Вопросы для самоконтроля

1. Классификация тетрациклинов.

2. Механизм и спектр действия тетрациклинов, характер влияния на возбудителей.

3. Фармакокинетика тетрациклинов и особенности отдельных препаратов.

4. Показания к применению, побочные эффекты, противопоказания к назначению тетрациклинов.

5. Препараты группы левомицетина, механизм действия.

6. Спектр действия левомицетинов и характер влияния на возбудителей.

7. Особенности фармакокинетики отдельных препаратов группы левомицетина.

8. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания к назначению левомицетинов.

9. Взаимодействие левомицетина с этанолом. Местное применение левомицетина.

10. Классификация аминогликозидов по поколениям.

11. Механизм и спектр действия аминогликозидов, характер влияния на возбудителей.

12. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания для амино-гликозидных антибиотиков.

13. Спектр действия, механизм антимикробного эффекта и характер влияния на возбу-дителей полимиксина М сульфата, применение, побочные эффекты.

14. Характеристика линкосамидов (механизм и спектр действия, характер влияния на возбудителей, особенности фармакокинетики, применение, побочные эффекты).

15. Особенности ванкомицина, ристомицина, грамицидина, применение.

ЗАДАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОПОДГОТОВКИ

Уметь выписать в рецептах по конкретному показанию (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): клиндамицин, тетрациклин, хлорамфеникол (левомицетин), гентамицин (гентамицина сульфат), сизомицин, линкомицин (линкомицина гидрохлорид).

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ – см. электронную библиотеку кафедры.

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Задача 1. К стоматологу обратилась мать с ребенком двух лет. У ребенка прорезались зубы вовремя, но только начали прорастать, как разрушились. При осмотре зубов: резцы почти полностью разрушены, эмаль зубов желтого цвета, края резцов имеют полообразную форму, многие зубы поражены кариесом, у шейки зубов коричневая кайма. Из анамнеза установлено, что мать во время беременности по поводу заболевания принимала антибиотики без консультации врача. Какой антибиотик принимала мать ребенка?

Задача 2. Больная брюшным тифом принимала антибиотик. Наступило клиническое выздоровление. Однако через несколько дней началась некротическая ангина с высокой температурой, высыпаниями на слизистой губ и носа. В крови – лейкопения, агранулоцитоз. Чем лечили больную? Какова природа возникшего осложнения в процессе лечения?

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ –
см. стр. 133.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ (ЛАБОРАТОРНОМ) ЗАНЯТИИ

Задание 1. Составить краткую характеристику тетрациклина, доксициклина, левомицетина, левомицетина стеарата, гентамицина, сизомицина, тобрамицина, линкомицина, полимиксина М сульфата в виде таблицы.

 

Препара-ты по-латыни   Фармако-логическая группа   Форма выпуска, дозы   Механизм действия   Спектр действия   Способ введения, периодичность назначения  

 

Задание 2. Выписать в рецептах:

1. Природный тетрациклин.

2. Полусинтетический тетрациклин, назначаемый один раз в сутки.

3. Антибиотик, назначаемый в основном при кишечных инфекциях.

4. Аминогликозид второго поколения.

5. Аминогликозид третьего поколения.

6. Линкосамид при остеомиелите.

 

Занятие 27

Сульфаниламиды. Производные хинолона, нитрофурана,
8-оксихинолина, хиноксалина

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ (МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ). Химиотерапевтическая активность сульфаниламидных препаратов обнаружена в начале 1930-х годов, и это была первая группа современных химиотерапевтических антибактериальных средств. Первым препаратом данной группы был пронтозил (Домагк, 1933), или красный стрептоцид. Эффективность препарата положила начало синтезу значительного количества сульфаниламидов, из которых около 30 используются в медицинской практике. С появлением антибиотиков, а в последние годы фторхинолонов, использование сульфаниламидов значительно сократилось, но некоторые из них продолжают успешно применяться при инфекциях, вызванных чувствительными к ним микроорганизмами. Они достаточно эффективны, особенно при соблюдении принципов химиотерапии этими препаратами, и относительно хорошо переносятся.

Из синтетических препаратов других групп весьма активной оказалась налидиксовая кислота (невиграмон, неграм) – производное нафтиридина, затем производное хинолина – оксолиниевая кислота, близкая по спектру действия к налидиксовой, но более активная. Оба препарата нашли практически одно применение – инфекции мочевыводящих путей.

В продолжение этих работ появились производные 4-хинолона, которые оказались мощными антибактериальными средствами, особенно после введения в их молекулу атома фтора – фторхинолоны, которые в настоящее время очень широко используются в медицинской практике.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

изучить классификацию сульфаниламидов, спектр и механизм действия, характер влияния на возбудителей, показания к применению, побочные эффекты:

· усвоить препараты противомикробного действия разных групп, спектр антибактериальной активности, применение, побочные эффекты;

· уметь выписывать в рецептах основные препараты разных групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: