Автор: Нагина Любовь Ивановна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 116 г. Томска.
Проблема: Дети отличаются слабым здоровьем, несмотря на то, что в ДОУ проводится комплекс мер для охраны и укрепления организма воспитанников. Отсутствует единая комплексная система здоровьесберегающей деятельности, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.
Актуальность. Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами:
- наследственность;
- неблагоприятная экологическая обстановка (в черте города находится СХК, промышленные предприятия, отсутствие очистных сооружений и др.);
- постоянные температурные перепады (в западной Сибири преобладает резко-континентальный климат);
- рост объема познавательной информации и умственной нагрузки;
- снижение двигательной активности (дети много времени проводят за компьютером и у экрана телевизора);
- посещение детьми учреждений дополнительного образования в вечернее время и по выходным дням.
Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития. В связи с этим возникла необходимость оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, которому соответствуют две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура».
Именно содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья (сохранения и укрепления физического и психического здоровья) детей и формирования основы культуры здоровья.
Цель проекта. Создание единой комплексной системы здоровьесберегающей деятельности ДОУ, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.
Объект проекта: здоровьесберегающая деятельность ДОУ.
Предмет проекта: оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
Гипотеза: создание единой комплексной системы оздоровительной и профилактической работы, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основы культуры здоровья позволит оптимизировать здоровьесберегающую деятельность ДОУ.
Задачи проекта:
1.Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении детей в других ДОУ. 2.Систематизировать методические материалы по использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья (медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка) для дошкольников.
3.Представить систему здоровьесберегающей деятельности ДОУ с использованием комплекса здоровьесберегающих технологий (Программа «Здоровье»).
4.Улучшить медико-социальные условия, совершенствовать развивающую среду в ДОУ.
Ресурсы проекта:
1. Нормативно-правовые:
- устав, зарегистрированный 20.12.2011г., ГРН- 2117017259060;
- лицензия на право ведения образовательной деятельности, серия А N 0001467, регистрационный N 866 от 09.04.2012г. (срок действия лицензии-бессрочный);
- свидетельство о государственной аккредитации, серия70 АБ N 000032, регистрационный N109 от 26.03.2010г. (срок действия свидетельства до 26.03.2015г.);
- закон РФ «Об образовании»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.266-10);
- изменения N1 к СанПин 2.4.1.266-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
2. Кадровые. ДОУ полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Педагогический коллектив ДОУ:
- сплоченный, квалифицированный, имеет высокий уровень педагогической культуры (54% имеет высшее образование, 39%- среднее специальное; 57% имеет квалификационную категорию);
- работоспособный, т.е. опытный– 9 из 14 педагогов (т.е. 64 %) работают в ДОУ более 10 лет;
- перспективный (5 педагогов, стаж которых до 10 лет).
2 педагога награждены нагрудным знаком «Почетный работник образования», 2 педагога награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ, 2 педагога награждены Почетной грамотой общего образования Томской области, 4 – Почетной грамотой департамента образования администрации г. Томска.
3. Социальные. ДОУ взаимодействует с библиотекой «Истоки», СОШ N 10, ЦТК, МО ИМЦ, детской поликлиникой N 3, кукольными театрами «Карусель», «Акцент», «Зазеркалье», медико-педагогическим театром «Ритмы года», Томской государственной филармонией.
4. Материально-технические. Наличие в ДОУ:
- методического кабинета;
- кабинетов учителей-логопедов;
- спортивного зала с необходимым спортивным оборудованием;
- три компьютера, три ксерокса;
- музыкальный центр;
- подключение Интернета в ДОУ, создание сайта ДОУ.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Какие компоненты включает структура проекта?
2. Какие темы наиболее актуальны для проектов с дошкольниками?
Задания для практического занятия:
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.
2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3. Выберите тему и вид проекта в зависимости от особенностей возраста и отдельных воспитанников группы.
4. Осуществите планирование проектной деятельности в области дошкольного (специального дошкольного) образования.
5. Оформите проект в тетради для практических работ.
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по МДК 05.01.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Урмина, И.А. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: программ.-метод. обеспечение: пособие для рук. и админ. Работников / И.А. Урмина. – М.: Линка – пресс, 2009. – 320 с.
2. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика»2011 http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm