Занятие 2. Адаптация живых организмов

К УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Изучение особенностей строения клюва птиц в

Зависимости от способа питания

Изучение особенностей строения конечностей птиц

В зависимости от среды обитания

 

Цель занятия. Изучить некоторые способы адаптации живых организмов к условиям внешней среды.

 

Изучение особенностей строения клюва птиц

В зависимости от способа питания

Ход работы

1. Рассмотрите форму и строение клювов птиц и сде­лайте выводы о характере их пищи и способе ее добывания. Сравните особенности строения клюва различных птиц.

Зерноядные птицы (в том числе и плодоядные): воробей, зяблик, чиж, щегол, коноплянка, дубонос, клест, снегирь.

Насекомоядные птицы (в том числе и питающиеся водны­ми беспозвоночными): козодой, ласточка, мухоловка, дятел, пищуха, шилоклювка, дупель, кроншнеп, вальдшнеп.

Хищные птицы: сокол, сова, баклан, пеликан.

Всеядные птицы: ворон, ворона.

 

 

Клювы всеядных птиц

 

 

Клювы насекомоядных птиц

 

 

Клювы зерноядных птиц

 

Клювы хищных птиц

 

 
 
 
 
 
 
 

 

Изучение особенностей строения конечностей птиц

В зависимости от среды обитания

Ход работы

Рассмотрите задние конечности птиц, обитающих в разных местах, сравните длину ног с длиной пальцев; отметьте специализацию в зависимости от объектов добычи.

Рассмотрите лапы куриных птиц с роговыми чешуйками, помогающие им удерживаться на ветках деревьев (глухарь, рябчик, тетерев). Обратите внимание на изменение внешнего облика их конечностей зимой и летом.

 

Лапы водоплавающих и болотных птиц

Лапы птиц открытых пространств

 

 

 

Лапы хищных птиц

 

Лапы лесных птиц

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Укажите особенности строения плодов и семян, распространяемых ветром, животными и птицами. Приведите примеры (не менее пяти по каждому способу распространения).

 
 
 
 
 

Укажите особенности строения плодов и семян, нуждающихся для прорастания в воздействии низких температур или действию огня (пирофитные растения). Приведите примеры.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры растений, сопутствующих основным сельскохозяйственным культурам. Объясните причины совместного произрастания.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Влияние влажности на живые организмы. Адаптация к различным условиям увлажнения.

2. Влияние света на живые организмы. Адаптация к различным условиям освещенности.

3. Влияние температуры на живые организмы. Адаптация к различным температурным условиям.

4. Значение адаптации в жизни живых организмов.

5. Адаптация живых организмов к антропогенному воздействию.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: