Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.
Коммерческая логистика - обеспечение адаптации предприятия к постоянно меняющейся ситуации на рынке и расширения своей зоны деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы предложить на рынке пользующуюся спросом продукцию в необходимом количестве и продать ее по ценам, обеспечивающим получение максимальной прибыли.
Коммерциализация - стадия разработки нового продукта, на которой осуществляются полномасштабный выпуск и реализация нового продукта на выбранном рынке. При коммерциализации производитель должен правильно определить время выхода на рынок, последовательность и объем деятельности на разных рынках, наиболее эффективные методы распределения и продвижения продукта, разработать детальный оперативный план маркетинга.
Комплекс маркетинга - совокупность взаимосвязанных элементов, контролируемых и изменяемых предприятием в зависимости от состояния внешней среды для удовлетворения потребностей определенного рынка либо его части (сегмента). В комплекс маркетинга входят следующие элементы: товар, цена, система товародвижения (место, время и организация сбыта), система формирования спроса и стимулирования сбыта.
Комплексное исследование рынка - это процесс систематического сбора, обработки и анализа информации о рынке, прогнозирование тенденции развития рыночной ситуации.
Конкурентоспособность - совокупность потребительских свойств данного товара (продукции, работы или услуги), характеризующая их отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение и цен.
Конкурентоспособность научно-технической продукции - сравнительная характеристика научно-технической продукции, содержащая комплексную оценку всей совокупности ее качественных и экономических свойств (параметров) относительно выявленных требований рынка или свойств другой научно-технической продукции. Конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени продажи. Условием конкурентоспособности с точки зрения потребителя является максимизация отношения суммарного полезного эффекта к цене его потребления (полным затратам на приобретение и использование).
Конкурентоспособность предприятия - способность предприятия (организации) выживать и успешно развиваться в условиях конкурентной борьбы. Конкурентоспособность предприятия определяется потенциалом организации и уровнем его использования. Имеются в виду такие его составляющие, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббистская, маркетинговая. Понятие «конкуренто-способность предприятия» (организации) шире, чем понятие «конкурентоспособность продукта».
Конкурентоспособность товара - способность потребительских свойств товара (продукции, работы или услуги), позволяющая успешно конкурировать на рынке. Достигается, прежде всего, за счет наделения продукта (услуги) таким набором атрибутов и обеспечения такого уровня сервиса, которые гарантируют ему более высокую оценку со стороны потребителей по сравнению с аналогичными продуктами конкурентов. Оценка конкурентоспособности продукции производится путем сравнения с продуктами конкурентов или лучшим продуктом-аналогом. В качестве критерия рассматривают отношение эффекта к цене потребления.
Конкуренция - состязательность на рынке. Для конкуренции характерны постоянная борьба за потребителей и увеличение доли рынка с целью получения экономической выгоды. Конкуренция является важнейшим элементом рынка, играющим решающую роль в повышении качества продуктов, снижении их себестоимости, освоении в производстве последовательных достижений науки и техники. Создание условий и поддержание конкуренции является заботой государственных органов, наблюдающих за состоянием рынка. Товар на рынке может конкурировать как на ценовой («ценовая конкуренция»), так и на неценовой основе («неценовая конкуренция»). При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают свойства товара, престижность его марки, уровень сервиса, другие факторы окружения продукта; весь потенциал организации направлен в созидательное русло и не носит разрушительного характера, как в случае «ценовой войны». Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Конкурирующие организации осуществляют различные стратегии маркетинга. Каждое предприятие пытается добиться конкурентного преимущества, стремясь выпускать более качественные, чем у конкурентов, продукты и реализуя более эффективную коммерческую и маркетинговую деятельность. Для разных типов конкуренции возможности применения управленческих решений различны.
Консигнация - форма, условие продажи товаров через склады посредников, когда право собственности на товар, поступивший на склад посредников, остается за продавцом до момента продажи его покупателю. Хранение товара на складе и его предпродажная подготовка осуществляются за счет продавца. Поставка товаров на склад производится до заключения контракта на продажу с покупателем. Как правило, консигнация предусматривает хранение товара на складе посредника (консигнатора) в течение 1—1,5 года. Если за этот период товар не будет продан, он возвращается собственнику за его счет. Консигнация применяется в тех случаях, когда важно не упустить время продажи, оптимальное с точки зре^я эффективности сделки, или когда фактор немедленной сделки поставки товара имеет важное значение. Особенно широко консигнация используется в международной торговле.
