Особенности изучения философских вопросов обществоведческого курса

Семинар 6. Особенности изучения различных содержательных линий курса «Обществознание» в 5-11 классах

Характерные отличия преподавания курса «Обществознание» от курса «История».

Рассуждая об отличиях преподавания курсов, прежде всего, необходимо обратиться к целям, методам преподавания и критериям оценивания.

Цели
История Обществознание
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся; Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности; Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; Формирование исторического мышления способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий. Овладение системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизни человека в нем, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества; Развитие умения доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира; Освоение ключевых социальных компетентностей, подготовка к сознательному участию в гражданской жизни. Освоение основ общественных наук на уровне, необходимом для будущего профессионального образования и самообразования; Совершенствование умений самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать социальную информацию, поступающую из различных источников.
Методы
В большей степени используются эвристические и проблемные вопросы, метод рассуждающего преподавания материала. Интерактивный метод: проектный и лабораторный; Производственные и трудовые экскурсии (использование общественных ресурсов); Обучающие игры; социальные проекты.
Критерии оценивания
Знание фактического материала; Умение аргументировано доказать свою позицию; Привлечение дополнительного материала и пр. 1.Умение рассуждать об общественных явлениях, оперируя обществоведческими терминами; 2. Умение высказывать свою точку зрения на события или явления общественного развития; 3.Умение участвовать в дискуссии по обсуждаемым проблемам.
     

 

Особенности изучения философских вопросов обществоведческого курса.

При изучении философских вопросов обществоведческого курса основу содержания составляет рассмотрение различных направлений общественной мысли, отражающей зарождающиеся или устоявшиеся духовные ценности различных эпох и цивилизаций. Это позволяет выдвинуть довольно широкий спектр особенностей, выражаемых в целях, относящихся к ценностно-ориентировочному блоку целевой системы курса. Среди них выделим следующие:

- формировать отношение к духовной жизни общества, идейным и философским исканиям как одной из высших ценностей;

- используя склонность философии к парадоксам, антиномиям, допущениям многозначных выводов способствовать развитию мышления, познавательных возможностей личности;

- обогащать личный опыт самопознания и самооценки, развивать рефлексивные отношения к собственной и чужой мысли, соотнося ее с гуманистическими духовными ценностями; вырабатывать толерантность к мнению, отличному от собственного;

- формировать интерес к многообразию культур;

- вырабатывать отношение к теоретическому плюрализму как необходимому условию развития общественной мысли.

Перейдем к целевому блоку - вооружение знаниями. Здесь неизбежно более дробное структурирование. Это обусловлено сложным составом самих знаний, включающих понятия, отдельные идеи и положения, гипотезы, методологические принципы, концепции и теории. Многие из перечисленных компонентов содержатся в материале названной темы. Помимо теоретического пласта знание включает в себя и определенные фактические данные. В нашем случае - это отдельные факты биографий ученых, философов, чьи идеи рассматриваются в теме, это исторические условия зарождения тех или иных учений, а также материал, конкретизирующий или иллюстрирующий теоретические выводы.

Кроме того, при формулировании целей приходится учитывать и разные уровни усвоения отдельных единиц знания. Так, усвоение понятия может быть задано на уровнях: а) знания термина; б) знания отдельных признаков в их взаимосвязи; в) развернутых определений.

Что касается усвоения идей, теорий, то здесь возможно выделение следующих уровней: а) общее представление на базе первоначального ознакомления; б) системно-логическое осмысление с вычленением ведущих элементов и выявлением связей между ними, в) теоретически-концептуальный уровень, предполагающий осмысление теории, учения как целостности, базирующейся на ведущей парадигме; г) выявление аспектных проблем, пронизывающих обществознание на всем пути его развития с акцентированием их наиболее актуальных сторон в современных условиях.

С учетом сказанного данный целевой блок применительно к первой части курса может выглядеть следующим образом:

1) формирование знания понятий:

2) представление идей, принципов, теорий:

Последний целевой блок охватывает деятельность, направленную на выработку определенного круга умений. При этом учитываются возможности, как самого содержания рассматриваемой части курса, так и широкого спектра учебно-познавательных заданий. Одной из особенностей изучения этой части выступает широкое привлечение разнообразных источников знаний и информации (фрагментов из философской, философско-религиозной, экономической и социально-политической литературы как научного и научно-популярного, так и публицистического характера). Это позволяет включить в качестве целей развитие умений работы с внеучебным текстом.

В целом в качестве целей изучения первой части курса можно рассматривать выработку следующих интеллектуальных, учебных умений:

Видение альтернатив, разных подходов и способов решения проблем.

Реализация этой цели в наибольшей степени способствует рассмотрению учащимися различных вариантов осмысления аспектных проблем. Например, сопоставление взглядов Ф. Гегеля, К. Маркс, французских философов-экзистенциалистов на проблему соотношения свободы и предопределенности общественно-исторического развития человечества. Аналогичным образом могут быть сопоставлены выводы К. Маркса и М. Вебера о роли и значении материальных и духовных факторов в жизни общества.

Построение логической цепи суждений.

Задания, нацеливающие на овладение данным умением, могут быть предложены при рассмотрении, в частности, теории общественного договора. Построение цепей причинно-следственных связей, объясняющих с позиций данной теории возникновение и функции государства, поможет среди прочего и лучше уяснить различия в подходе к этому вопросу Д. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо.

Конкретизация обобщенной идеи.

Задания этой направленности могут быть использованы при изучении всех вопросов темы.

Выяснение обобщающего или исходного принципа теории, учения.

С точки зрения возможностей содержания, наиболее адекватны этой цели такие сюжеты курса, как древнеиндийская и древнекитайская философская мысль.

Подведение под ценность.

Овладению данным способом деятельности способствуют задания, предполагающие оценку тех или иных явлений с позиций определенной системы ценностей на базе совокупности критериев. По сути, любой вопрос, изучаемый в первой части курса, может служить содержательной основой для построения такого рода заданий.

б) Овладение различными видами рефлексии, нацеленной, прежде всего на выявление оснований и мотивов собственной деятельности, а также деятельности другого.

В нашем случае речь может идти, о рефлексии в познавательной деятельности. Рассмотрение своей деятельности «со стороны» направляется вопросами типа: «Что я делаю?», «Для чего (почему) я это делаю?», «Каков смысл моих действий?», «Соответствуют ли достигнутые результаты первоначальному замыслу?».

Развитие рефлексии над позицией другого способствует обращение к фрагментам текстов различных авторов.

Обратимся к примеру. Рассматривая понятие «общественный прогресс» и знакомя школьников с различными трактовками возможности и критериев прогресса, учитель может использовать фрагмент из произведения Фр. Ницше «Антихристианин» (Человек и общество. Основы современной цивилизации. Хрестоматия. М.,1992,С.9 или «Сумерки богов». М.,1989, С.20). Автор, отрицая направленность в развитии человечества к лучшему, высшему, утверждал, что прогресс – это сложная идея. После ознакомления с фрагментом учащимся могут быть предложены такие вопросы и задания: дайте анализ приведенных суждений; раскройте смысл данного высказывания; проанализируйте представленные аргументы, их достоверность, непротиворечивость и полноту; определите свое отношение к представленной позиции.

Чтобы лучше уяснить глубинные основания и причины, побудившие философа выдвинуть идею «сверхчеловека», отрицать общественный прогресс, важно, пусть в обобщенном виде, штрихами воссоздать духовную ситуацию европейского сознания второй половины XIX в. Кризисные черты эпохи порождали в ряде случаев уверенность в неизбежной гибели европейской цивилизации. Наиболее сильно эти настроения выразил А. Шопенгауэр, оказавший, в свою очередь, глубочайшее влияние на молодого Фр. Ницше. Таким образом, овладение данным видом рефлексии предполагает введение в исторический контекст соответствующего произведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: