Психологический механизм принятия решения

Лицо, принимающее решение – это лицо (круг лиц), которое производит:

· Выбор альтернативы - свид-ет о волевом рациональном действии;

· Несет ответственность - указ-ет на заинтересованность принимающего

решение в достижении определенной цели.

 

Если даже рассчитаны варианты, человек необязательно выберет самый выгодный. Полезность – многофакторная вещь: полезность для себя и полезность для других (это называется экономическим альтруизмом).

Еще факторы, влияющие на принятие решений:

· Эффект насыщения

Существуют точки насыщения, после которых повышение стимула не ведет к повышению результата.

· Психология коллективного действия

Стремление максимизировать выгоды может дать отрицательный результат

· Субъективное восприятия полезности экономического действия.

Дисконтный эффект.

Люди:

- предпочитающие риск;

- не любят рисковать (выбирают менее рискованный вариант при тех же затратах).

 

Экономический взгляд на принятие решения, по сути, сводится к двум вопросам: "Какова ценность этого?" и "Что я должен за это отдать?" Отсюда и проблема выбора между тем и этим, "сейчас" или "потом". Когда делается выбор между определенными альтернативами, то достаточно описать варианты для самих себя словами "лучше, чем", "хуже, чем" или "такой же". Но в поведении человека все не так однозначно.

 

В реальной жизни готовность рисковать зависит от того, рискуем ли мы ради достижения какого-либо выигрыша, приобретения или во избежание каких-либо потерь. Психологическая теория принятия решений при наличии альтернатив, исполнение которых имеет разную степень вероятности, предлагает разные концепции.

Одна из самых распространенных концепций - определение субъективной полезности ожидаемого результата на основе его умножения на степень вероятности. Т.е. готовность рисковать будет зависеть от того, насколько полезным является что-то и насколько высока вероятность достижения этого.

Например, нам предлагают $240 с вероятностью 100% или же 25% вероятности получения $1000 и 75% получения нулевой суммы. Выбор должен быть сделан в пользу второго варианта, так как 0,25´1000=250, что больше чем 240 в первом случае. Но эксперименты Канемана и Тверски показали, что в 84% случаев люди выбирают верные $240. Они при этом демонстрируют:

1) неприятие риска в условиях возможности выбора верного выигрыша;

2) принятие риска в условиях возможного выбора верного проигрыша. Если испытуемым предлагалась альтернатива: 100% потери $750 или 75% потери $1000 и 25% потери нулевой суммы, то 87% участников предпочли второй вариант.

 

Как рисковать выгодно?

Риск: тот, кто умеет рисковать оказывается в большом выигрыше.

Риск

Оправданный Неоправданный

Фактор появления – неопределенности чем больше, тем больше риск

Способ поведения – неизвестный

Ожидание успеха и надежда на счастливый исход.

 

Причины неопределенности:

1. – незнание, неполнота, недостаточность знаний об окружающем мире

н-р, установления причин разливов рек и др.

2. – случайность

н-р, погода может измениться

3. – противодействие

н-р, конфликты между грузоотправителем и грузополучателем

все случаи, когда интересы сторон не совпадают

Чтобы выгодно рисковать, надо:

Чем определеннее наши знания, чем лучше мы изучили обстановку, тем вернее решение, тем меньше риск.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: