Примерный перечень вопросов к экзамену по биологии. Второй вопрос билета. Выявление у выпускников знаний о клас­сификации, многообразии и эволюции живой природы

Второй вопрос билета. Выявление у выпускников знаний о клас­сификации, многообразии и эволюции живой природы, взаимосвязи орга­низмов и окружающей среды, умений применять эти знания на практике в различных жизненных ситуациях.

1) Беспозвоночные животные, их многообразие, классификация, роль в приро­де, значение в хозяйственной деятельности человека. Раскройте роль дождевых чер­вей в образовании почвы и повышении ее плодородия.

2) Взаимосвязь строения и функций органов растений (на примере покрытосе­менных). Докажите, что растение — целостный организм. Объясните, будет ли увеличиваться масса клубней картофеля, если все его листья объедены колорадскими жуками.

3) Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений (трутовик, головня, спорынья и др.) В чем проявляется их вред для растений? Какие меры необходимо предпринять для предупреждения грибковых заболеваний рас­тений?

4) Животные — возбудители и переносчики заболеваний человека. Профи­лактика заболеваний энцефалитом, малярией, дизентерией, чесоткой и др.

5) Классификация растений на примере покрытосеменных. Среди гер­барных экземпляров выберите растения семейства (Пасленовые, Розоцвет­ные, Бобовые и др.), по каким признакам вы их узнаете.

6) Лишайники — симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербар­ных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их опре­делите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.

7) Многообразие животных — результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Почему одноклеточные организмы существуют в природе наряду с многоклеточными? Среди готовых микропрепаратов простейших найдите инфузорию-туфельку. По каким признакам вы ее оп­ределите?

8) Многообразие паразитических червей, их приспособленность к жиз­ни в организме хозяина. Какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы не заразиться червями-паразитами?

9) Многообразие пресмыкающихся, их приспособленность к наземному образу жизни. Объясните, почему они утратили свое господствующее положение на Земле. Назовите вымерших пресмыкающихся, обоснуйте причины их вымирания.

10) Питание растений (минеральное, воздушное). Передвижение веществ в растении, его причины. Предложите опыт, с помощью которого можно доказать значение корневого давления в передвижении воды в растении.

11) Позвоночные животные, их классификация. Усложнение млекопита­ющих в процессе эволюции. Определите место вида лисицы обыкновенной в системе животного мира (тип, класс, отряд, семейство, род).

12) Покрытосеменные растения — господствующая группа растений на Земле. Классы покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров или живых растений най­дите покрытосеменные, принадлежащие к разным классам. По каким признакам вы их отличите?

13) Приемы выращивания культурных растений, их научное обоснование. Объяс­ните, почему минеральные удобрения необходимо вносить строго по норме и не хранить под открытым небом.

14) Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приве­дите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение. Среди гербарных экземпляров, коллекций и влажных препаратов найдите растения и жи­вотных, для которых характерен паразитический образ жизни.

15) Приспособленность птиц к полету во внешнем и внутреннем строении, размножении. Объясните, в чем проявляется относительный характер приспо­собленности.

16) Приспособленность рыб к жизни в воде во внешнем и внутреннем строении, размножении. Как человек использует знания о жизнедеятельно­сти рыб для их искусственного разведения?

17) Разнообразие растений, их значение в поддержании устойчивости био­сферы. Причины, способствующие сокращению видового разнообразия рас­тений. Роль ботанических садов, национальных парков, заповедников и т. п. в сохранении биоразнообразия.

18) Роль животных в природе и жизни человека. Домашние животные. Охрана животных. Назовите редких и исчезающих животных.

19) Усложнение растений в процессе эволюции, классификация покры­тосеменных. Определите место вида ландыша майского в системе расти тельного мира (отдел, класс, семейство, род).

20) Характеристика царства животных. Роль животных в природе. Среди готовых микропрепаратов простейших найдите эвглену зеленую. Объясните, почему эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи — к животным.

21) Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бак­териальные заболевания, их профилактика.

22) Царство грибов, их характерные особенности, получение из них продуктов питания, лекарств. По каким признакам вы отличите съедобные грибы от ядовитых, используя коллекцию муляжей? Какую первую доврачебную помощь необходимо оказать при отравлении грибами?

23) Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господству­ющее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экзем­пляров найдите представителей этой группы.

24) Членистоногие, их классификация, многообразие, роль в природе. Объясни­те, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле. В коллекции найдите насекомых, ведущих общественный образ жизни, раскройте их значение в природе и жизни человека.

25) Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: