Краткий словарь терминов. Автокорреляция – имеет место, когда значения последовательных наблюдений, следующих друг за другом во времени

 

Автокорреляция – имеет место, когда значения последовательных наблюдений, следующих друг за другом во времени, связаны между собой.
Анализ ретроспективный – метод изучения сложившихся в прошлом тенденций технического, социального, экономического развития объекта для формирования стратегии его развития.
Верификация – проверка истинности (адекватности) прогнозной модели.
Вероятность – степень возможности свершения данного события (изменяется от 0 до 1).
Динамический ряд – временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования.
Доверительный интервал – интервал, в котором с определенной уверенностью можно ожидать появление фактического значения прогнозируемой переменной.
Достаточность информации – количество информации, позволяющее сделать выводы по проведенному исследованию или описать объект исследования и пути его развития.
Достоверность информации – подтвержденная на практике информация об объекте исследования, его внутреннем старении и существующих взаимосвязях.
Индикатор экономический – 1) статистический показатель, характер изменения которого во времени имеет устойчивое соответствие с изменением экономической конъюнктуры; 2) показатель, по которому устанавливается пороговое значение хода процесса или состояния объекта наблюдения; 3) показатель, характеризующий одну из сторон другого, комплексного показателя.
Кабинетное исследование – это деятельность по изучению документальных источников (результатов анкетирования, научных изданий, статистических отчетов, фото–, видео– материалов и др.), подготовленных для каких–либо иных целей на основе совокупности методов работы с документами.
Конъюнктура – совокупность условий, определяющих фактически складывающиеся соотношения между спросом и предложением на рынке товаров и услуг, динамику цен, курсов ценных бумаг и процентных ставок. Реальная хозяйственная ситуация, формируемая конкретным конъюнктурообразующими факторами.
Корреляционное поле – графическое изображение зависимости функции от фактора с целью предварительного определения тесноты и формы связи между функцией и каждым фактором.
Критерий Стьюдента – математический критерий, характеризующий существенность факторов, входящих в модель.
Маркетинг – деятельность предприятия, ориентированная на создание ценностей для удовлетворения потребностей рынка и получении на этой основе прибыли в условиях конкуренции. Маркетинг также может представлять собой философию рыночной деятельности, научную дисциплину, функцию управления.
Маркетинговое исследование – любая исследовательская деятельность направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга
Метод прогнозирования – способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов.
Методика прогнозирования – совокупность оригинальных правил использования приемов прогнозирования при разработке конкретного прогноза.
Методы параметрические – методы прогнозирования элементов полезного эффекта, затрат и других, основанные на установлении зависимости между параметрами объекта и организационно– технического уровня производства, с одной стороны, и полезным эффектом или элементами затрат – с другой
Методы экономико–математические – методы анализа и оптимизации, которые применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.
Методы экспертные – методы прогнозирования, заключающиеся в выработке коллективного мнения группы специалистов в данной области.
Методы экстраполяции – 1) методы, основанные на прогнозировании, изделия, необходимого для реализации того или иного аспекта программы. –2) методы, основанные на прогнозировании поведения или развития объекта в будущем по тенденциям (трендам) его поведения в прошлом.
Многомерна регрессия – использует более чем одну независимую переменную для прогноза значений зависимой переменной
Модель – упрощенное представление объекта, используемое для прогнозирования возможных состояний объекта в будущем.
Мультиколлинеарность – это ситуация, при которой независимые переменные в многомерном уравнении регрессии сильно коррелируют между собой.
Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств.
Неопределенные условия – возникают тогда, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.
Нормативный прогноз – прогноз, устанавливающий пути и сроки достижения определенных состояний объекта прогнозирования.
Опрос – это метод получения первичной информации основанный на выяснении тем или иным способом объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактов со слов опрашиваемого.
Панель – группа респондентов (потребителей, производителей, продавцов, и т.д.), отобранная с соблюдением требования репрезентативности, предоставляющая регулярно и за вознаграждение необходимую информацию, заполняя опросные листы. Термин «панель» – заимствован из практики американской юриспруденции, где он обозначает список присяжных.
Панельные исследования (панель) – это форма опроса, предполагающая повторяющийся сбор данных в одной и той же группе людей на одну и ту же тему через равные промежутки времени с целью контроля происходящих изменений в поведении потребителей под воздействием внешней среды.
Период упреждения – это период, на который разрабатывается прогноз.
План – это решение, директивное определение перечня и сроков действий, исходя из определенных целей и ресурсов.
Поисковый прогноз – это прогноз, устанавливающий возможные состояния объекта прогнозирования.
Показатель – величина, измеритель, позволяющий судить о состоянии объекта.
Полевое исследование – это деятельность, направленная на получение информации прямо от объекта исследования, в соответствии с поставленными целями его изучения. Основные методы сбора данных при полевом исследовании: опрос, наблюдение или эксперимент.
Предвидение – опережающее отображение действительности, основанное на познании законов развития объекта или процесса (включает прогноз и предсказание).
Предсказание – достоверное, основанное на логической последовательности суждений заключение о состояниях какого–либо объекта или процесса в будущем.
Прием прогнозирования – одна или несколько логических или математических операций, направленных на получение конкретного объекта в определенные сроки.
Прогноз – вероятностное суждение о состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях достижения этого состояния.
Прогнозная ретроспекция – этап прогнозирования, на котором исследуется история объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания.
Прогнозный горизонт – это максимальный период упреждения, при котором обеспечивается заданная точность и надежность прогноза.
Прогнозный диагноз – этап прогнозирования, на котором исследуется история объекта, прогнозного фона с целью выявления проблем, тенденций их развития и выбора метода прогнозирования.
Прогностика (футурология) – научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов.
Проект – решение относительно конкретного мероприятия, сооружения.
Проспекция – этап прогнозирования, на котором с использованием выбранных методов разрабатываются прогнозы объекта прогнозирования, прогнозного фона, производится их верификация.
Респондент – это обследуемое лицо, субъект, отвечающий на вопросы.
Риск – возможность ухудшения фактических результатов экономической деятельности в сравнении с запланированными, ожидаемыми. В узком смысле - поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду
Тренд – аналитическое или графическое представление изменений переменной во времени, полученное в результате выделения регулярной составляющей динамического ряда.
Фактор – частный показатель объекта или процессов, протекающих в системе, оказывающих влияние на функцию.
Функция – результативный признак, прогнозная величина, рассчитанная по уравнению регрессии.
Характеристика объекта прогнозирования – качественное или количественное отражение какого-либо свойства объекта прогнозирования.
Целевой прогноз – гипотетическая картина последовательного развития во времени и пространстве событий, составляющих в совокупности эволюцию системы.
Экзогенная переменная объекта прогнозирования – значащая переменная объекта прогнозирования, отражающая свойства прогнозного фона (внешней среды).
Эксперимент – метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью установления взаимосвязи между событиями.
Эндогенная переменная объекта прогнозирования – значащая переменная объекта прогнозирования, отражающая его собственные свойства.
Энтропия – величина, характеризующая степень неопределенности объекта.
Этап прогнозирования – часть процесса разработки прогноза, характеризующаяся своими задачами, методами и результатами.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 248 с.

2. Андронова И.В., Осиновская И.В. Методология формирования управленческих решений на основе экспертного оценивания. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2004.-122 с.

3. Андронова И.В., Пленкина В.В., Нанивская В.Г. Экономическое прогнозирование и принятие решений в условиях рынка: Учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2004.-132 с.

4. Андронова И.В., Пленкина В.В., Осиновская И.В. Социально-экономическое прогнозирование (в схемах и таблицах). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. – 155 с.

5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2004

6. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика, 2002.

7. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования – СПб.: Питер, 2004.

8. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.

9. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. - Железнодорожный, Моск.обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. – 400 с.

10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. – М.: Финпресс, 1998.

11. Джонстон Дж. Экономические методы: Пер. с англ, и пред. А.А.Рывкина. - М.: Статистика, 1990. - 444 с.

12. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. – М.: Высшая школа, ИНФРА-М, 1996.

13. Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. - М.: Экономика, 1978.

14. Информатика в статистике: Словарь-справочник. — М.: Финансы и статистика, 1994.-208с.

15. Карасев А.И., Крамер Н.Ш., Савельева Т.Н. Математические методы и модели в планировании. - М.: Экономика, 1987. - 239 с.

16. Колтер Ф. Маркетинг-Менеджмент. – СПб.: Питер, 2001

17. Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм): Учебник / Под. ред. О.А. Новикова, В.В. Щербакова. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999.

18. Кэмпбэлл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М.: Наука, 1980.

19. Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. - М.: Финансы и статистика, 1986. - 3 18 с.

20. Маркетинг. Ноздрёва Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И. и др. – М.: Юристъ, 2000

21. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1 и 2. – М.: Наука, 1990.

22. Парамонова Т.Н. Организация мерчандайзинга в розничном торговом предприятии: Учебное пособие. – М.: ОЦПКРТ, 2002.

23. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

24. Рабочая книга по прогнозированию / Редкол.: И.В.Бестужев-Лада (отв. ред.).-М.: Мысль, 1982.-430с.

25. Рабочая книга социолога. – М.: Наука, 1983.

26. Резго Г.Я., Храмцова Е.Р. Современные технологии биржевого рынка. Серия: Высшее образование. М.: Феникс, 2004.

27. Рябушкин Б.Г. Применение статистических методов в экономическом анализе и прогнозировании. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 345 с

28. Социологический словарь. – Минск: Университетское, 1991.

29. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2005

30. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник/ Беляевский И.К., Кулагина Г.Д., Короткое А.В. и др.; Под ред. И.К. Беляевского. - М.: Финансы и статистика, 1995.-432 с.

31. Тейл Г. Экономические прогнозы и принятие решений. - М.: Статистика, 1977.-282 с.

32. Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации. – М.: Юрист, 2001.

33. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем./ Под ред. и предисл. А.А.Турчака, Л.Г.Головача, М.Л.Лукашевича. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.

34. Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 272 с.

35. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2000.

36. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. - 2-е изд. перераб.- и доп.-М.:Статиспоэд,,1997.-200с.

37. Ядов В.Е. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М.: Наука, 1987

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица П.1.1

Квантили tγk распределения Стьюдента

  0,900 0,950 0,975 0,990 0,995
  3,078 6,314 12,706 31,821 63,657
  1,886 2,920 4,303 6,965 9,925
  1,638 2,353 3,182 4,541 5,841
  1,533 2,132 2,776 3,747 4,604
  1,476 2,015 2,571 3,365 4,032
  1,440 1,943 2,447 3,143 3,707
  1,415 1,895 2,365 2,998 3,499
  1,397 1,860 2,306 2,896 3,355
  1,383 1,833 2,262 2,821 3,250
  1,372 1,812 2,228 2,764 3,169
  1,363 1,796 2,201 2,718 3,106
  1,356 1,782 2,179 2,681 3,055
  1,350 1,771 2,160 2,650 3,012
  1,345 1,761 2,145 2,624 2,977
  1,341 1,753 2,131 2,602 2,947
  1,337 1,746 2,120 2,583 2,921
  1,333 1,740 2,110 2,567 2,898
  1,330 1,734 2,101 2,552 2,878
  1,328 1,729 2,093 2,539 2,861
  1,325 1,725 2,086 2,528 2,845
  1,316 1,708 2,060 2,485 2,787
  1,310 1,697 2,042 2,457 2,750
  1,306 1,690 2,030 2,438 2,724
  1,303 1,684 2,021 2,423 2,704
  1,301 1,679 2,014 2,412 2,690
  1,299 1,676 2,009 2,403 2,678
  1,297 1,673 2,004 2,396 2,670
  1,296 1,671 2,000 2,390 2,660
  1,294 1,667 1,994 2,381 2,648
  1,292 1,664 1,990 2,374 2,639
  1,291 1,662 1,987 2,368 2,632
  1,290 1,660 1,984 2,364 2,626
  1,282 1,645 1,960 2,326 2,576

 

 

Таблица П.1.2

Значения средней μ и стандартных ошибок σ1 σ2 для п от 10 до 100*

n μ σ1 σ2
  3,858 1,288 1,964
  4,636 1, 521 2,153
  5,195 1,677 2 270
  5,632 1,791 2,373
  5,990 1,882 2,447
  6,294 1,956 2,509
  6,557 2,019 2,561
  6,790 2,072 2,606
  6,998 2,121 2,645
  7,187 2,163 2,681
  7,360 2,201 2,713
  7,519 2,236 2,742
  7,666 2,268 2,769
  7,803 2,297 2,793
  7,931 2,324 2,816
  8,051 2,349 2,837
  8,165 2,373 2,857
  8,273 2,395 2,876
  8,375 2,416 2,894

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица П.2.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: