Для такой балки максимальный изгибающий момент возникает на опоре:
Заметим, что на опоре цилиндр имеет и минимальный диаметр (рабочая шейка). При известном крутящем моменте, действующем в данном пролете, можно провести проверочный расчет среднего звена на статическую прочность по одной из теорий прочности (например, по энергетической):
где – эквивалентное напряжение;
WИЗГ – момент сопротивления сечения изгибу.
Головные и концевые участки цилиндров рассчитываются с учетом неравномерности распределения изгибающих моментов в каждом пролете и усилий, возникающих при работе зубчатой передачи. Так, в головной части линии (см. рис. 4.5) в зубчатом зацеплении привода возникает радиальная составляющая Рк, которая может быть определена по формулам
где Mкpi – крутящий момент, передаваемый зубчатым колесом;
d – диаметр начальной окружности зубчатого колеса;
α – угол зацепления.
Эта сила даст на опоре О изгибающий момент . Если в первом пролете (пролет l1) нет технологической нагрузки, то собственным весом пролета можно пренебречь с минимальной погрешностью. На основании теоремы о трех моментах для данной расчетной схемы составим систему уравнений, считая знаки у моментов по общим правилам :
где М1, М2, М3 – неизвестные опорные моменты;
ω1, ω2, ω3, ω4 – площади эпюр изгибающих моментов только от нагрузки, действующей в пролете;
а1, а2, а3 – расстояние центров тяжести эпюр от левой опоры соответствующего пролета;
b1, b2, b3 – то же от правой опоры.
В нашем случае
ω1 = 0, а1 = 0,
длина пролетов и нагрузка между цилиндровыми стойками одинаковы, тогда
ω2 = ω3 = …=
l2 = l3 = …= l;
После введения упрощений, получаем систему уравнений:
решая которую, можно определить значения М1, М2, М3 по величине и направлению.
По максимальному опорному моменту находим эквивалентное напряжение (двухосное напряженное состояние)
При определении τкр берем крутящий момент, действующий в данном пролете. Вследствие вращения нормальные напряжения у рифленых цилиндров меняются по симметричному циклу, поэтому необходимо проводить проверочный расчет цилиндров на усталость. Расчет ведем по формуле
где ε – масштабный фактор;
Кσ – эффективный коэффициент концентрации напряжений в опасном сечении;
n – запас прочности, выбираемый в средних условиях в пределах 1,5–2,5;
σ–1 – предел усталости материала цилиндра при симметричном цикле напряжений.