К УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Изучение особенностей строения клюва птиц в
Зависимости от способа питания
Изучение особенностей строения конечностей птиц
В зависимости от среды обитания
Цель занятия. Изучить некоторые способы адаптации живых организмов к условиям внешней среды.
Изучение особенностей строения клюва птиц
В зависимости от способа питания
Ход работы
1. Рассмотрите форму и строение клювов птиц и сделайте выводы о характере их пищи и способе ее добывания. Сравните особенности строения клюва различных птиц.
Зерноядные птицы (в том числе и плодоядные): воробей, зяблик, чиж, щегол, коноплянка, дубонос, клест, снегирь.
Насекомоядные птицы (в том числе и питающиеся водными беспозвоночными): козодой, ласточка, мухоловка, дятел, пищуха, шилоклювка, дупель, кроншнеп, вальдшнеп.
Хищные птицы: сокол, сова, баклан, пеликан.
Всеядные птицы: ворон, ворона.
Клювы всеядных птиц
Клювы насекомоядных птиц
|
|
Клювы зерноядных птиц
Клювы хищных птиц
Изучение особенностей строения конечностей птиц
В зависимости от среды обитания
Ход работы
Рассмотрите задние конечности птиц, обитающих в разных местах, сравните длину ног с длиной пальцев; отметьте специализацию в зависимости от объектов добычи.
Рассмотрите лапы куриных птиц с роговыми чешуйками, помогающие им удерживаться на ветках деревьев (глухарь, рябчик, тетерев). Обратите внимание на изменение внешнего облика их конечностей зимой и летом.
Лапы водоплавающих и болотных птиц
Лапы птиц открытых пространств
Лапы хищных птиц
Лапы лесных птиц
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание. Укажите особенности строения плодов и семян, распространяемых ветром, животными и птицами. Приведите примеры (не менее пяти по каждому способу распространения).
Укажите особенности строения плодов и семян, нуждающихся для прорастания в воздействии низких температур или действию огня (пирофитные растения). Приведите примеры.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите примеры растений, сопутствующих основным сельскохозяйственным культурам. Объясните причины совместного произрастания.
|
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Влияние влажности на живые организмы. Адаптация к различным условиям увлажнения.
2. Влияние света на живые организмы. Адаптация к различным условиям освещенности.
3. Влияние температуры на живые организмы. Адаптация к различным температурным условиям.
4. Значение адаптации в жизни живых организмов.
5. Адаптация живых организмов к антропогенному воздействию.