Неподвижная губка; 2 – трубчатая штанга; 3 – подвижная губка

Универсальный шаблон для контроля геометрических параметров поверхности катания бандажей колесных пар тягового подвижного состава (ТПС) применяется для выявления опасной формы гребня взамен специального шаблона для выявле­ния вертикального подреза гребня. Шаблон позволяет использовать дополнительный критерий оценки изношенного колеса — параметр крутизны гребня qR и вести инструментальный контроль его величины.

Шаблон может быть применен для замера толщины гребня и определения его высоты. При этом величина проката может быть определена путем вычитания чертежного размера высоты гребня для профиля, применяющегося в депо, из высоты гребня, определяемой с использованием данного шаблона.

Толщина гребня — расстояние, измеренное по горизонтали на высоте 13 мм от поверхности круга катания колеса между двумя точками, лежащими по разные стороны от вершины гребня, одна из которых — в плоскости внутренней грани обода бандажа, другая — на наружной поверхности гребня (рис. 6.1).

Параметр крутизны гребня — это расстояние, измеренное по горизонтали между двумя точками наружной поверхности гребня, одна из которых находится в 2 мм от вершины, а другая — 13 мм от круга катания колеса. Параметр крутизны гребня комплексный и характеризует изменения формы и размеров гребня и всего профиля поверхности катания колеса, связанные с износами в процессе эксплуатации (см. рис. 6.1).

Высота гребня — расстояние, измеренное по вертикали между вершиной гребня и поверхностью круга катания бандажа (см. рис. 6.1).

Разность между размером измеренной высоты гребня и чертежным размером высоты гребня бандажа нового или после обточки характеризует величину проката по кругу катания колеса, возникающего в процессе эксплуатации.

Шаблон представляет собой сборный металлический каркас с системой рамок с зажимными устройствами и измерительных линеек. Количество линеек определяется числом контролируемых параметров и равно трем.

П - образный жестко склепанный остов каркаса имеет две вертикальные опоры. Одна опора 1 жестко закреплена на расстоянии 70 мм от внутренней грани бандажа на круге катания (рис. 6.8). Другая опора с постоянным магнитом 3 и пластмассовой ручкой-державкой 4 предназначена для контактирования с внутренней гранью бандажа колеса. Обе вертикальные опоры соединены между собой горизонтальной штангой-линейкой 5. На штанге 5 размещены вертикальная линейка 6, перемещающаяся в рамке 7 и фиксируемая винтом 8, и рамка 9 с зажимным винтом 10, снабженная измерительной ножкой 11, которая на 13 мм короче опоры 1. Рамка 7 совместно с закрепленной на ней горизонтальной линейкой 12 имеет возможность горизонтального перемещения по штанге 5 и фиксацией на ней с помощью зажимного винта 13, расположенного с тыльной стороны шаблона.

На нижнем конце линейки 6 выполнен вертикальный паз и двухмиллиметровый выступ, которым обеспечивается вторая точка контакта торца линейки с гребнем контролируемого колеса. Паз предназначен для размещения в нем остроконечного наката гребня колеса в случае его наличия. Градуировка шкалы линейки 6 показывает высоту гребня.

На всех линейках в пределах диапазона измерений нанесена шкала с отметками в виде штрихов через 1 мм. Каждое пятое деление шкалы отмечено удлиненным штрихом, а каждое десятое — более длинным штрихом, чем пятое и соответствующим числом, указывающим миллиметры. Рамки 7 и 9 снабжены нониусами со значениями отсчета 0,1 мм. На шкале параметра нанесена дополнительная риска на отметке 6,5 мм — предельно допустимом размере параметра.

При подготовке шаблона к замерам контролируемого колеса освободить все зажимные винты — 8, 10, 13 (см. рис. 6.8), затем отвести рамку 9 с измерительной ножкой 11 вправо, также отвести рамку 7 вправо, поднять линейку 6 вверх. Установить шаблон на контролируемое колесо в его радиальной плоскости так, чтобы вертикальная опора 1 оперлась на поверхности катания, а постоянный магнит 3 плотно прилегал к внутренней грани обода.

Смещая линейку 6 по вертикали вниз до соприкосновения горца с вершиной гребня и сдвигая рамку 7 по горизонтали влево до упора 2-х миллиметрового выступа линейки с поверхностью гребня, зафиксировать положение линейки 6 и рамки 7 винтами 8 и 13. Перемещать рамку 9 по горизонтальной штанге 5 влево до упора измерительной ножки 11 в поверхность гребня колеса и фиксировать рамку винтом 10.

Сняв шаблон с колеса, посмотреть показания по трем контролируемым параметрам: на вертикальной линейке 6 — высоту гребня, на шкале горизонтальной штанги-линейки 5 — толщину гребня, на линейке 12 — параметр крутизны гребня.

Для повышения устойчивости при опирании шаблона на круг катания вертикальный упор 1 имеет дополнительную опору 2, увеличивающую ширину опирания до 12 мм.

 

 

Порядок выполнения

1. Перед составлением технологической карты рекомендуется экскурсия в депо для ознакомления с замерами и проведения замеров колёсных пар.

2. Описать Виды и освидетельствования колёсных пар (ТНК).

3. Описать Порядок проведения замеров.

4. Заполнить технологическую карту ремонта по проведению измерения колёсных пар шаблонами и измерительным инструментом).

 

Содержание отчета

1. Поясните сущность и предназначение видов освидетельствований и осмотров колёсных пар.

2. Поясните какие геометрические параметры колёсных пар контролируются на плановых видах ремонта и осмотра.

3. Составьте технологическую карту проведения обмеров колёсных пар шаблонами измерительными инструментами.

4. Составьте карту эскизов поясняющую порядок проведения замеров геометрии колёсных пар

5. Выводы.

 

Контрольные вопросы

1. Поясните, в каких случаях колёсные пары подвергаются осмотру?

2. Поясните, в каких случаях колёсные пары подвергаются обыкновенному освидетельствованию?

3. Поясните, в каких случаях колёсные пары подвергаются полному освидетельствованию?

4. Поясните, согласно какому нормативно техническому документам происходит проверка состояния колёсных пар?

5. Перечислите основные шаблоны и инструменты применяемые при измерении геометрических параметров колёсных пар?

6. Поясните, в каком документе регистрируются результаты контроля колесных пар для определения их технического состояния и пригодности к эксплуатации при проведении осмотра?

7. Поясните, в каких документах регистрируются результаты контроля колесных пар при обыкновенном освидетельствовании?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: