Основные понятия: экономическое поведение, «рыночное поведение», принятие экономического решения; аксиомы: «жадности», транзитивности, замещения; эффекты: репрезентативности, наглядности, эгоцентризма, консерватизма, Ирвина, якоря, края, Монте-Карло, Стоунера; риск, проигрыш, выигрыш, психологические затраты экономического поведения; закон Йеркса-Додсона, эмоциональный потребительский выбор; мотивы: накопления, инвестирования, труда и потребления; «экономический эгоизм».
Вопросы для рассмотрения:
- Когнитивные компоненты и факторы процесса принятия экономического решения
- Аффективные факторы экономического поведения
- Мотивационные механизмы экономического поведения
Литература:
- Дейнека О.С. Экономическая психология: Учебное пособие. – СПб.,2000. С.9-37.
- Кинеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы. // Психологический журнал, 2003, том 24, №4. С.31-42.
- Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Влияние ролевой установки на экономическое поведение российских потребителей. // Вопросы психологии, 1995, №3. С.46-58.
- Малахов С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности (обзор зарубежных исследований) // Психологический журнал, 1990, том 11, №6. С.38-46.
- Спасенников В.В. Экономическая психология: Учебное пособие. – М.,2003. – С.155-187.
- Экономическая психология./ Под ред. И.В. Андреевой. – СПб., 2000. - С. 66-76.
Практические задания:
- Приведите примеры нерационального с экономической точки зрения выбора, опровергающего аксиому «жадности». Объясните причины нерационального поведения.
- Представьте две ситуации:
а) Вы решили посмотреть пьесу, билет на которую стоит 500 рублей. Подходя к театру, Вы обнаружили, что потеряли купюру в 500 рублей. Решили ли Вы тем не менее купить билет за 500 рублей и посмотреть пьесу?
б) Вы решили посмотреть пьесу и заплатили за входной билет 500 рублей. Подходя к театру, Вы обнаружили, что потеряли билет. Ваше место не регистрировалось, а билет нельзя восстановить. Заплатите ли Вы 500 рублей за новый билет?
Объясните, чем вызвана разница принятия решения.
- В каких ситуациях экономический эгоизм является неэффективным?
- К какому эффекту апеллирует разорившаяся компания, уговаривая вкладчиков не доводить дело с выплатами им долга до суда, поскольку в таком случае они, мол, хоть что-нибудь получат?
Семинар 3-4.