Самостоятельная работа студента состоит из трех типов заданий:
1. работа над глоссарием
2. работа над вопросами для самоконтроля
3. написание реферата по одной из предложенной тем
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем специфика «модернизма» как художественной парадигмы ХХ в.?
2. Какого автора традиционно считают основателем и идейным вдохновителем натурализма в литературе?
3. Какое начало в человеке акцентирует натурализм?
4. Какие две тенденции, существовавшие в европейской культуре, соединяет в себе европейский футуризм?
5. Перечислите основные черты футуризма как нового культурного проекта (футуристический миф).
6. Назовите основные черты «интеллектуального романа» в творчестве Т. Манна.
7. К какому мифологическому сюжету Ж.‑П. Сартр обращается в пьесе «Мухи»?
8. Какие задачи реализует Ж.‑П. Сартр, обращаясь в пьесе «Мухи» к мифологическому сюжету?
Как можно интерпретировать умножение имен в рассказе о Боби Уотсон (Э. Ионеско «Лысая певица»)?
10. Почему пьесу Э. Ионеско «Лысая певица» можно назвать «антипьесой»?
11. Каких персонажей романа М. Фриша «Homo Faber» можно отнести к представителям культуры, а каких – к репрезентантам цивилизации? Какое начало представляет Айви? Попытайтесь аргументировать.
12. Почему героиня романа М. Фриша «Homo Faber» Ганна не принимает рассуждений Фабера, основанных на теории вероятности?
13. Как Х.-Л. Борхес обращается в своих текстах с чужими текстами
Темы для рефератов
Реферат позволяет отработать пропущенное занятие или лекцию. Максимальное количество баллов, которое можно получить за этот вид самостоятельной работы – 5 баллов.
1. Модернизм как культурная парадигма ХХ в.: причины возникновения и развития; идеологи модернизма; ангажированность и авангард; новые концепции субъекта; «дегуманизация искусства»; принципы письма.
2. Фридрих Ницше как предтеча и вдохновитель модернизма: разрушение традиционного представления о европейской культуре и проблематизация традиционной концепции «Я» («Рождение трагедии из духа музыки»); литературный текст нового типа и предвосхищение модернистской топики (тематики) («Так говорил Заратустра»).
3. Миф в литературе ХХ в.: общие функции мифа в литературном тексте; мифологизм в литературе (анализ одного из текстов на выбор студента).
4. Концепция современной литературы в «Дегуманизации искусства» Хосе Ортеги-и-Гасс е та: отличия нового искусства от искусства «старого образца»; средства нового искусства.
5. Натурализм как литературное направление: представители, сциентизм как позиция художника, ангажированность художника, антипсихологизм, излюбленные темы, интерес к мифу.
6. Проза Томаса Манна: «интеллектуальный роман»; «Смерть в Венеции» (образ писателя).
7. «1984» Джорджа Оруэлла: антиутопия и дистопия; образ тоталитарного общества (структура общества; репрессивные механизмы; «двоемыслие»; отношение к сексуальности); связь языка, истории и мышления.
8. «Бильярд в половине десятого» Генриха Бёлля: структура повествования; три Германии»; мифологизм; проблема ответственности.
9. Драматургия Фридриха Дюрренматта: человек перед лицом абсурда; проблема ответственности человека в современном мире (Дюрренматт vs. Брехт).
10. «Homo Faber» Макса Фриша: оппозиция «культура vs. цивилизация»; структура повествования; оппозиция «судьба vs. случайность» с точки зрения разных персонажей, трансформация мифа об Эдипе.
11. Французский экзистенциализм как философский и культурный проект: человек и мер вещей; концепция человеческого сознания; проблемы ответственности и выбора; человек в абсурдном мире; реализация принципов экзистенциализма в романе Альбера Камю «Чума».
12. Пьеса Жан-Поль Сартра «Мухи»: функции мифологического сюжета; проблема ответственности и выбора.
13. Пьеса Эжена Ионеско «Лысая певица»: проблемы коммуникации и познания; «Лысая певица» как «антипьеса» (драматический герой; драматическое действие).
14. Пьеса Сэмюэля Беккета «Эндшпиль»: «постапокалиптический фарс»; игры персонажей; проблема субъекта; проблема коммуникации и письма (роман Хамма).
15. Миф в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»: отсылки к древним мифам; категории времени и пространства; взаимодействие реального и фантастического.
16. Эстетика постмодернизма: малая проза Хорхе Луиса Борхеса и Бьиоя Коссареса (основные проблемы; статус «чужого слова» в «своем» тексте).
Рейтинг-контроль
Максимальное количество баллов, которое студент может набрать в течение каждого модуля – 30 (всего за 2 модуля – 60 баллов).
МОДУЛЬ
За работу на практических занятиях – 16 баллов (4 балла за каждое из 4 занятий).
За посещение лекций – 4 балла (по 1 баллу за каждую лекцию).
Максимальное количество баллов за контрольное тестовое задание – 10.