МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
И ПРОГРАММ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Краснодар
2015 год
Оглавление
Нормативно-методические основы разработки дополнительных общеобразовательных программ. 3
Общие положения. 4
Структура дополнительной общеобразовательной программы.. 6
Титульный лист. 6
Пояснительная записка. 6
Учебно-тематический план. 12
Содержание дополнительной общеобразовательной программы .. 13
Методическое обеспечение. 13
Список использованной литературы. 14
Организационные основы реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 15
Материально-техническая база применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 15
Кадровый потенциал организации, реализующей образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий 18
|
|
Заключительные положения. 19
Приложения. 20
Нормативно-методические основы
Разработки дополнительных общеобразовательных программ
Нормативно-методические основы разработки дополнительных общеобразовательных программ представлены в следующих документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Общие положения
В соответствии со статьей 12 закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
|
|
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Статья 75 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит основные положения о дополнительном образовании детей и взрослых:
· дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
· дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей;
· к освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Статья 13 ФЗ «Об образовании» предъявляет общие требования к реализации образовательных программ:
· образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации;
· при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение;
· при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Концепция развития дополнительного образования определяет, что проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:
· свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
· соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
· вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
· разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
· модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
|
|
· ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
· творческий и продуктивный характер образовательных программ;
· открытый и сетевой характер реализации.
Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (пункт 9 Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008):
· естественнонаучной,
· технической,
· физкультурно-спортивной,
· художественной,
· туристско-краеведческой,
· социально-педагогической.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (статья 8) определяет т ребования к организации образовательного процесса, в частности:
· продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.
· рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день.
· после 30-45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин.
· продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7-9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - не более 30 минут.
При определении предельной наполняемости групп рекомендуется руководствоваться Приложением №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к СанПиН 2.4.4.3172-14.
Структура дополнительной общеобразовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Учебно-тематический план
4. Содержание изучаемого курса
5. Методическое обеспечение
6. Список литературы