Текущее состояние экологичности российского топлива

Автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды и создает угрозу экологической безопасности. Понятно, что низкое качество горюче-смазочных материалов являлось и является серьезным негативным фактором воздействия на окружающую среду, здоровье человека и на экологию в целом.

Для автомобилей классов «Евро-4» и «Евро-5» применение топлива с содержанием серы более 50 мг на 1 кг может привести к уменьшению эффективности систем снижения выбросов на 60-80%, снижению эффективности очистки отработавших газов на 70-100%, снижению ресурса двигателей на треть, увеличению частоты замены моторного масла в полтора-два раза. Сера осаждается на системах топливоподачи, которые выводят из строя сложную топливную аппаратуру современных двигателей, переводя их тем самым в неэкономичный режим. Полициклические ароматические углеводороды (чаще всего парафины), содержащиеся в некачественном топливе, загустевают при низких температурах и делают невозможным запуск двигателя. Вода, которая также часто входит в состав плохого топлива, замерзает на морозе. Кроме того, при сгорании в двигателе образуются окислы серы, приводящие к коррозии деталей. Это в свою очередь способствует преждевременному износу плунжерных пар топливного насоса высокого давления, потере герметичности из-за загрязнения клапанов форсунок, повышению дымности выхлопа. Особенно актуальна проблема качества топлива для дизелей с системой непосредственного впрыска common rail или с насос-форсунками, которыми оснащают все современные машины.

Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (с изменениями от 27 ноября 2006 г., 26 ноября 2009 г., 8 декабря 2010 г.)

1. Настоящий регламент применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ.

2. В соответствии с федеральными законами "О техническом регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране атмосферного воздуха", "О защите прав потребителей", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, подписанным в г. Женеве (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16 октября 1995 г.), настоящий регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2012 г. N 2 переход на новый стандарт был перенесен. С 1-го января 2013 года все производимые и ввозимые на территорию России автомобили должны соответствовать классу Евро-4, однако возможно использовать шасси и базовые транспортные средства с сертификатами Евро-3, выпущенные до 31 декабря 2012 года.

На топливо первоначально планировалось ввести стандарт Евро-4 с 1 января 2010 года, но сроки были перенесены сначала на 2012 год, затем на 2014 год. Таким образом до 31 декабря 2012 года действовал стандарт Евро-2, а с 1-го января 2013 все производимое топливо обязали иметь экологический стандарт не ниже Евро-3.

· Топливо стандарта ЕВРО-3

Топливо стандарта Евро-3 имеет ограничение по концентрации серы в 150 мг/кг (тогда как в топливе Евро-2 — до 500 мг/кг). Объемная доля ароматических углеводородов в бензине Евро 3 не превышает 42%, олефиновых компонентов — 18%. В бензине класса 3 массовая доля кислорода не должна превышать 2,7%, оксигенатов (в частности, объемная доля эфиров) не должна превышать 15%. Дизельное топливо Евро-3 содержит массовую долю серы не более 350 мг/кг.

· Топливо стандарта ЕВРО-4

Стандарт Евро-4 на топливо предполагалось ввести с 01.01.2010, однако сроки перенеслись сначала на 2012, затем на 2014 и 2015 год.

· Главные преимущества топлива Евро-4 для двигателя:
ЕВРО-4 имеет высокое цетановое число. Это значит, что:
горение топлива улучшается;
шум и вибрация двигателя становятся меньше;
уровень работоспособности и срок эксплуатации двигателя становятся гораздо выше;
запуск и время перехода двигателя на рабочий режим становятся лучше.

ЕВРО-4 топливо в своем составе имеет в 40 раз меньше серы, чем другие виды топлива. Это значит, что при выборе данного топлива:
- уменьшается вероятность преждевременного засорения и выхода из строя сажевых фильтров и систем бортовой диагностики, обеспечивает высокий ресурс их работы
- предотвращается коррозия элементов двигателя
- уменьшается формирование отложений углеродного происхождения на элементах цилиндро-поршневой группы и топливной аппаратуры современных моделей дизельных двигателей.

 

· Топливо стандарта ЕВРО-5

С 01.01. 2014 в РФ стандарт Евро-5 действует на все импортируемые автомобили, регламентируя нормы по выбросам: СН до 0,05 г/км, CO до 0,8 г/км и NOy до 0,06 г/км. С 01.01. 2016 в России предусмотрено использование бензинов и дизтоплива стандарта не ниже Евро-5. Дизельное топливо класса ЕВРО-5 подходит как для новых российских и импортных дизельных автомобилей, так и для той автотракторной техники, которая эксплуатируется уже не первый день.

 

Основные преимущества топлива дизельного экологического класса К5 (Евро- 5) для двигателя:

· лучшая приемистость при разгоне и максимальная мощность;

· отсутствие детонации при любых оборотах двигателя — уменьшаются шум и вибрация;

· облегчается запуск двигателя и снижается удельный расход топлива;

· оптимальное соответствие качества топлива заводским настройкам компьютера автомобиля;

· минимальное содержание серы, исключающее коррозию двигателя и бензобака автомобиля;

· предотвращается преждевременный износ деталей двигателя, что позволяет увеличить срок службы системы нейтрализации отработавших газов, цилиндро-поршневой группы и топливной аппаратуры.

Некоторые российские нефтепереработчики освоили производство топлива класса ЕВРО 5 намного ранее предписанных правительством сроков. Например, «Лукойл» начал продажу дизельного топлива стандарта Евро 5 на своих АЗС в октябре 2010 года (см. здесь). Компания производит этот вид топлива на НПЗ в Нижнем Новгороде, Перми и Ухте. Топливо выведено на российский рынок под маркой «ЭКТО Diesel» (позднее — Лукойл Евро 5). До этого ЛУКОЙЛ в основном производил Евро 5 для экспорта. Чтобы перевести на этот стандарт всю российскую нефтепереработку, по оценке Булатникова, потребуется порядка $30 млрд.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: