Универсальный шаблон для контроля геометрических параметров поверхности катания бандажей колесных пар тягового подвижного состава (ТПС) применяется для выявления опасной формы гребня взамен специального шаблона для выявления вертикального подреза гребня. Шаблон позволяет использовать дополнительный критерий оценки изношенного колеса — параметр крутизны гребня qR и вести инструментальный контроль его величины.
Шаблон может быть применен для замера толщины гребня и определения его высоты. При этом величина проката может быть определена путем вычитания чертежного размера высоты гребня для профиля, применяющегося в депо, из высоты гребня, определяемой с использованием данного шаблона.
Толщина гребня — расстояние, измеренное по горизонтали на высоте 13 мм от поверхности круга катания колеса между двумя точками, лежащими по разные стороны от вершины гребня, одна из которых — в плоскости внутренней грани обода бандажа, другая — на наружной поверхности гребня (рис. 6.1).
|
|
Параметр крутизны гребня — это расстояние, измеренное по горизонтали между двумя точками наружной поверхности гребня, одна из которых находится в 2 мм от вершины, а другая — 13 мм от круга катания колеса. Параметр крутизны гребня комплексный и характеризует изменения формы и размеров гребня и всего профиля поверхности катания колеса, связанные с износами в процессе эксплуатации (см. рис. 6.1).
Высота гребня — расстояние, измеренное по вертикали между вершиной гребня и поверхностью круга катания бандажа (см. рис. 6.1).
Разность между размером измеренной высоты гребня и чертежным размером высоты гребня бандажа нового или после обточки характеризует величину проката по кругу катания колеса, возникающего в процессе эксплуатации.
Шаблон представляет собой сборный металлический каркас с системой рамок с зажимными устройствами и измерительных линеек. Количество линеек определяется числом контролируемых параметров и равно трем.
П - образный жестко склепанный остов каркаса имеет две вертикальные опоры. Одна опора 1 жестко закреплена на расстоянии 70 мм от внутренней грани бандажа на круге катания (рис. 6.8). Другая опора с постоянным магнитом 3 и пластмассовой ручкой-державкой 4 предназначена для контактирования с внутренней гранью бандажа колеса. Обе вертикальные опоры соединены между собой горизонтальной штангой-линейкой 5. На штанге 5 размещены вертикальная линейка 6, перемещающаяся в рамке 7 и фиксируемая винтом 8, и рамка 9 с зажимным винтом 10, снабженная измерительной ножкой 11, которая на 13 мм короче опоры 1. Рамка 7 совместно с закрепленной на ней горизонтальной линейкой 12 имеет возможность горизонтального перемещения по штанге 5 и фиксацией на ней с помощью зажимного винта 13, расположенного с тыльной стороны шаблона.
|
|
На нижнем конце линейки 6 выполнен вертикальный паз и двухмиллиметровый выступ, которым обеспечивается вторая точка контакта торца линейки с гребнем контролируемого колеса. Паз предназначен для размещения в нем остроконечного наката гребня колеса в случае его наличия. Градуировка шкалы линейки 6 показывает высоту гребня.
На всех линейках в пределах диапазона измерений нанесена шкала с отметками в виде штрихов через 1 мм. Каждое пятое деление шкалы отмечено удлиненным штрихом, а каждое десятое — более длинным штрихом, чем пятое и соответствующим числом, указывающим миллиметры. Рамки 7 и 9 снабжены нониусами со значениями отсчета 0,1 мм. На шкале параметра нанесена дополнительная риска на отметке 6,5 мм — предельно допустимом размере параметра.
При подготовке шаблона к замерам контролируемого колеса освободить все зажимные винты — 8, 10, 13 (см. рис. 6.8), затем отвести рамку 9 с измерительной ножкой 11 вправо, также отвести рамку 7 вправо, поднять линейку 6 вверх. Установить шаблон на контролируемое колесо в его радиальной плоскости так, чтобы вертикальная опора 1 оперлась на поверхности катания, а постоянный магнит 3 плотно прилегал к внутренней грани обода.
Смещая линейку 6 по вертикали вниз до соприкосновения горца с вершиной гребня и сдвигая рамку 7 по горизонтали влево до упора 2-х миллиметрового выступа линейки с поверхностью гребня, зафиксировать положение линейки 6 и рамки 7 винтами 8 и 13. Перемещать рамку 9 по горизонтальной штанге 5 влево до упора измерительной ножки 11 в поверхность гребня колеса и фиксировать рамку винтом 10.
Сняв шаблон с колеса, посмотреть показания по трем контролируемым параметрам: на вертикальной линейке 6 — высоту гребня, на шкале горизонтальной штанги-линейки 5 — толщину гребня, на линейке 12 — параметр крутизны гребня.
Для повышения устойчивости при опирании шаблона на круг катания вертикальный упор 1 имеет дополнительную опору 2, увеличивающую ширину опирания до 12 мм.
Порядок выполнения
1. Перед составлением технологической карты рекомендуется экскурсия в депо для ознакомления с замерами и проведения замеров колёсных пар.
2. Описать Виды и освидетельствования колёсных пар (ТНК).
3. Описать Порядок проведения замеров.
4. Заполнить технологическую карту ремонта по проведению измерения колёсных пар шаблонами и измерительным инструментом).
Содержание отчета
1. Поясните сущность и предназначение видов освидетельствований и осмотров колёсных пар.
2. Поясните какие геометрические параметры колёсных пар контролируются на плановых видах ремонта и осмотра.
3. Составьте технологическую карту проведения обмеров колёсных пар шаблонами измерительными инструментами.
4. Составьте карту эскизов поясняющую порядок проведения замеров геометрии колёсных пар
5. Выводы.
Контрольные вопросы
1. Поясните, в каких случаях колёсные пары подвергаются осмотру?
2. Поясните, в каких случаях колёсные пары подвергаются обыкновенному освидетельствованию?
3. Поясните, в каких случаях колёсные пары подвергаются полному освидетельствованию?
4. Поясните, согласно какому нормативно техническому документам происходит проверка состояния колёсных пар?
5. Перечислите основные шаблоны и инструменты применяемые при измерении геометрических параметров колёсных пар?
6. Поясните, в каком документе регистрируются результаты контроля колесных пар для определения их технического состояния и пригодности к эксплуатации при проведении осмотра?
7. Поясните, в каких документах регистрируются результаты контроля колесных пар при обыкновенном освидетельствовании?