Лицо, принимающее решение – это лицо (круг лиц), которое производит:
· Выбор альтернативы - свид-ет о волевом рациональном действии;
· Несет ответственность - указ-ет на заинтересованность принимающего
решение в достижении определенной цели.
Если даже рассчитаны варианты, человек необязательно выберет самый выгодный. Полезность – многофакторная вещь: полезность для себя и полезность для других (это называется экономическим альтруизмом).
Еще факторы, влияющие на принятие решений:
· Эффект насыщения
Существуют точки насыщения, после которых повышение стимула не ведет к повышению результата.
· Психология коллективного действия
Стремление максимизировать выгоды может дать отрицательный результат
· Субъективное восприятия полезности экономического действия.
Дисконтный эффект.
Люди:
- предпочитающие риск;
- не любят рисковать (выбирают менее рискованный вариант при тех же затратах).
Экономический взгляд на принятие решения, по сути, сводится к двум вопросам: "Какова ценность этого?" и "Что я должен за это отдать?" Отсюда и проблема выбора между тем и этим, "сейчас" или "потом". Когда делается выбор между определенными альтернативами, то достаточно описать варианты для самих себя словами "лучше, чем", "хуже, чем" или "такой же". Но в поведении человека все не так однозначно.
|
|
В реальной жизни готовность рисковать зависит от того, рискуем ли мы ради достижения какого-либо выигрыша, приобретения или во избежание каких-либо потерь. Психологическая теория принятия решений при наличии альтернатив, исполнение которых имеет разную степень вероятности, предлагает разные концепции.
Одна из самых распространенных концепций - определение субъективной полезности ожидаемого результата на основе его умножения на степень вероятности. Т.е. готовность рисковать будет зависеть от того, насколько полезным является что-то и насколько высока вероятность достижения этого.
Например, нам предлагают $240 с вероятностью 100% или же 25% вероятности получения $1000 и 75% получения нулевой суммы. Выбор должен быть сделан в пользу второго варианта, так как 0,25´1000=250, что больше чем 240 в первом случае. Но эксперименты Канемана и Тверски показали, что в 84% случаев люди выбирают верные $240. Они при этом демонстрируют:
1) неприятие риска в условиях возможности выбора верного выигрыша;
2) принятие риска в условиях возможного выбора верного проигрыша. Если испытуемым предлагалась альтернатива: 100% потери $750 или 75% потери $1000 и 25% потери нулевой суммы, то 87% участников предпочли второй вариант.
|
|
Как рисковать выгодно?
Риск: тот, кто умеет рисковать оказывается в большом выигрыше.
Риск
Оправданный Неоправданный
Фактор появления – неопределенности чем больше, тем больше риск
Способ поведения – неизвестный
Ожидание успеха и надежда на счастливый исход.
Причины неопределенности:
1. – незнание, неполнота, недостаточность знаний об окружающем мире
н-р, установления причин разливов рек и др.
2. – случайность
н-р, погода может измениться
3. – противодействие
н-р, конфликты между грузоотправителем и грузополучателем
все случаи, когда интересы сторон не совпадают
Чтобы выгодно рисковать, надо:
Чем определеннее наши знания, чем лучше мы изучили обстановку, тем вернее решение, тем меньше риск.