Консьюмеризм - организованное движение граждан и правительственных учреждений, направленное на продавцов и производителей товаров. Участники движения добиваются, чтобы каждый потребитель обладал правом на
получение исчерпывающей информации о наиболее важных особенностях товаров (затраты производителя на производство и обслуживание продукта, используемые компоненты, некоторые общезначимые характеристики технологии, степень полезности, свежести продукта, его преимущества или характеристики в сравнении с аналогами), на защиту от недоброкачественных товаров и сомнительных маркетинговых приемов. Консьюмеризм - это и политика в области управления качеством, основанная на принципах полного подчинения производителя в части характеристик и объемов выпускаемой продукции требованиям потребителя, долгосрочного планирования потребительной стоимости выпускаемой продукции, углубленного изучения и активного формирования требований покупателей, эффективного анализа причин и экономических последствий неудовлетворительного качества товара.
Контроллинг - система управления процессом достижения конечных результатов деятельности организации, включая достижение высоких значений экономических показателей; система внутреннего и стратегического контроля (аудита) деятельности организации. Главное значение контроллинга - обеспечение руководства организации результатами стратегической оперативной оценки состояния и динамики внешней среды и поведения организации на рынке в ходе достижения поставленных целей. Контроллинг является некой интегральной управленческой функцией, объединяющей все известные методы ситуационного анализа, анализа продуктового портфеля, маркетинговые исследования, контрольные функции и многое другое. Некоторые специалисты используют термин «маркетинг-контроллинг».
Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Концепция маркетинга - система основных идей, положений маркетинговой деятельности, согласно которой достижение целей организации зависит от глубины изучения запросов потребителей и полноты их удовлетворения по сравнению с конкурентами. Эволюция маркетинга вписывается в эволюцию развития управленческой концепции, которая прошла через следующие стадии: производственная концепция, продуктовая концепция, концепция продаж, концепция маркетинга и концепция социаль- но-этического маркетинга. Каждая из этих концепций, соответствующих определенной философии управления, в зависимости от воззрений руководства, специфики производственно-сбытовой деятельности и рыночных условий в той или иной мере применяется и в настоящее время.
Концепция продаж - управленческая концепция, следуя которой организация прилагает значительные усилия по продвижению и продаже товаров, в приобретении которых покупатель проявляет инертность. Данная концепция обычно используется применительно к товарам пассивного спроса, которые покупатель в нормальных условиях обычно не приобретает.
Концепция продуктовая - управленческая концепция, которая исходит из того, что потребители благосклонны к продукту с наилучшими потребительскими свойствами, поэтому организация стремится его непрерывно совершенствовать, не уделяя должного внимания другим аспек
там маркетинговой деятельности. При этом всегда следует помнить, что потребителям нужен не данный продукт как таковой, а решение своих проблем с помощью какого-то продукта. Ограниченность концепции продуктовой заключается в том, что не принимается в расчет то обстоятельство, что даже усовершенствованный продукт не пойдет на рынке, если производитель не сделает его более привлекательным с помощью дизайна, упаковки и цены, не организует товародвижение по удобным каналам распределения, не привлечет внимания тех, кому нужен данный продукт, и не убедит людей в превосходных качествах этого продукта. Иными словами, концепция продуктовая может привести к «маркетинговой близорукости». Например, руководство железнодорожной компании потеряет клиентов, которые могут переключиться на использование других видов транспорта, если будет считать, что клиентам необходим поезд, а не перемещение в определенные населенные пункты.
Концепция производственная - управленческая концепция, следуя которой организация для более полного удовлетворения запросов широкого круга потребителей в продуктах, на которые существует спрос, расширяет и улучшает свою производственную деятельность и повышает эффективность функционирования каналов распределения. Концепция производственная является плодотворной в двух случаях: когда спрос превышает предложение и когда для понижения чрезмерно высокой цены необходимо сделать акцент на рост производительности труда.
Конъюнктура - временная экономическая ситуация, характеризующая совокупность признаков, выражающих текущее состояние экономики (динамика цен, продаж, издержек производства), а также положение, создавшееся в какой-либо области общественной жизни.
Краткое сообщение - научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа - оперативное сообщение о результатах выполненной работы на любом ее этапе.
Кривая жизненного цикла - полученная эмпирическим путем или прогнозируемая зависимость между объемом сбыта производимого предприятием товара, длительностью и характером протекания жизненного цикла данного товара на данном рынке. На объем сбыта оказывает влияние не только общая продолжительность жизненного цикла товара на рынке, но и структура жизненного цикла, длительность его отдельных фаз (внедрения, роста, насыщения, стагнации, спада). Сам же жизненный цикл товара на данном рынке зависит от взаимосвязи и динамики изменения различных факторов окружающей среды (экономической конъюнктуры, технического прогресса, моды и др.). Эта информация позволит предприятию выработать и принять обоснованные решения.
Кривая спроса - графическое изображение зависимости величины спроса от уровня цен. Кривая спроса показывает, какое количество товара будет куплено на определенном рынке за фиксированный период при
разных ценах на данный товар и сохранении других показателей неизменными. В большинстве случаев - чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Это обусловливается следующими главными причинами. Во-первых, чем ниже цена, тем большее число людей желают купить данный товар. Во-вторых, чем ниже цена, тем больше товара покупается за одну покупку. Для определения степени чувствительности спроса к изменению цен используют показатель эластичности спроса по ценам. Точка пересечения кривых спроса и предложения определяет цену равновесия.
Логистика - планирование движения материальных, трудовых, энергетических и информационных потоков, оперативное управление этим процессом и его контроль. Используется в промышленности, торговле, сфере услуг, банковском деле, на транспорте, в коммунальном хозяйстве как методология и средство оптимизации хозяйственных и управленческих процессов. В производственной логистике в качестве основного понятия используется «материальный поток», при этом все стадии производства (добыча сырья, получение материалов, изделий, производство конечного продукта), транспортировка, сбыт рассматриваются как единый и непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации. Широко известна такая логистическая система, как «точно в срок», основанная на автоматизации управления материальными потоками с целью минимизации производственных запасов. К новым направлениям применения логистики относится маркетинговая логистика. Комплексное внедрение логистики на предприятии может обеспечить сокращение материальных затрат, включая запасы, на 15-20%.
Маркетинговые исследования - сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговое исследование - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Такая деятельность осуществляется периодически, а не непрерывно, по мере появления определенных проблем, на основе использования методов сбора и обработки собранных данных. Информация используется для идентификации и определения возможностей и проблем маркетинга; для исследования конъюнктуры рынка и оценки стратегий маркетинга, оценки показателей маркетинговой деятельности и лучшего ее понимания. Процесс маркетингового исследования включает следующие четыре этапа: определение проблемы и целей исследования, разработку плана исследований, реализацию плана исследований, интерпретацию полученных результатов и их доведение до руководства.
Метод «Дельфи» - один из методов экспертных оценок, предусматривающий проведение экспертного опроса в несколько туров. В методе «Дельфи» делается попытка усовершенствовать групповой подход к решению задачи разработки прогноза или оценки путем взаимной критики субъективных взглядов, высказываемых отдельными специалистами без непосредственных контактов между ними и при сохранении анонимности мнений или аргументаций в защиту этих мнений. В одном из вари
антов этого метода прямое обсуждение заменяется обменом информацией и мнениями с помощью разработанных вопросников. К участникам обращаются с просьбой не только высказать свои мнения, но и привести их обоснование, а в каждом из последующих туров опроса им выдается новая и уточненная информация по высказанным мнениям, которая появляется в результате расчета совпадения точек зрения по ранее выполненным этапам работы. Этот процесс продолжается до тех пор, пока продвижение в направлении повышения совпадения точек зрения не становится незначительным. После этого фиксируются расходящиеся точки зрения. Метод «Дельфи» успешно применяется в маркетинге. Например, при решении таких задач, как выявление множества важнейших факторов, путей решения маркетинговых проблем (увеличение сбыта и др.).
Метод ценообразования - способ, совокупность приемов установления цен. Выделяют три метода определения исходных, прейскурантных цен: метод ценообразования на основе издержек, метод ценообразования на основе мнения покупателей и метод ценообразования на основе цен конкурентов. При определении цены используются все три метода, хотя удельный вес каждого из них может быть различным. На основании вышеназванных методов рассчитываются базисные, или прейскурантные цены, которые в дальнейшем с помощью стратегий адаптации цен трансформируются в окончательные рыночные цены.
Метод маркетинговых исследований - метод, применяемый при сборе, анализе и интерпретации маркетинговых данных.
Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.