1. Классификация нейролептиков по химической структуре (препараты).
2. Механизмы антипсихотического эффекта.
3. Фармакокинетика и фармакодинамика аминазина.
4. Характеристика различных препаратов фенотиазиновой структуры в сравнении с амииназином.
5. Показания к применению аминазина, побочные эффекты, противопоказания.
6. Фармакологическая характеристика галоперидола, дроперидола, хлорпротиксена, сульпирида, азалептина в сравнении с аминазином, показания к применению этих препаратов.
7. Классификация транквилизаторов по химической принадлежности.
8. Механизмы транквилизирующего действия. Отличия транквилизаторов от нейролептиков.
9. Фармакодинамические эффекты транквилизаторов.
10. Показания к назначению транквилизаторов, побочные эффекты, тактика их применения.
11. Фармакологическая характеристика бромидов (механизм действия, правила их дозирования, особенности фармакокинетики, применение, побочные эффекты).
12. Действующие начала валерианы и эффекты действия ее препаратов; особенности препаратов травы пустырника, применение.
|
|
13. Особенности солей лития (влияние на психическую сферу, успокаивающее действие при маниях), показания к применению.
ЗАДАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОПОДГОТОВКИ
Уметь выписать в рецептах с указанием конкретного показания (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): хлорпромазин (аминазин) в драже, в ампулах, мапротилин (людиомил) в таблетках, амитриптилин в таблетках, в ампулах, флуоксетин в капсулах, дроперидол в ампулах.
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ – см. электронную библиотеку кафедры.
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Задача 1. Больному перед операцией для достижения состояния нейролептанальгезии ввели фентанил в комплексе с нейролептиком. Какой нейролептик был использован? К какой химической группе он относится? Каковы его положительные эффекты при данном виде обезболивания?
Задача 2. Однократное парентеральное введение фенотиазинового препарата для купирования острого психоза вызвало у больного острую гипотонию. Какой препарат был введен, причина гипотонии? Рационально ли в этой ситуации при повышении АД воспользоваться адреномиметиками?
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ –
см. стр. 133.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ (ЛАБОРАТОРНОМ) ЗАНЯТИИ
Задание 1. Классификация нейролептиков по химической структуре.
Задание 2. Сравнительная характеристика фармакодинамических эффектов, представ-ленных в таблице препаратов (максимальное действие – ++++).
Препараты | Анти-психо-тичес-кий эф-фект | Седа- тивное дейст- вие | Адре-но-нега-тив-ное дейс-твие | М-хо-лино-бло-киру-ющее | Н-хо-лино-бло-киру-ющее | Про-тиво-рвот-ное | Гипо-тер-ми-чес-кое | Про-тиво-гиста-минное | Экстра-пира-мидные рас-строй-ства | Ток- сич- ность |
Аминазин | ||||||||||
Трифта-зин | ||||||||||
Галопе-ридол | ||||||||||
Сибазон |
|
|
Задание 3. Составить краткую характеристику натрия бромида, настойки валерианы, корвалола в виде таблицы.
Препарат | Форма выпуска, дозы | Фармакологические эффекты | Показания к применению |
Задание 4. Выписать в рецептах:
1. Первый фенотиазиновый нейролептик алифатической структуры (драже, ампулы);
2. Фенотиазин с пиперазиновым радикалом;
3. Препарат для НЛА;
4. Транквилизатор при status epilepticus;
5. Бензодиазепиновый транквилизатор при невротической бессоннице;
6. Бензодиазепиновый антифобический препарат дневного действия;
7. Микстура Бехтерева при неврозах ССС;
8. Препарат, содержащий бромизовалериановую кислоту при повышенной возбу-димости.
Занятие 14.