Тема: «Фундаментальные методологические проблемы психологии»
Цель: познакомиться с фундаментальными проблемами современного психологического знания.
Основные понятия: проблема объективного метода в психологии, психофизическая проблема, психофизиологическая проблема; варианты разрешения психофизиологической проблемы - параллелизм, взаимодействие, идентичность; проблема единиц анализа психики, проблема биологического и социального.
Подготовка к занятию:
1. Изучить предложенную литературу.
2. Подготовиться к обсуждению теоретических вопросов:
∙ проблема объективного метода в психологии;
∙ психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии;
∙ проблема единиц анализа психики;
∙ проблема биологического и социального.
3. Ответить на контрольные вопросы и выполнить задания:
1) В чем, по вашему мнению, состоит основная трудность создания объективного метода в психологии?
2) Назовите исходные философские предпосылки, которые лежали в основе попыток создания объективного метода в классической психологии.
3) Как должны быть пересмотрены исходные философские предпосылки создания объективного метода?
4) Прочитайте любое описание психологического исследования (например, журнальную статью). Как авторы исследования обеспечивают объективность?
5) В чем разница между психофизической и психофизиологической проблемой? назовите как можно больше отличий.
6) Что общего между психофизиологическим параллелизмом и психофизиологическим взаимодействием как двумя вариантами решения одной проблемы?
7) В чем методологическое значение теорий А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина для разрешения психофизиологической проблемы?
8) Выберите любую общепсихологическую теорию. Что в этой теории используется в качестве единиц анализа и выделяются ли они там вообще? Если нет, то можно ли сказать, что в этой теории проводится анализ по элементам?
9) Почему проблема единиц анализа – одна из ключевых при создании психологической теории?
10) В чем качественное различие двух вариантов постановки проблемы биологического и социального – традиционного варианта и предложенного П.Я. Гальпериным как соотношение органического и социального?
Ход занятия:
- Обсуждение теоретических вопросов.
- Проверка знаний по контрольным вопросам и заданиям.
Литература для конспектирования и аннотирования:
1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука – М.; Воронеж, 1998.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.- С.223 – 243(Гл. «Психофизическая проблема»).
3. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Постнеклассическая психология. - 2004. - №1. С.45-71. http:\\www.hpsy.
4. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии// Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С.119-132.
Семинарское занятие №4.