Раздел 3 Товарооборот торгового предприятия

Тема 8 Состав и структура розничного товарооборота, его анализ и планирование

Товарооборот является важнейшим оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе товарооборота и позволяет определить потенциальные возможности предприятия на рынке. Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, его ассортиментной политики, принятии решений о включении в ассортимент или снятии различных товаров с продажи, выработке оптимальных пропорций товарооборота.

Показатели товарооборота дают возможность выявить фактическую потребность в товарах, уровень покупательной способности населения, требования покупателей к товарам, факторы предпочтения при выборе товаров потребителями, а также перспективы изменения потребностей, выраженные не только темпами изменения товарооборота, но и характеристикой жизненного цикла товара.

Товарооборот является показателем размера предприятия, показателем денежной выручки за проданные товары, основой для определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В нем отражаются различные стороны хозяйственной деятельности предприятия и отдельных его звеньев.

Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах (рис. 3.1). Прежде всего, он отражает два уровня продажи товаров: розничный и оптовый товарооборот.

Рис. 3.1. Виды товарооборота торговых предприятий

Розничный товарооборот характеризует объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования; он означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке и переход товаров в личное или коллективное пользование. Его величина учитывается в розничных ценах, т. е. в ценах фактической реализации, включая все налоги, входящие в состав розничной цены.

Экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в обмене денежных доходов потребителей на товары и услуги в процессе купли-продажи и в экономических отношениях, связанных с этим обменом.

В розничный товарооборот, наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный и безналичный расчет, также включается стоимость (рис. 3.2):

- проданных товаров по почте;

- товаров, проданных в кредит;

- товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи);

- проданных по образцам товаров длительного пользования;

- проданных по подписке печатных изданий;

- упаковки, не входящей в цену товара;

- проданной порожней тары.

Рис. 3.2. Состав розничного товарооборота

В процессе розничной реализации товары полностью переходят из сферы обращения в сферу потребления. В качестве продавцов выступают, как правило, организации розничной торговли: магазины, аптеки, палатки, павильоны, киоски, бензозаправочные станции, развозная и разносная торговая сеть. Однако место, где совершается купля-продажа товаров, не является важным моментом в экономической характеристике розничного товарооборота. Продажа потребительских товаров для личного потребления может производиться также на продовольственных и непродовольственных рынках, со складов предприятий-изготовителей и оптовых предприятий, на аукционах, в мастерских, аптеках, киосках, на борту самолета, в пассажирских поездах и т. п. Кроме перечисленных это могут быть организации других отраслей, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне потребительских товаров или потребительских товаров собственного производства населению через свою торговую сеть или с оплатой через свою кассу.

Как видим, признак, характеризующий статус продавца, ¾ не главный или единственный при отнесении реализации к розничному товарообороту. Главными являются цели приобретения товаров ¾ для личного или производственного потребления. Поэтому в последнее время в состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям, через которые осуществляется совместное потребление товаров. К этим организациям относятся: санатории и дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, дома для престарелых.

По своей сущности розничный товарооборот ¾ показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, продаж отдельных товаров, товарооборота всех фирм или всех регионов. Товарооборот является валовым показателем реализации стоимости товаров, он зависит от общего количества проданных товаров и цены единицы товаров. Общий объем розничного товарооборота равен произведению реализованного количества товаров каждого наименования на цену за единицу товара.

Как экономический показатель розничный товарооборот имеет ряд недостатков, его рост не всегда означает действительное удовлетворение спроса. Это связано с тем, что величина объема товарооборота может значительно меняться под влиянием ценовых и структурных изменений. Например, при росте объема реализации в стоимостных показателях может наблюдаться его снижение в натуральном выражении.

Оптовый товарооборот характеризует объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Основным критерием отнесения товарооборота к оптовому является коммерческий характер использования приобретаемых товаров. Оптовый товарооборот представляет собой промежуточную стадию реализации товаров, в результате которой товары закупаются и продаются крупными партиями для последующей перепродажи или предпринимательских целей в производстве и не выходят за пределы сферы обращения.

Оптовая реализация товаров может осуществляться со склада предприятия или, минуя склад, непосредственно покупателям. В зависимости от форм товародвижения различают складской и транзитный оптовый товарооборот.

Складской оптовый товарооборот формируется при складской форме товародвижения, за счет оптовой реализации товаров со складов оптовых субъектов. Объем складского товарооборота определяется широтой и глубиной товарного ассортимента и необходимостью их подсортировки и другими условиями. В оптовом товарообороте торговых предприятий преобладает складской товарооборот. Транзитный оборот характеризует посредническую роль оптового предприятия в отношениях между поставщиком товара и его покупателем.

Транзитный оборот может осуществляться с участием в расчетах, когда оптовое предприятие выступает как собственник, оплативший стоимость товаров. Если предприятие выступает как посредник и получает вознаграждение за организацию продвижения товаров, то имеет место организуемый транзитный оборот без участия в расчетах.

Сумма складского и транзитного оборота составляет валовой оптовый товарооборот.

Оптовая и розничная реализация товаров на предприятиях торговли характеризуется тремя основными показателями, которые являются важнейшими при разработке товарной стратегии, выработке оптимальных пропорций товарооборота, при анализе и планировании товарооборота. Эти показатели характеризуют процессы обмена товаров на деньги, переход товарной массы в сферу потребления, формирование доходов. К этим показателям относятся:

1) общий объем товарооборота. Он характеризует объем продажи товаров в стоимостном выражении за определенный период времени. В соответствии с этим выделяют общий объем розничного товарооборота и общий объем оптового товарооборота;

2) состав товарооборота. Этот показатель характеризует соотношение отдельных видов и форм товарооборота в общем его объеме. Например, в составе общего объема розничного товарооборота рассматривают объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой продажи, продажу товаров за наличный и безналичный расчет и т. п. В составе товарооборота изучают реализацию товаров по структурным подразделениям (филиалам), отделам, секциям и по другим наиболее характерным признакам, отражающим специфику работы фирмы;

3) товарная структура товарооборота. Это качественный показатель товарооборота, который характеризует соотношение отдельных товаров и товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах. Структуру товарооборота изучают в целом по предприятию, филиалам, отделам, секциям, временным периодам. Структура товарооборота позволяет охарактеризовать процесс удовлетворения покупательского спроса, установить тенденции его изменения, отражает распределение затрат покупателей на приобретение различных товаров.

На объем и структуру товарооборота оказывают влияние различные факторы, но прежде всего экономические, воздействующие на величину спроса.

Цены на товары растут с разной скоростью, поэтому очень важно проанализировать воздействие различных показателей инфляции на многообразные типы товаров, которые продает предприятие. Например, высокий уровень инфляции на товары, цена на которые является определяющим фактором, может привести к резкому сокращению объема продаж.

Процентная ставка по ссудам играет важную роль для торговых предприятий. Во-первых, ее изменение значительно влияет на стоимость ссуд для торговли. Во-вторых, значительное увеличение процентной ставки может оказать тормозящее воздействие на спрос, особенно для торговых фирм, специализирующихся на товарах длительного пользования.

Тенденции развития экономики, в первую очередь региональной, ¾ стабилизация, рост или спад ¾ будут иметь определяющее воздействие на рынок, на котором работает предприятие.

Развитие конкуренции, особенно в розничной торговле, приводит к тому, что покупатели становятся все более избирательны при выборе магазина. Несмотря на то что их интересуют прежде всего цена и качество товаров, все большее внимание покупатели обращают на уровень и методы торгового обслуживания, предоставляемые услуги, а также на стиль и дизайн торговых предприятий.

Политические факторы тесно переплетены как на общегосударственном, так и на местном уровне. Особенно важны для торговых предприятий налоги, ограничения в ценообразовании, перспективы жилищного строительства, коммерческие, дорожно-транспортные и другие проекты местных властей.

Рассмотрим социально-демографические факторы. Успех деятельности торгового предприятия определяется тем, насколько полно оно будет удовлетворять потребности своих покупателей. Чтобы быстро адаптироваться к рынку, необходимо изучать возрастную структуру населения и тенденции ее изменения, экономическую деятельность, географическое распределение населения и ряд других демографических показателей, которые могут существенно повлиять на товарооборот. В целом люди стали больше потреблять материальных благ, что способствует развитию товарооборота. Поэтому очень важно своевременно определять потребности и запросы покупателей.

Особое внимание следует уделять изучению характера изменения денежных доходов домашних хозяйств, зоны деятельности фирмы и региона. Обычно при увеличении денежных доходов в среднем на одно домашнее хозяйство происходит повышение потребления непродовольственных товаров, а при их снижении растут расходы населения на покупку продовольствия.

Научно-технический прогресс ведет к возникновению новых рынков (пример тому ¾ рынок персональных компьютеров). Кроме того, внедрение новых технологий может полностью изменить способы работы торговых предприятий, как это произошло после изобретения штриховых кодов, наносимых на товары и обрабатываемых электронными кассовыми аппаратами. Технические новинки позволяют увеличить пропускную способность магазина, совершенствовать методы продажи товаров, повысить производительность труда торговых работников, что, в свою очередь, приводит к росту товарооборота.

Ряд факторов не оказывает однозначного воздействия на товарооборот, но тем не менее они могут отразиться на его развитии. К ним можно отнести природные, климатические, культурные, религиозные и т. п. Прежде всего следует изучать те факторы, которые наиболее заметно влияют на потребительский спрос, принимая во внимание то, что для различных торговых предприятий изменения, происходящие во внешней среде, могут быть неоднозначными. Например, то, что одно предприятие воспринимает как экономическую угрозу, другое воспринимает как благоприятную возможность.

Анализ товарооборота представляет собой процесс исследо­вания условий и результатов его формирования с целью выявле­ния резервов повышения эффективности торговой деятельности предприятия. К задачам анализа товарооборота относятся:

- изучение выполнения плана товарооборота;

- изучение динамики товарооборота;

- изучение товарооборота по составу;

- изучение факторов, оказывающих влияние на объем то­варооборота.

Основным показателем выполнения плана товарооборота является уровень (процент) выполнения плана, который опреде­ляется как отношение фактического товарооборота к плановому, выраженное в процентах.

Большое значение имеет определение абсолютного размера перевыполнения (или недовыполнения) плана товарооборота, который рассчитывается как разность между фактическим и плановым товарооборотом. Размер абсолютного отклонения показывает, какую сумму выручки предприятие дополнительно получило сверх плана или наоборот.

Для предприятий розничной торговли данные оперативного учета позволяют изучить ритмичность и равномерность продаж, которые характеризуют бесперебойность работы торгового пред­приятия в реализации товаров покупателям, а также в поступле­нии товаров от поставщиков. Требование ритмичности рознично­го товарооборота обусловливается непрерывностью потребления (особенно продовольственных товаров). Если товародвижение осуществляется неравномерно, происходят потери в товарообо­роте и эффективность работы торговой фирмы снижается.

Существует два метода расчета коэффициента ритмичности.

Наиболее простым способом ритмичность оценивают отноше­нием количества периодов, за которые план по объему товаро­оборота был выполнен, к общему количеству периодов.

Но показатель, рассчитанный данным методом, недостаточно конкретен и не оперативен. Для максимального бесперебойного увеличения выручки важно, чтобы предложение полного ассор­тимента товара было ежедневным. Отсутствие востребованного товара в продаже хотя бы один день называют дефицитом пред­ложения, из-за которого торговое предприятие несет потери в товарообороте. Поэтому стабильность работы торговых пред­приятий, особенно розничных, оценивается по дням недели.

Для этого используют коэффициент ритмичности, определяе­мый как отношение ежедневного фактического товарооборота в пределах плана к ежедневному плановому обороту.

Коэффициент ритмичности измеряется в долях единицы и выражается числами от 0 до 1. Чем ближе коэффициент к еди­нице, тем ритмичнее осуществляются продажи, и, наоборот, приближение коэффициента к нулю означает неритмичность работы торгового предприятия.

Для определения коэффициента равномерности продаж необходимо предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение а и коэффициент вариации v:

Среднее квадратическое отклонение показывает степень отклонения уровня выполнения плана товарооборота от его средних данных, а коэффициент вариации отражает неравно­мерность изменения этого показателя.

Отсюда коэффициент равномерности Кравн = 1 - v.

Анализ динамики товарооборота имеет большое значение для выявления тенденций и закономерностей развития продажи товаров, которые могут быть учтены при прогнозировании оборота на будущий период. В оценке и анализе развития товарооборота используются различные методы исследования динамических процессов:

- построение динамических рядов;

- расчет показателей динамики;

- построение трендовых моделей динамики;

- измерение степени сезонных колебаний.

При анализе динамики товарооборота строится динами­ческий ряд, в котором приводятся данные за несколько лет, но не менее чем за три года. Для количественной оценки динами­ки товарооборота применяются аналитические показатели: абсо­лютные приросты, темпы роста и прироста, темпы наращивания и др.

В рядах динамики сильно колеблющихся уровней основная тенденция непосредственно не просматривается, поэтому при изучении тренда товарооборота решаются две задачи: выявление тренда и описание его качественной характеристики; измерение выявленного тренда через определение его количественных параметров. Наиболее распространенными методами изучения тренда являются: укрупнение интервалов, сглаживание сколь­зящей средней, аналитическое выравнивание. Конкретное их использование зависит от характера исходной информации и определяется задачами анализа.

Анализ сезонности направлен на выявление постоянных и исключение случайных колебаний товарооборота в течение года. Сезонным изменениям продажи подвержено большинство товаров. Для измерения сезонных колебаний обычно исчисля­ются индексы сезонности, которые в общем виде определяются отношением исходных (эмпирических) уровней ряда динамики к теоретическим (расчетным) уровням, выступающим в качестве базы сравнения. В процессе анализа возникает задача определе­ния в качестве базы сравнения соответствующих теоретических уровней тренда. В зависимости от характера тренда применяются различные методы выявления сезонности: метод простой средней, метод скользящей средней, аналитическое выравнивание и др.

Изучение состава товарооборота является важным разделом анализа. Состав товарооборота предприятия розничной торгов­ли изучается в зависимости от состава конечных потребите­лей, сроков расчета за реализованные товары, форм денежных расчетов, места реализации товаров, товарного ассортимента. Состав товарооборота предприятия оптовой торговли изучает­ся в зависимости от формы товародвижения, регионального фактора, сроков расчета за реализованные товары, категории покупателей, товарного ассортимента. На практике наиболее широкое распространение получил анализ товарной структуры товарооборота, под которой понимается распределение объемов продажи товарных групп, находящихся в определенном соотношении в товарообороте.

Состав товарооборота характеризуют относительные вели­чины структуры, которые исчисляются как отношение объема товарооборота каждого из элементов к общему объему това­рооборота торгового предприятия, т.е. как отношение части к целому, и представляют собой удельный вес части в целом. Относительные величины структуры выражаются в процентах (база сравнения принимается за 100). Показатели структуры мо­гут быть выражены также в долях (база сравнения принимается за 1). Сравнение структуры товарооборота за разные периоды времени позволяет проследить структурные изменения, произо­шедшие во времени.

Факторный анализ товарооборота дает возможность количест­венно измерить влияние факторов и оценить резервы его роста.

Основные факторы, оказывающие влияние на объем това­рооборота, можно подразделить на три группы: товарное обес­печение (объем товарных ресурсов); обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда; состояние и эффективность использования материально-технической базы предприятия.

Факторы, связанные с товарными ресурсами. С экономи­ческой точки зрения товарные ресурсы представляют собой совокупное предложение товаров за определенный период и за­висят от поступления товаров и состояния товарных запасов. Зависимость товарооборота и товарных ресурсов может быть получена из формулы товарного баланса:

ТО = зн + П -В - зк,

где ТО - товарооборот, тыс. руб.;

Зн - остаток товаров на начало периода, тыс. руб.;

П - поступление товаров в течение периода, тыс. руб.;

В - прочее выбытие товаров, тыс. руб.;

Зк - остаток товаров на конец периода, тыс. руб.

Изменение каждого из алгебраических слагаемых будет составлять размер влияния соответствующего фактора на объем товарооборота. Следовательно, на динамику товарооборота поло­жительное влияние оказывают сверхнормативные завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступ­ления товаров, а отрицательное - увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец периода.

Факторы, связанные с обеспеченностью предприятия трудо­выми ресурсами и эффективностью труда. Объем товарооборота зависит от среднесписочной численности работников и произво­дительности труда:

Влияние факторов определяется методом абсолютных раз­ниц:

Факторы, связанные с состоянием основных средств пред­приятия и эффективностью их использования. Объем товаро­оборота зависит от размера торговой (в оптовой торговле - склад­ской) площади и интенсивности ее использования:

Товарооборот является стоимостным показателем, поэтому на его размер оказывают влияние инфляционные процессы. Сле­довательно, отдельным элементом факторного анализа можно рассматривать анализ влияния ценового и объемно-структур­ного факторов.

Изменение товарооборота за счет изменения цен реализа­ции:

Изменение товарооборота за счет изменения объемно-струк­турного фактора:

Величина условного объема товарооборота:

План продаж является основным в планировании деятель­ности торгового предприятия, поскольку объем продаж влияет практически на все составляющие общефирменного плана.

Плановый объем товарооборота рассчитывается различными методами, выбор которых определяется целевой установкой раз­вития товарооборота. На практике наиболее распространенной является методика планирования товарооборота, ориентирован­ная на динамику его развития. Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота на основе среднегодового темпа роста товарооборота за три-пять лет, пред­шествующих планируемому году:

Для определения плановой структуры товарооборота приме­няется экономико-статистический метод, который основывается на сглаживании удельных весов реализации каждой товарной группы в общем объеме товарооборота за несколько лет.

При планировании товарооборота по периодам необходимо учитывать сезонность спроса на товары, реализуемые торговым предприятием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: