Методика обучения информационным технологиям

 

Методические рекомендации для экзамена и курсовой работы

(блок специальных отраслевых дисциплин)

 

Специальность

030500.06‑«Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)»

 

 

Челябинск 2013


 

УДК 378(021)

ББК 74.480.2 Я73

Х98

 

Рыжикова А.М. Методика обучения информационным технологиям: Методические рекомендации для экзамена и курсовой работы. – Челябинск, ППИ ЧГПУ, 2013г. – 32 с.

 

Методические рекомендации содержат общие требования, предъявляемые к контрольным мероприятиям по курсу «Методика обучения информационным технологиям»; перечень, структуру и содержательный аспект тематических вопросов, заданий для экзамена и курсовой работы. Настоящее издание предназначено для студентов заочной формы обучения по специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)».

 

Составитель: А.М. Рыжикова,ст.преподаватель каф. ИТ,ВТ и ПМ ЧГПУ

Рецензенты: А.А.Олейников, канд.пед.наук, зав.кафедрой ИТ.ВТ и ПМ

Л.М.Базавлуцкая, канд.пед.наук, доцент каф

 

©Челябинский Государственный Педагогический Университет

©Профессионально-педагогический институт


Содержание:

№п\п Наименование раздела № стр.
  Общие требования, предъявляемые к контрольным мероприятиям по курсу «Методика обучения информационным технологиям»  
  1.1. Целями изучения курса являются  
  1.2. Этапы подготовки курсовой работы  
  1.3. Оформление работы  
  Тематические вопросы, задания для экзамена и курсовой работы.  
  Рекомендуемая литература  
  Приложения  

 

 


1. Общие требования, предъявляемые к контрольным мероприятиям по курсу «Методика обучения информационным технологиям»

Курс «Методика обучения информационным технологиям» входит в число специальных отраслевых дисциплин Государственного образовательного стандарта по специальности 030500.16 – «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)». Он базируется на знаниях и умениях, приобретенных студентами при освоении психолого-педагогических дисциплин, а также при изучении информационных технологий в рамках курсов, предусмотренных учебным планом ВУЗа по обозначенной специальности.

1.1. Целями изучения курса являются:

‑ приобретение знаний по современным концепциям преподавания информационных технологий в учреждениях профессионального образования и системы повышения квалификации;

‑получение профессионально приобретенных знаний и навыков педагогического проектирования и реализации учебного процесса в рамках предметной области «Информационные технологии».

В связи с этим, в курсе «Методика обучения информационным технологиям» ставятся следующие задачи:

‑приобрести знания и сформировать умения по проектированию учебно-программной документации, содержания, педагогических средств обучения и организации учебного процесса, разработке новых учебных курсов и методического обеспечения дисциплин в рамках предметной области «Информационные технологии».

‑выработать умения выполнять педагогические проекты по методике обучения информационным технологиям;

‑получить навыки проведения учебных занятий по предметам, «информационные технологии» в которых присутствуют либо в качестве учебных элементов, либо в качестве средств обучения, приобрести опыт внедрения педагогических проектов в учебный процесс.

В результате изучения курса студент должен знать:

‑предмет и значение курса для подготовки педагога профессионального обучения;

‑содержание основных документов государственного стандарта начального и среднего профессионального образования;

‑содержание информатических дисциплин и факторы, его определяющие, в учреждениях начального и среднего профессионального образования, системы повышения квалификации;

‑ принципы разработки и анализа учебного плана, учебной программы предмета и другой учебно-программной документации;

‑ методы, средства и формы теоретического и практического обучения;

‑ содержание дидактической деятельности педагога профессионального обучения: цели, содержание и технологии дидактического проектирования процесса обучения и характеристику технологической деятельности педагога;

‑ методы целевой ориентации, стимулирования и мотивации учения, формирования новых знаний, умений, навыков; приемы оптимизации форма, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов;

‑ вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса и основное направление повышение эффективности обучения информационным технологиям.

В результате изучения курса студент должен уметь:

‑ анализировать существующую нормативную и учебно-программную документацию подготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов в различных видах учебных заведений, обосновывать внесение изменений в эту документацию, а также ее обновлять и при необходимости разрабатывать;

‑ отбирать необходимый дидактический материал и конструировать предметное содержание обучения по информатическим дисциплинам;

‑ осуществлять дидактическое проектирования учебного процесса, планировать деятельность педагога профессионального обучения и конструировать деятельность учащихся при формировании профессиональных знаний и умений;

‑ разработать частные методики преподавания по информатическим дисциплинам;

‑ управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся;

‑ проводить занятия по предмету с последующим анализом результатов обучения учащихся, диагностикой реализации целей обучения и корректировкой учебного процесса;

‑ самостоятельно работать с научной, методической и учебной литературой, электронными информационными источниками, а также развивать критические способности и творческое начало при работе с информацией;

‑ проводить самоанализ своей деятельности, оценивать ее результаты и проводить корректировку.

В качестве контрольных мероприятий по курсу предусмотрены зачет и курсовая работа.

Задание для зачета выдается в семестре его предваряющем, выполняется студентом самостоятельно. Наработанные материалы оформляются в печатном виде и электронном вариантах и предъявляются студентам в процессе проведения зачета.

Оценка за зачет определяется качеством представленных материалов и их аудиторной защиты.

Задание для курсовой работы выдается студенту в начале сессии предшествующей сессии сдачи курсовой работы.

Цель курсовой работы является формирование у студента умения применять всю систему психолого-педагогических и методологических знаний для решения актуальных методических проблем в рамках предметной области «Информационные технологии». Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер и предполагает самостоятельную творческую деятельность студента по разработке реальной методической задачи. В процессе выполнения курсовой работы студент изучает инновационный педагогический опыт, углубляет и систематизирует знания в области методики научного исследования и методики обучения.

Тематика курсовых работ формируется в соответствии с перечнем тем программы курса, направлениями научно-методических работ, осуществляемых на кафедре, а также может включать инициативные темы студентов, если они по характеру материала, содержанию и глубине проработки удовлетворяют целям, задачам, требования, предъявляемым к курсовым работам, и представляют практический интерес для системы профессионального образования. При этом проблемное направление и тематика курсовой работы может совпадать с зачетным вопросом. Актуальность тематики, практическая значимость курсовой работы и творческая самостоятельность при ее выполнении способствуют адаптации будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности. В ряде случаев для выполнения курсовой работы необходимо собрать, систематизировать и обработать фактический материал; поставить эксперимент, сделать научные выводы и высказать свою точку зрения на поставленную методическую проблему.

Избранная тема регистрируется на кафедре. После этого самостоятельное изменение студентом темы не допускается.

 

1.2. Этапы подготовки курсовой работы:

1. Выбор темы курсовой работы, согласование ее с научным руководителем, утверждение темы.

2. Определение зада и плана исследования, выбор и разработка методов исследования.

3. Сбор, изучение и анализ учебной, методической и научной литературы в объеме, необходимом для исследования проблемы.

4. Обоснование актуальности темы курсовой работы; написание введения и теоретической части работы.

5. Организация и проведения экспериментальной работы в рамках целей и задач исследуемой проблемы; обработка полученных результатов.

6. Обобщение результатов исследования и обоснование выводов в заключительной части работы; рекомендации по практическому внедрению новых идей, изложенных в работе.

7. Окончательное оформление работы; научное и литературное редактирование.

8. Рецензирование работы, внесение исправлений после рецензии.

9. Публичное выступление с результатами исследования или защита работы.

Оформление работы

Итоговый документ представляет собой пояснительную записку объемом 25-30 машинописных, односторонних листов формата А4 (210х297 мм) по ГОСТ 9327-60. Иллюстративный материал (таблицы, диаграммы и т.п.) в необходимых случаях допускается проводить на листах большого формата.

Оформление текстовой части студенческих работ следует проводить, руководствуясь стандартами ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 2.106-68, ГОСТ 7.323-2001. Оформление иллюстраций (чертежи, схемы, рисунки, графики) выполняют в соответствии с ГОСТ 7.32-2001.

Размер нижнего поля – 20 мм, верхнего – 20 мм, левого поля – от 20 до 30 мм, правого – 10 мм.

Все страницы работы нумеруются. Нумерация страниц производится сквозная, начиная с титульного листа. Титульный лист явным образом не нумеруется, но в общем объеме работы учитывается под номером 1. Нумерация выполняется, на нижнем поле листа посередине страницы, арабскими цифрами без точки и других знаков ("с", "стр.", "-"), начиная с листа «Введение».

Каждая глава и заключение начинается с нового листа, а параграф в главе друг от друга отделяются двумя строчками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Параграфы, подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого основного раздела (главы). Номера подразделов состоят из номеров раздела и подраздела. Разделенных точкой. В конце номера подраздела также должна ставится точка.

Например:

1. Теоретическая часть

1.1.

1.2. Нумерация подразделов первого раздела

1.3.

2. Практическая часть

2.1.

2.2.

Разделы как и подразделы могут состоять из одного или нескольких пунктов. Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номера раздела и пункта, разделенной точкой.

Шрифт Times New Roman, начертание обычное, размер – 14. Расстояние между строками – 1,5 интервала. Абзацы в тексте начинают отступом от левого поля, равным 1,25. Выравнивание по ширине.

Иллюстрации располагаются по тексту записи или в приложении. Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Все иллюстрации нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенной точкой, например Рис.1.1. Наименование иллюстрации (если такое имеется) помещают над рисунком, поясняющие данные (подрисуночный текст) – под ней. На все иллюстрации должна быть ссылка в тексте, а расположение такое, чтобы их можно было рассматривать без поворота страницы. Если такое расположение невозможно, располагают их так, чтобы для рассмотрения надо было повернуть страницу по часовой стрелке.

Цифровой материал оформляют в таблице. Таблица может иметь заголовок, который следует помещать над таблицей посередине. Знаки препинания в конце заголовка таблицы не ставят. Если таблиц в документе более одной, их нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Над правым верхнем углом таблицы помещают надпись «таблиц» с указанием номера таблицы, например: Таблица 2.2. При наличии заголовка таблицы надпись «Таблица 2.2» пишут выше заголовка.

Повторяющиеся в графе таблицы текст, состоящий из одного слова, допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же», а далее – кавычками.

Все формулы, если в документе их более одной, нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой. Номер указывают в скобках на уровне формулы с правой стороны листа. Ссылка в тексте на номер формулы дают в скобках, например: …в формуле (2.1). Формулы располагают в центре листа, симметрично тексту. Впервые встречающиеся символы должны быт приведены с пояснениями непосредственно под формулой и ее решением. В таком случае после размерности ставится запятая. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой он приведен в формуле. Расшифровка символов должна начинаться с красной строки словом «где» с маленькой буквы без двоеточия после него. Например:

Yотн=(Х/Х0)*100%, (2.1.)

где Yотн – относительная погрешность, %;

Х ‑ абсолютная погрешность;

Х0 ‑ действительное значение измеряемой величины.

Пояснительная записка должна содержать: титульный лист, задание, аннотацию, оглавление, введение, основную часть (с разбивкой на разделы и параграфы), заключение, список используемой литературы, приложения (доклад для защиты, распечатку слайдов презентации курсовой работы).

Содержание включает: введение; наименование всех разделов, параграфов; заключение; список использованных источников и приложения.

Курсовая работа всегда начинается с введения, которое должно содержать:

· обоснование актуальности и значимости выбранной для исследования темы курсовой работы;

· характеристику степени теоретической, методологической и научной разработанности темы исследования;

· определение цели работы и подчиненных ей более частных задач;

· определение границ исследования: предмета и объекта исследования;

· определение информационной базы; научных методов, применяемых в процессе исследования;

· определение структуры исследования.

Объем введения не должен превышать 2 страницы печатного текста.

Основная часть работы может содержать теоретическое обоснование и описание практического исследования, анализ литературы, историю вопроса, гипотезы, ход рассуждений и доказательства основных положений, анализ существующей практики. Обычно основная часть работы состоит из двух - трех разделов. В первом разделе рая теоретико-методологические аспекты предмета исследования. Теоретическое обоснование предусматривает формулировку основных понятий, касающихся избранной темы. Закончить теоретическое обоснование проблемы следует краткими выводами. По своей структуре первый раздел может содержать подразделы (параграфы) общим объемом 10-15 страниц печатного текста. Второй раздел работы должен содержать теоретические исследования, включающие определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета. По своей структуре второй раздел должен содержать подразделы (параграфы) общим объемом 10-15 страниц печатного текста. Третий раздел должен содержать обобщение результатов исследований и предложения по дальнейшим направлениям работ. Закончить раздел целесообразно предложениями и рекомендациями по решению анализируемой проблемы, краткими выводами. общим объемом 10-15 страниц печатного текста.

В заключении суммируются результаты исследования; выводы, обобщения и рекомендации отражают суть рассмотренных проблем; подчеркивается их практическая значимость, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования в этой области. Объем заключения не должен превышать 2 страницы печатного текста.

Обращаем внимание на то, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения – 2 страницы. Список источников, используемых при написании, является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы. Приложения являются компонентом курсовой работы. В приложениях размещаются схемы и графики, иллюстрации вспомогательного характера и прочие вспомогательные материалы. Каждое приложение оформляется на отдельном листе.

Все структурные элементы курсовой работы брошюруются (сшиваются) в следующей последовательности:

* Титульный лист

* Задание кафедры на работу (при необходимости)

* Отзыв научного руководителя

* Перечень принятых сокращений (при необходимости)

* Оглавление

* Текст работы (включая введение, главы и заключение)

* Перечень принятых терминов (при необходимости)

* Список используемых источников

* Приложения

 

Характерной особенностью письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Он сводится к построению изложения в форме рассуждений и доказательств, к смысловой законченности и связности текста.

Ведущими принципами написания студенческой работы являются принципы однозначности мысли, ясности и краткости изложения. Словоупотребление в работе должно быть максимально точным, лишенным стилистических украшений. Научный, деловой текст не требует эмоциональных средств выражения. Нельзя смешивать терминологию «своей» области знания с терминологией других наук. Не допускается применение оборотов разговорной речи, профессионализмов, произвольных словообразований, не установленных правилами русской орфографии и государственными стандартами сокращений слов.

Излагая материал, не следует излишне употреблять иностранные слова и сложно построенные предложения, в то же время следует избегать чрезмерно кратких, слабо между собой связанных фраз, допускающих двойное толкование и т. п.

Стиль студенческой работы - это стиль безличного монолога, лишенного субъективной окраски. Не следует использовать местоимение «я»: «я решил», «я считаю», «я наблюдал», «по моему мнению», «предложенный мною метод» и т. п.

Можно применять местоимение «мы»: нами установлено, мы приходим к выводу и т. п. Однако такое местоимение следует использовать корректно, желательно обойтись без него. Предложение с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению» или говорить от третьего лица «автор полагает что…», «как установлено автором работы», «по мнению автора», «в результате проведенных исследований подтверждено…», «на основе выполненного анализа можно утверждать…», «разработан специальный подход к решению...», «в результате проведенного анализа возможно сделать следующие выводы», «оценка результатов деятельности предприятия позволяет выделить позитивные и негативные аспекты его функционирования» и т. п.

Стилистические ошибки при написании текста - частое явление. Наиболее частым примером стилистических ошибок является неправильное употребление существительного в родительном падеже вместо дательного, например, согласно (чего?); благодаря (чего?); вопреки (чего?). Необходимо писать: согласно, благодаря, вопреки (чему?) соответствующему положению. Следует также помнить: руководитель, начальник (чего?) отдела, вычислительного центра; заведующий (чем?) кафедрой, отделом, лабораторией; руководство (чем?) акционерным обществом, министерством и т. п.

Успешность курсовой работы зависит от глубины анализа информационных источников, использования теоретических знаний при решении практических задач, самостоятельности в научных суждениях.

 

Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляется закрепленный за студентом научный руководитель из числа преподавателей кафедры, обладающих необходимой научной квалификацией и, как правило, являющегося преподавателем соответствующей дисциплины. Преподаватель помогает в выборе темы работы, при необходимости комментирует ее, указывает основные информационные источники, участвует в составлении плана работы. По мере выполнения этого плана преподаватель просматривает представляемые для проверки отдельные разделы работы, отмечает места, требующие доработки, контролирует сроки сдачи работы.

Заключительная работа сдается руководителю, регистрируется на кафедре и рецензируется научным руководителем. Рецензия включает в себя:

‑ анализ положительных и отрицательных сторон;

‑ недостатки по оформлению работы;

‑ решение о допуске курсовой работы к защите.

В конце рецензии ставится фамилия и подпись научного руководителя и дата рецензирования.

Критерии оценки курсовой работы:

‑ актуальность темы исследования;

‑ соответствие содержания работы теме исследования;

‑ реальность представленных целей и их реализация;

‑ логичность и последовательность изложенного материала;

‑ качество использованного нормативного материала и литературных источников;

‑ практическая значимость выполненной работы;

‑ уровень грамотности (общий и специальный); степень самостоятельности;

‑ соответствие стандартам оформления курсовой работы.

Курсовая работа должна быть защищена до сдачи итогового экзамена.

К защите студент допускается при наличии печатного и электронного вариантов курсовой работы. В ходе защиты студент делает устное сообщение, в котором раскрывает тему и задачи работы, дает их обоснование, кратко характеризует основные изученные вопросы, отмечает теоретические и практические разработки, делает выводы. Итоговая оценка курсовой работы должна учитывать содержательный аспект работы, качество доклада студента, оформление пояснительной записки и своевременность сдачи курсовой работы, рецензию научного руководителя.

Курсовые работы, решающие реальные методические задачи на высоком уровне, могут стать основой дипломных разработок.

Проблемное направление, тематический вопрос (задание) для зачета и курсовой работы определяются по согласованию с преподавателем.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: