Практическое занятие № 1. Методические указания по выполнению лабораторных и практических работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

По дисциплине: БИОЛОГИЯ

Курс: 1

Группы: ЛХ-14

Для специальности (код и наименование специальности):

35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство

 

Преподаватель: Дмитриева Н.Б.

 

2017 / 2018 учебный год

Лабораторная работа №1

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом. Приготовление препаратов.

Цель работы:

ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных, показать принципиальное единство их строения.

 

Оборудование:

микроскоп, покровное и предметное стекла, препаровальная игла, йод, лук,

готовые микропрепараты животных клеток.

 

Ход работы

1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.

2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.

3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.

4.Зарисуйтеодну растительную клетку. Подпишите ее основные части, видимые в микроскоп.

5. Рассмотрите готовый микропрепарат животной ткани под микроскопом.

6. Зарисуйтеодну животную клетку. Подпишите ее основные части, видимые в микроскоп.

7. Сравните строение растительной и животной клеток.

8. Результаты сравнения занесите в таблицу.

9. Сделайте вывод в соответствии с целью работы.

 

 

Органоид Растительная клетка Животная клетка
     
     
     
     
     

 

Вопросы для вывода

1. О чем свидетельствует сходство клеток растений и животных?

2. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?

3. Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.

 

Практическая работа № 1

Решение экологических задач

Цель работы: формирование умения применять знания по экологии для решения экологических ситуаций.

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с перечнем и типологией рассматриваемых

экологических задач по общей и прикладной экологии.

2. Решите экологические задачи.

Задача №1

Пример

Ситуация 1

Проблема:

Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали, которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками.

Последствия:

  1. Жилищные условия станут критическими (перемена места жительства людей в связи с тем, что магистраль пройдет через жилые дома, многие люди не в состоянии приобрести новое жилье, сменить место работы, школы).
  2. Магистраль разрушит ландшафт, будут снесены некоторые памятники природы и культуры.
  3. Уничтожится значительная часть плодородных полей, потеряются пастбища, сократится численность скота.
  4. Шум от автомагистрали, загрязнение воздуха, повышенная опасность для пешеходов очень усложнят жизнь людям.

Предлагаемое решение:

Построить дорогу в обход города, что сохранит качество окружающей среды и значительно снизит вред от автомагистрали.

Ситуация 2

Проблема:

Загрязнение малых рек поверхностными водами с частных огородов. Многие участки расположены чуть ли не вплотную к урезу воды. Перенос огородов на другое место просто невозможен.

Ситуация 3

Проблема:

Вблизи микрорайона с жилыми домами спланирована автостоянка, которая будет вплотную граничить с подъездами к домам, с тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.

Ситуация 4

Проблема:

Свалка бытового мусора в районе жилых домов.
Отходы пищи привлекают ворон и голубей, грызунов и других разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек.

Ситуация 5

Проблема:

В период активных весенних работ по благоустройству территории населенных пунктов и прилегающих к ним территорий населенных пунктов и прилегающих к ним территорий наблюдается массовое сжигание мусора как способа утилизации.

Ситуация 6

Проблема:

Иду по цветущему лугу. Нарвать или нет букет цветов?

Ситуация 7

Проблема:

Борьба с насекомыми-вредителями садовых и огородных культур с помощью химических средств защиты растений на приусадебных участках и в садово-огороднических обществах.

Ситуация 8

Проблема:

В городском парке вырубили старые деревья. Распиленные на части стволы так и остались лежать на земле: вывезти их с территории парка очень дорого. Предложите решение проблемы.

Ситуация 9

Проблема:

Для ускорения таяния льда и снега тротуары и дороги часто посыпают поваренной солью. Как по-другому можно решить данную проблему?

.

Ситуация 10

Проблема:

При добыче щебеня, глины используется открытый способ. Какой вред, наносимый экосистеме подобным способом добычи полезных ископаемых. Можно ли способствовать восстановлению экосистемы.

 

Задача №2

Почему отношения между собакой и таежным клещом считают примером паразитизма?

 

Задача №3

Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго по­рядка, а мышей к консументам первого порядка?

Задача №4

Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумент третьего порядка в составленной цепи.Постройте пирамиду чисел, соответствующую данной пищевой цепи.

 

Задача №5

 

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

 

 

Практическое занятие № 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: