МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Учебная дисциплина
"Средства восстановления в спорте"
Направление подготовки (специальности): 49.03.01 – Физическая культура.
Профиль (программа подготовки): "Спортивная тренировка"
Квалификация выпускника: бакалавр
Формы обучения: очная, заочная
Москва-2016
Автор-составитель: Коваль В.И., кандидат медицинских наук, доцент
Методические указания составлены в соответствии с содержанием РПД по учебной дисциплине.
Рассмотрены на заседании кафедры, протокол от 201 г., №
Зав. кафедрой оздоровительной и адаптивной физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа студента – это его планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студента).
Государственным стандартом предусматривается 50% часов, из общей трудоемкости дисциплины, на самостоятельную работу студентов (далее по тексту - СРС).
Формы самостоятельной работы студента
Формы самостоятельной работы студента разнообразны. Они включают в себя:
· изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем глобальной сети "Интернет";
· изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
· подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
· участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.
Самостоятельная работа приобщает студента к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
Цели и основные задачи СРС
Целью самостоятельной работы студента является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студента способствует развитию его самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС являются:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студента;
· углубление и расширение теоретических знаний;
· формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
· развитие познавательных способностей и активности студента: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развитие исследовательских умений;
· использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании выпускной квалификационной работы, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Виды самостоятельной работы
В образовательном процессе выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
· формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
· написание рефератов;
· подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;
· составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);
· подготовка рецензий на статью, пособие;
· выполнение микроисследований;
· подготовка практических разработок;
· выполнение домашних заданий в виде индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплины и т.д.;
· текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.
Основными видами самостоятельной работы студента с участием преподавателей являются:
· текущие консультации;
· прием и разбор индивидуальных заданий (в часы практических занятий);
· прием и защита лабораторных работ (во время проведения л/р);
· выполнение учебно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита УИРС).
Организация СРС
Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:
· подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);
· основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
· заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
Организацию самостоятельной работы студента обеспечивают: факультет, кафедра, преподаватель, библиотека.
В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя студент должен:
- освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по данной дисциплине.
- планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
- самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
- выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
Студент может сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ГОС ВПО по данной дисциплине:
- самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;
- предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;
- в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;
- предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
- использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;
- использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.
Самостоятельная работа студента планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.