Семинар 6. Особенности изучения различных содержательных линий курса «Обществознание» в 5-11 классах
Характерные отличия преподавания курса «Обществознание» от курса «История».
Рассуждая об отличиях преподавания курсов, прежде всего, необходимо обратиться к целям, методам преподавания и критериям оценивания.
Цели | ||
История | Обществознание | |
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся; Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности; Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; Формирование исторического мышления способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий. | Овладение системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизни человека в нем, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества; Развитие умения доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира; Освоение ключевых социальных компетентностей, подготовка к сознательному участию в гражданской жизни. Освоение основ общественных наук на уровне, необходимом для будущего профессионального образования и самообразования; Совершенствование умений самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать социальную информацию, поступающую из различных источников. | |
Методы | ||
В большей степени используются эвристические и проблемные вопросы, метод рассуждающего преподавания материала. | Интерактивный метод: проектный и лабораторный; Производственные и трудовые экскурсии (использование общественных ресурсов); Обучающие игры; социальные проекты. | |
Критерии оценивания | ||
Знание фактического материала; Умение аргументировано доказать свою позицию; Привлечение дополнительного материала и пр. | 1.Умение рассуждать об общественных явлениях, оперируя обществоведческими терминами; 2. Умение высказывать свою точку зрения на события или явления общественного развития; 3.Умение участвовать в дискуссии по обсуждаемым проблемам. | |
|
|
Особенности изучения философских вопросов обществоведческого курса.
При изучении философских вопросов обществоведческого курса основу содержания составляет рассмотрение различных направлений общественной мысли, отражающей зарождающиеся или устоявшиеся духовные ценности различных эпох и цивилизаций. Это позволяет выдвинуть довольно широкий спектр особенностей, выражаемых в целях, относящихся к ценностно-ориентировочному блоку целевой системы курса. Среди них выделим следующие:
|
|
- формировать отношение к духовной жизни общества, идейным и философским исканиям как одной из высших ценностей;
- используя склонность философии к парадоксам, антиномиям, допущениям многозначных выводов способствовать развитию мышления, познавательных возможностей личности;
- обогащать личный опыт самопознания и самооценки, развивать рефлексивные отношения к собственной и чужой мысли, соотнося ее с гуманистическими духовными ценностями; вырабатывать толерантность к мнению, отличному от собственного;
- формировать интерес к многообразию культур;
- вырабатывать отношение к теоретическому плюрализму как необходимому условию развития общественной мысли.
Перейдем к целевому блоку - вооружение знаниями. Здесь неизбежно более дробное структурирование. Это обусловлено сложным составом самих знаний, включающих понятия, отдельные идеи и положения, гипотезы, методологические принципы, концепции и теории. Многие из перечисленных компонентов содержатся в материале названной темы. Помимо теоретического пласта знание включает в себя и определенные фактические данные. В нашем случае - это отдельные факты биографий ученых, философов, чьи идеи рассматриваются в теме, это исторические условия зарождения тех или иных учений, а также материал, конкретизирующий или иллюстрирующий теоретические выводы.
Кроме того, при формулировании целей приходится учитывать и разные уровни усвоения отдельных единиц знания. Так, усвоение понятия может быть задано на уровнях: а) знания термина; б) знания отдельных признаков в их взаимосвязи; в) развернутых определений.
Что касается усвоения идей, теорий, то здесь возможно выделение следующих уровней: а) общее представление на базе первоначального ознакомления; б) системно-логическое осмысление с вычленением ведущих элементов и выявлением связей между ними, в) теоретически-концептуальный уровень, предполагающий осмысление теории, учения как целостности, базирующейся на ведущей парадигме; г) выявление аспектных проблем, пронизывающих обществознание на всем пути его развития с акцентированием их наиболее актуальных сторон в современных условиях.
С учетом сказанного данный целевой блок применительно к первой части курса может выглядеть следующим образом:
1) формирование знания понятий:
2) представление идей, принципов, теорий:
Последний целевой блок охватывает деятельность, направленную на выработку определенного круга умений. При этом учитываются возможности, как самого содержания рассматриваемой части курса, так и широкого спектра учебно-познавательных заданий. Одной из особенностей изучения этой части выступает широкое привлечение разнообразных источников знаний и информации (фрагментов из философской, философско-религиозной, экономической и социально-политической литературы как научного и научно-популярного, так и публицистического характера). Это позволяет включить в качестве целей развитие умений работы с внеучебным текстом.
В целом в качестве целей изучения первой части курса можно рассматривать выработку следующих интеллектуальных, учебных умений:
Видение альтернатив, разных подходов и способов решения проблем.
Реализация этой цели в наибольшей степени способствует рассмотрению учащимися различных вариантов осмысления аспектных проблем. Например, сопоставление взглядов Ф. Гегеля, К. Маркс, французских философов-экзистенциалистов на проблему соотношения свободы и предопределенности общественно-исторического развития человечества. Аналогичным образом могут быть сопоставлены выводы К. Маркса и М. Вебера о роли и значении материальных и духовных факторов в жизни общества.
|
|
Построение логической цепи суждений.
Задания, нацеливающие на овладение данным умением, могут быть предложены при рассмотрении, в частности, теории общественного договора. Построение цепей причинно-следственных связей, объясняющих с позиций данной теории возникновение и функции государства, поможет среди прочего и лучше уяснить различия в подходе к этому вопросу Д. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо.
Конкретизация обобщенной идеи.
Задания этой направленности могут быть использованы при изучении всех вопросов темы.
Выяснение обобщающего или исходного принципа теории, учения.
С точки зрения возможностей содержания, наиболее адекватны этой цели такие сюжеты курса, как древнеиндийская и древнекитайская философская мысль.
Подведение под ценность.
Овладению данным способом деятельности способствуют задания, предполагающие оценку тех или иных явлений с позиций определенной системы ценностей на базе совокупности критериев. По сути, любой вопрос, изучаемый в первой части курса, может служить содержательной основой для построения такого рода заданий.
б) Овладение различными видами рефлексии, нацеленной, прежде всего на выявление оснований и мотивов собственной деятельности, а также деятельности другого.
В нашем случае речь может идти, о рефлексии в познавательной деятельности. Рассмотрение своей деятельности «со стороны» направляется вопросами типа: «Что я делаю?», «Для чего (почему) я это делаю?», «Каков смысл моих действий?», «Соответствуют ли достигнутые результаты первоначальному замыслу?».
Развитие рефлексии над позицией другого способствует обращение к фрагментам текстов различных авторов.
Обратимся к примеру. Рассматривая понятие «общественный прогресс» и знакомя школьников с различными трактовками возможности и критериев прогресса, учитель может использовать фрагмент из произведения Фр. Ницше «Антихристианин» (Человек и общество. Основы современной цивилизации. Хрестоматия. М.,1992,С.9 или «Сумерки богов». М.,1989, С.20). Автор, отрицая направленность в развитии человечества к лучшему, высшему, утверждал, что прогресс – это сложная идея. После ознакомления с фрагментом учащимся могут быть предложены такие вопросы и задания: дайте анализ приведенных суждений; раскройте смысл данного высказывания; проанализируйте представленные аргументы, их достоверность, непротиворечивость и полноту; определите свое отношение к представленной позиции.
|
|
Чтобы лучше уяснить глубинные основания и причины, побудившие философа выдвинуть идею «сверхчеловека», отрицать общественный прогресс, важно, пусть в обобщенном виде, штрихами воссоздать духовную ситуацию европейского сознания второй половины XIX в. Кризисные черты эпохи порождали в ряде случаев уверенность в неизбежной гибели европейской цивилизации. Наиболее сильно эти настроения выразил А. Шопенгауэр, оказавший, в свою очередь, глубочайшее влияние на молодого Фр. Ницше. Таким образом, овладение данным видом рефлексии предполагает введение в исторический контекст соответствующего произведения.