Развитие экономико-психологических идей

Экономическая психология как самостоятельная область психологического знания начала формироваться в начале 20 века. В конце 19 века была впервые опубликована работа по экономической психологии в Германии Г.Мюнстербергом. Однако широкого распространения в то время экономико-психологические идеи не получили. В 1902 г. Г.Тардом (французский социолог, психолог) был написан двухтомник «Экономическая психология», также не получившая должного признания у экономистов.

В 40-х годах Дж.Катона провел ряд исследований, в которых он изучал поведение потребителя. Он стал одним из ярких представителей маркетинговой ветви экономической психологии. Примерно в это же время наука начинает формироваться в Европе.

Экономическая психология зародилась на Западе как прикладная наука – наука субъективных представлений об экономической реальности. Эти представления прежде всего сказываются на принятии решений субъектом экономической деятельности. Он руководствуется не теоретическими положениями экономических наук, а своими представлениями об экономической реальности, которые могут значительно отклоняться от экономических расчетов.

Ключевой фактор модели экономического человека – рациональная максимизация собственной выгоды.

На практике:

- не только продать, но и получить удовольствие от того, что поторговался и добился снижения цены.

- принятое решение может быть необязательно максимально выгодным. Индивидуальная выгода может рассматриваться с точки зрения полезности для себя и полезности для других (родственники).

- кривая полезность- благосостояние (мотив) (на стадии новизны – мотивация увеличивается с ростом стимула, на этапе комфорта – замедляет рост, затем возникает эффект насыщения).

- особенности коллективного действия и влияния: «всем будет хорошо, когда каждый поймет, что делать добро другим – самое лучшее для него самого».

Проблемы

1) неэффективность «экономического эгоизма»

Игра «Гайки»

Цель – набрать как м.больше гаек. Условия - 10 гаек, через каждые 10 сек. число оставшихся гаек удваивается. (Если бы участники (8чел.) спокойно посидели 30 сек., они получили бы в распоряжение 80 гаек).

Можно для примера группы с разным кол-вом участников: 6, 7 и 8 чел. (21 чел.).

2) особенности восприятия степени и цены риска, субъективной интерпретации ситуации и ожиданий в отношении другого, негативным представлением о другом человеке (он сознается первым).

Игра «Дилемма заключенного»

Прокурор - допрос

Второй преступник Первый преступник
Сознается Не сознается
Сознается 10/10 12/0
Не сознается 0/12 2/2

Сотрудничество, доверие – взаимная выгода

Соперничество, не доверие – только одной стороны выгода, но меньшая, чем взаимная.

1) восприятие человеком поведения и намерений другого человека

Игра «Ультиматум»

Ведущий и два игрока. Ведущий предлагает одному из игроков некоторую сумму денег, однако тот должен поделиться со вторым участником. Если второй участник согласится на предложенную сумму Х, то первый получит общую сумму минус сумму Х. Если же второй участник не согласится, первый ничего не получит. Второй участник знает об этом. «Экономический человек», по теории максимизации выгоды, должен был бы согласиться на любую сумму, так как реальная альтернатива – нуль выгоды. Однако в реальности такое поведение – исключение, а не правило, т.к. «доноры» понимают восприятие предложения очень маленькой суммы в категориях психологических – неуважение, оскорбление и т.п.

У американцев 7:3, в России в 90-е гг. 5:5. Россияне готовы отдать половину, опасаясь, что любое другое предложение будет отклонено.

Для примера можно 3 пары участников (разных по возрасту, профессии)

В России - экономическая психология?

В 80-90 гг.

Экономическая психология чаще всего рассматривалась как наука о психологических условиях эффективного хозяйствования, а ее тематика связывалась с человеческим фактором в производстве и проблемами управления. Руководителю были необходимы знания по психологии, чтобы полнее использовать все резервы человеческого фактора (инженерная психология и психология управления).

Психология бедности россиян

В СССР экономическая психология зародилась как наука о психологических условиях эффективного хозяйствования. С начала реформ она изменила на­правление прикладных исследований, сосредоточившись на вопросах «поче­му "не идут" те или иные реформы». В последние годы молодая отечественная экономическая психология претен­дует на решение широкого спектра проблем, находящихся как на стыке психо­логии и экономической науки, так и хозяйственной деятельности (как особо­го рода деятельности), а также в ряду поведенческих проблем.

 

5. Методы исследований в экономической психологии.

1. Эмпирические (обсервационные) методы:

самонаблюдение, В экономической психологии м. поручить провести самонаблюдение группе людей, подобранных по одинаковым параметрам (темперамент, характер, социальная среда, уровень материального достатка, семейное положение, успешность обучения или продвижения по службе) зафиксировать свои наблюдения по отношению, например, к собственности.

наблюдение, - преднамеренное, систематическое, целенаправленное и фиксируемое восприятие внешних проявлений психики другого человека. Наблюдатель – специально обученный человек. (поведение покупателей)

2. Организационные методы:

сравнительный, сравнивать экономическое поведение различных групп населения, отношения людей к экономическим явлениям, структуру личности людей с различной экономической активностью (кто потенциальный предприниматель)

лонгитюдный, как с возрастом меняется отношение к деньгам, наследству, к деятельности (бережливость превращается в скупость, стремление к высшим ценностям – завещание монастырям или благотворительным организациям в ущерб семье и т.п.)

комплексный, позволяет установить связи и взаимозависимости между явлениями разного рода. Применяется в связи с недостаточностью изучения явлений психики каким-либо одним методом.

3. Экспериментальные методы:

лабораторный, м. измерять скорость приобретения трудовых навыков, реакцию на информацию, специфику поведения в рисковых ситуациях. Испытания могут проводиться в условиях игры.

естественный, м.применять для индивидуального наблюдения за кем-либо, для изучения возможностей коллектива. Издавна известен способ проверки на честность работника: ему подбрасываются деньги или вещи. Работодатель незаметно проверяет, какую нагрузку может вынести работник – по количеству часов рабочего дня, по времени работы без перерывов, по реакции на неожиданные ситуации. С помощью этого метода м.создавать рабочие коллективы. Так, психологически оправдано, что в стенах экономических вузов «самоотбором» группируются люди, любящие математику и не любящие физику или склонные к работе с людьми. Но разделить их можно и в группе, собранной случайным образом, предложить решить два вида задач.

4.Психодиагностические методы:

интервью, беседа, м.проследить реакции, отношение к тем или иным событиям в условиях особой доверительности.

тестирование, измеряют особенности поведения, характера, темперамента, способность к творческой деятельности, уровень достижений, умственной одаренности.

Экономическая психология, тесно взаимодействуя со многими науками, ис­пользует и их методы. Основным методологическим принципом экономической психологии вы­ступает историко-генетический, позволяющий рассматривать явления в кон­кретно-исторических условиях их саморазвития и строить логическую схе­му реальности, позволяющую объяснить эмпирические процессы, а также принцип гуманитарно-личностного подхода, дающий возможность связать эволюцию общественного организма с типом культуры и личности.

Основные выводы

1. И экономика, и психология поздно выделились из философии как самостоя­тельные науки (в ХУIII - XIX вв.). До наступления капиталистического пери­ода экономика понималась как ведение хозяйства - частного, полисного, фе­одального, естественным образом включавшего человека в его сакральном (религиозном), нравственно-целевом предназначении в мире.

Обогащение через меновое хозяйство вплоть до великих географических от­крытий и развития торговли общественно не поощрялось. Эпоха Возрожде­ния вместе с научно-техническим прогрессом в Европе принесла совершенно другой образ человека в мироздании. Это был «венец природы» - Божье творение, наделенное правом и обязанностью изменять и улучшать природу в меру понимаемого блага, с абсолютным главенством рассудочного, рациональ­ного в душе. Тем самым были подготовлены пути как выделения психологии в самостоятельную науку, так и создания науки об индивидуальном обогаще­нии в меновом хозяйстве.

2. Союз микро- И макроэкономики с психологией порождается разными про­блемами. Микроэкономика, исходя из представлений о достаточно устойчи­вой экономической реальности, соответствующей определенной экономичес­кой формации и определенному типу цивилизации, дает ответы субъектам экономических отношений микроэкономической среды - владельцу (группе владельцев) фирмы, предпринимателю, банкиру о том, как оптимизировать свою деятельность, повысив ее экономические показатели.

Макроэкономическая психология является необходимым инструментом вы­работки экономической политики. Она способна ответить на вопрос, возмож­но ли использование моделей успешных макроэкономических преобразова­ний какого-либо государства в других странах и культурах, отличающихся менталитетом, национальным характером, «народным духом». Она может определить, насколько успешно будет выполняться в данной макроэкономи­ческой среде тот или иной нормативный акт системы экономического зако­нотворчества. Она поможет в предсказании экономической активности насе­ления в плане инвестиций.

2. Экономическая психология зародилась на Западе как прикладная наука – наука субъективных представлений об экономической реальности. Эти представления прежде всего сказываются на принятии решений субъектом экономической деятельности. Он руководствуется не теоретическими положениями экономических наук, а своими представлениями об экономической реальности, которые могут значительно отклоняться от экономических расчетов.

В СССР экономическая психология зародилась как наука о психологических условиях эффективного хозяйствования. С начала реформ она изменила на­правление прикладных исследований, сосредоточившись на вопросах «поче­му "не идут" те или иные реформы». В последние годы молодая отечественная экономическая психология претен­дует на решение широкого спектра проблем, находящихся как на стыке психо­логии и экономической науки, так и хозяйственной деятельности (как особо­го рода деятельности), а также в ряду поведенческих проблем.

5. Экономическая психология, тесно взаимодействуя со многими науками, ис­пользует и их методы. Основным методологическим принципом экономической психологии вы­ступает историко-генетический, позволяющий рассматривать явления в кон­кретно-исторических условиях их саморазвития и строить логическую схе­му реальности, позволяющую объяснить эмпирические процессы, а также принцип гуманитарно-личностного подхода, дающий возможность связать эволюцию общественного организма с типом культуры и личности.

Вопросы для СРС:

1. Психология и экономическая деятельность. В чем разница «психологической экономики» и «экономической психологии»?   Психол.Э (экономисты) – абстрактно-дедуктивный метод, корректируя его вариативностью индивидуального экономического поведения. (от теории к практике). Эконом.П. (психологи) – индуктивный м-д. От эксперимента к теории. Выявляя закономерности проявления человека в рамках экономических отношений.
2. Модель экономического человека в классической экономической школе. Кто такой «экономический человек»?   Э.Ч. – цель его деятельности – получение выгоды, дохода. 1) действует на конкурентном рынке, что предполагает его миним. взаимосвязь с др. эконом. людьми. 2) рационален с т.зр. механизмов принятия решений. Способен к постановке цели, последоват ее достижению, расчету издержек в выборе средств такого достижения. 3) обладает полнотой инфо о той ситуации, в кот он действует, удовлетворяя свои потребности. 4) эгоистичен, т.е. стремится к максимизации своей выгоды.
   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: