Семинарское занятие №3

Тема: «Фундаментальные методологические проблемы психологии»

Цель: познакомиться с фундаментальными проблемами современного психологического знания.

Основные понятия: проблема объективного метода в психологии, психофизическая проблема, психофизиологическая проблема; варианты разрешения психофизиологической проблемы - параллелизм, взаимодействие, идентичность; проблема единиц анализа психики, проблема биологического и социального.

Подготовка к занятию:

1. Изучить предложенную литературу.

2. Подготовиться к обсуждению теоретических вопросов:

∙ проблема объективного метода в психологии;

∙ психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии;

∙ проблема единиц анализа психики;

∙ проблема биологического и социального.

3. Ответить на контрольные вопросы и выполнить задания:

1) В чем, по вашему мнению, состоит основная трудность создания объективного метода в психологии?

2) Назовите исходные философские предпосылки, которые лежали в основе попыток создания объективного метода в классической психологии.

3) Как должны быть пересмотрены исходные философские предпосылки создания объективного метода?

4) Прочитайте любое описание психологического исследования (например, журнальную статью). Как авторы исследования обеспечивают объективность?

5) В чем разница между психофизической и психофизиологической проблемой? назовите как можно больше отличий.

6) Что общего между психофизиологическим параллелизмом и психофизиологическим взаимодействием как двумя вариантами решения одной проблемы?

7) В чем методологическое значение теорий А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина для разрешения психофизиологической проблемы?

8) Выберите любую общепсихологическую теорию. Что в этой теории используется в качестве единиц анализа и выделяются ли они там вообще? Если нет, то можно ли сказать, что в этой теории проводится анализ по элементам?

9) Почему проблема единиц анализа – одна из ключевых при создании психологической теории?

10) В чем качественное различие двух вариантов постановки проблемы биологического и социального – традиционного варианта и предложенного П.Я. Гальпериным как соотношение органического и социального?

Ход занятия:

    1. Обсуждение теоретических вопросов.
    2. Проверка знаний по контрольным вопросам и заданиям.

Литература для конспектирования и аннотирования:

1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука – М.; Воронеж, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.- С.223 – 243(Гл. «Психофизическая проблема»).

3. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Постнеклассическая психология. - 2004. - №1. С.45-71. http:\\www.hpsy.

4. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии// Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С.119-132.


 

Семинарское занятие №4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: