Содержание образовательного стандарта предопределяет темы рефератов по дисциплине «Экономическая теория». При выборе тем можно руководствоваться тематикой, предложенной ведущими преподавателями или специалистами, чей научный или научно-методический интерес совпадает с предложенными темами. При этом студент может получить квалифицированную консультацию по материалам темы, а руководство такой самостоятельной работой приносит максимальную пользу ее автору.
Другой подход с выбором тем ориентирован на практические интересы автора самостоятельной работы, связанной с актуальностью темы, возможностью ее продолжения при изучении конкретно-экономических дисциплин и даже при выполнении последующих самостоятельных курсовых работ по «Статистике», «Маркетингу», «Экономике предприятия», и др., а также дипломной работы.
В заданиях самостоятельных работ по «Экономической теории» должны включаться элементы методики экономических исследований.
Самостоятельная работа по «Экономической теории» выполняется в соответствии с образовательным стандартом и учебным планом, а также имеет своей целью освоение, систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по основным направлениям экономической науки. Реферативный характер эт^х работ предопределен целями и задачами данной учебной дисциплины.
|
|
Цель самостоятельной работы - расширение и систематизация знаний, постановка задач, носящих комплексный характер, а также оценка уровня знаний студента по конкретному направлению экономической науки.
Экономика - сложная многоуровневая система, все уровни которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Теоретическая экономика изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микро- и макроуровне.
Изучая факты, выдвигая гипотезы, экономисты делают обобщения, раскрывают принципы (законы), на основе которых и функционирует экономика. Констатация тех или иных явлений, тенденций относится к позитивному направлению в экономической науке. В случае, если ставятся вопросы о том, как должна работать экономика, чтобы быть эффективной, то это нормативное направление экономической науки.
В реферате по «Экономической теории» должна присутствовать глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем яа основе анализа экономической литературы. Кроме аналитического обзора реферат должен содержать самостоятельное изложение своей обоснованной точки зрения по выбранному направлению.
Глубокое знание экономических проблем учит пониманию сложного экономического мира, формирует гражданское сознание, вырабатывает экономический тип мышления, необходимые при изучении учебных дисциплин специальности.
|
|
Условно темы рефератов по «Экономической теории» можнэ разделить на группы, предусмотренные образовательными стандартами.
Макроэкономика
Общие закономерности, присущие экономике страны в цалом, ее регионам, отраслям и секторам, изучает раздел «Макроэконо мика» дисциплины «Экономическая теория». Модели макроэкономического равновесия необходимы для оценки совокупного спроса и совокупного предложения. Модель общего равновесия Заль- раса: в процессе заключения контрактов на продажу и покупку товаров на рынках устанавливается такой набор относительных цен, при котором все желаемые товары продаются и покупается, и нет избыточного спроса и избыточного предложения. О/нако данная модель не учитывает реальные кассовые остатки.
Модель общего равновесия Патинкина рассматривает устойчивое состояние конкурентной экономики, при котором потребители максимизируют значение функции полезности, а конкурирующие предприниматели максимизируют полученную прибыль, при цзнах, обеспечивающих равенство спроса и предложения при эффективном распределении ресурсов. Кроме общего равновесия макроэкономика изучает частичное равновесие - равновесие между ещосом
и предложением на конкретном рынке (на рынке конечных продуктов, на рынке факторов производства, на финансовом рынке).
Привлекательность того или иного рынка оценивается с помощью различных макроэкономических показателей. Это система показателей социально-экономического потенциала, национального богатства, показателей результатов экономической деятельности (валового национального продукта) и эффективности экономики в целом.
Новая система группировки показателей и внедрение международных классификаторов позволяют использовать методику национального счетоводства. Эта адекватная рыночным условиям система учета позволяет выявлять теневую производственную деятельность и учитывать ее в макроэкономических показателях.
Актуальными и необходимыми для последующей разработки могут быть следующие темы рефератов:
94) Построение внешнеторгового баланса.
95) Подходы к оценке совокупного спроса и предложения в регионе.
96) Совокупный спрос и факторы, определяющие величину совокупного спроса.
97) Использование счета производства в СНС.
98) Сравнительный анализ моделей государственного регулирования экономики.
99) Инструменты государственного регулирования экономики и оценка их эффективности.
100) Строение государственного бюджета и фискальная политика государства.
101) Анализ денежных потоков в макроэкономике и кредитная политика.
102) Экономические проблемы занятости, рынка труда и безработицы.
103) Доходы населения и их распределение.
104) Международные экономические отношения и валютный рынок.
105) Использование метода товаров представителей в международной торговле.
106)Использование ресурсов как носителей социально-экономического потенциала.
107)Сочетание материальных и нематериальных активов национального богатства.
108)Формирование системы показателей экономических результатов в системе национальных счетов.
16. Экономический рост и эффективность общественного производства.
Перечисленные темы рефератов необходимо раскрывать таким образом, чтобы получаемые выводы и рекомендации могли быть обоснованы и использованы в последующих учебных дисциплинах конкретного экономического направления.
Микроэкономика
Экономические проблемы рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей рыночных субъектов изучает микроэкономика. Изучение различных рынков производственных факторов связывают с рациональным использованием ресурсов, а спрос и предложение рассматриваются в качестве регулятора рыночных отношений.
|
|
Центральная проблема микроэкономики: изучение спроса и предложения на конкретный товар, изучение рыночного равновесия, а также факторов, влияющих на величину спроса. Микроэкономика исследует эластичность спроса и предложения на конкретные товары и ценообразование в условиях различных рыночных структур.
Экономика фирм, мотивация их поведения основаны на факторных рынках, а также на рыночных структурах, определяющих вид конкуренции на рынке.
108) Рынок факторов производства.
108) Факторные рынки. Спрос на экономические ресурсы.
108) Факторные рынки. Оптимальное соотношение ресурсов.
108) Кривая производственных возможностей и необходимость экономического выбора.
108) Производственная функция фирмы.
108) Спрос на продукцию, работы и услуги. Факторы, определяющие спрос.
108) Предложение конкретных товаров и факторы, воздействующие на него.
108) Равновесная цена, эластичность спроса и предложения на отдельные товары.
108) Законы спроса и предложения. Формирование спроса на отдельный товар.
108)Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения.
108) Теория предельной полезности и спрос на отдельный товар.
108)Мотивация поведения фирмы в рыночной экономике.
108) Экономическая прибыль фирмы и экономические издержки.
108) Издержки производства краткосрочного и долгосрочного периодов.
108) Рыночные структуры и конкуренция.
108) Ценообразование на различных рынках.
Темы самостоятельных работ по микроэкономике могут иметь продолжение в курсовых работах по учебной дисциплине «Статистика», где отдельные положения и показатели будут наполнены конкретным экономическим содержанием, а представленные гипотезы могут быть проверены на конкретном статистическом материале.
2.4. СТАТИСТИКА
Содержание учебной дисциплины «Статистика» консервативно. Несмотря на несущественные различия, присущие конкретным экономическим направлениям и специальностям, основное содержание учебной дисциплины составляют сведения из общей теории статистики, социальной статистики и статистики экономической.
|
|