Предприятие в конкурентной среде. Потенциал предприятия. Затраты и себестоимость продукции и услуг. Структура затрат и их оптимизация. Налогообложение предприятия. Результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: показатели, их анализ и планирование. Структура планов на предприятии, методы их обоснования и взаимосвязи. Управленческий учет. Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии. Учет маркетинговой стратегии в планах развития предприятия.
Содержание учебной дисциплины отражает комплексный характер курса, взаимосвязь смежных учебных дисциплин, объединенных дисциплиной «Экономика предприятия».
Комплексный характер учебной дисциплины предполагает широкое использование различных методов экономического исследования. В основу деятельности предприятия положена, прежде всего, информация о внешней среде. Для получения этой информации проводятся полномасштабные маркетинговые исследования,
анализ деятельности конкурентов, а для этого необходимы экономические исследования статистического характера.
Параметры внешней среды определяют ресурсы предприятия как носителя его потенциала. Действительно, объем и структуру затрат (с учетом налоговых отчислений) определяет имеющийся объем спроса, при котором предприятие получает наибольшую экономическую выгоду. Оптимальная величина затрат может определяться по критерию максимизации прибыли.
Сочетание внешних и внутренних факторов определяет результаты деятельности предприятия. Анализ внешней и внутренней среды позволяет осуществлять планирование деятельности предприятия, вырабатывать наилучшую маркетинговую стратегию предприятия. При этом большинство задач экономики предприятия сводятся к применению методов технико-экономического обоснования предпринимательских проектов.
2.6.2. Методические указания к разработке курсовых работ по дисциплине «Экономика предприятия»
Предприятие как имущественный комплекс, предназначенный для извлечения прибыли, является основным субъектом экономической деятельности. Экономическое (технико-экономическое) обоснование такой деятельности - основная цель этой учебной дисциплины. Большинство задач экономики предприятия можно свести к решению инвестиционной задачи. Учитывая, что для реализации факторов производства необходимо проводить различные подходы, реализующие разные экономические решения, тематика работ может включать реализацию множества проектов (предпринимательских, инновационных, инженерных, инвестиционных и др.), общая схема которых сводится к набору этапов.
Первым этапом экономического обоснования предпринимательского проекта является анализ рынка. Это задача статистики рынка. Целью этапа является выбор сегмента, определяющий свойства товара.
Вторым этапом являются маркетинговые исследования. А это известные задачи статистики спроса, цены и маркетинга. В результате определяются наиболее выгодные цены и объемы продаж (производства).
Третий этап связывают с обоснованием производства на предприятии. Исходными данными этого этапа являются результаты статистического исследования и, в частности, объемы производства про
дукции (услуг). Выбор вида и характера производства, расчет затрат и себестоимости, определение потока прибыли - все это связывают с этим основным этапом технико-экономического обоснования.
Четвертый этап связывают с представлением предыдущих результатов в динамике и в стоимостном выражении. Содержанием этапа является анализ прибыли и финансовых рисков.
Пятый, заключительный этап содержит расчет экономического эффекта (с учетом чистой приведенной стоимости NPV) и эффективности (на основе внутренней ставки доходности IRR).
2.7. МАРКЕТИНГ