Защита прав субъектов в сфере формирования информационных ресурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, производства и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения осуществляется судами с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба.
Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом РФ.
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.
Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.
|
|
Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.
Уголовный кодекс содержит такие составы, направленные на защиту информационных прав граждан, как ст. 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации»; ст. 144 «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»; ст. 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав» и др.
КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности: за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1); нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 5.5); отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16).