Акселерация развития, анализ её причин, последствия

Зачёт по физиологии

Основные периоды развития ребёнка.

Рост – количественные изменения, увеличение длины, объема и массы тела.

Развитие – это качественные изменения, заключающиеся в усовершенствовании строения, функций и тканей всех органов и процессов их регуляции.

Согласно наиболее распространенной классификации, жизнь и развитие ребенка начинаются не после рождения, а с момента зачатия.

На каждом из этих этапов развития организм ребенка имеет особенности, которые требуют различного подхода к уходу за ним и воспитанию.

1) Этапы развития ребенка в утробе.

Основных этапов развития ребенка в утробе три: начальный, эмбриональный и фетальный. Начальный этап длится с момента оплодотворения до двух недель беременности. На этом этапе происходит соединение яйцеклетки и сперматозоида и образование зиготы, которая затем прикрепляется в стенке матки. Эмбриональный период внутриутробного развития длится с 3 до 12 недели беременности. В это время происходит формирование органов и систем будущего ребенка. Начиная с 12 недели наступает фетальный период развития, на протяжении которого плод будет активно расти и набирать вес, а его органы будут активно развиваться.

 

2) Новорождённость. [1 – 10 дней]

Процесс адаптации к среде.

 

3) Грудной возраст. [10 дней – 1 год]

Приход кормления грудным молоком. Интенсивный рост. Масса тела увеличивается в 3 раза, длина – в 1,5 раза. Появляются первые молочные зубы. К концу периода начинает развиваться речь.

 

4) Раннее детство. [1 – 3 года]

Нейтральное детство.
Темпы роста снижаются. Ко второму году прорезаются все зубы.

 

5) Первое детство. [4 – 7 лет]

С 6 лет появляются первые коренные зубы.

 

6) Второе детство. [м: 8 – 12 лет; д: 8 – 11 лет]

Усиленный рост тела в длину, половые различия тела.

 

7) Подростковый возраст. [м: 13 – 16 лет; д: 12 – 15 лет]

Интенсивный рост, у девочек – равномерный. Под влиянием гормонов развитие вторичных половых признаков: гр. железы, ломка голоса у м. Возбудимость нервных процессов.

 

8) Юношеский возраст. [м: 18 – 21 год; д: 17 – 20 лет]

Завершается процесс формирования тела. Кровеносная и дыхательная система не успевают за ростом тела, повышение давления. Заканчивается созревание мелких мышц (кисти), коры головного мозга. Абстрактное мышление.

 

9) Зрелые возраст. [м: 22 – 35 лет; 36 – 60 лет; ж: 21 – 35 лет; 35 – 55 лет]

Организм меняется мало. После 55 – 60 лет эндокринная система практически перестаёт работать.

 

10) Пожилой возраст. [м: 61 – 74 года; ж: 56 – 74 года]

Женщина начинает стареть раньше, если у неё есть дети.

 

11) Старческий возраст. [75 – 90 лет]

Память и интеллект снижаются. Рост уменьшается, сокращается обмен веществ.

 

12) Долгожитель. [90+ лет]

 

Акселерация развития, анализ её причин, последствия.

Биологический возраст может не соответствовать паспортному.

 

Акселерация – это ускоренный рост, а также физическое развитие ребенка.

 

В качестве основных проявлений акселерации рассматриваются:

§ большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад

§ более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;

§ более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;

§ более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;

§ увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;

§ половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.

 

Причины детской акселерации:

  • научно-технический прогресс;
  • современные темпы жизни: урбанизация населения, обилие информации, присущее крупным городам;
  • миграция населения и увеличение количества смешанных браков (первое поколение обычно физически сильнее);
  • улучшение санитарно-гигиенических и материальных условий жизни;
  • повышение качества питания и медицинского обслуживания;
  • увеличение радиактивного фона в результате военных, технических и природных процессов.

 

Последствия:

§ Одним из важных следствий акселерации становится то, что дети начинают раньше говорить, проявлять реакцию на звук, цвет, свет, держать головку, сидеть, стоять и ходить, чем их сверстники в недалеком прошлом. Акселерация не обошла стороной и вегетативную нервную систему – появляется потливость, тахикардия, бледнеет лицо и т.д.

§ Параллельно с этим происходит усиление деятельности половых желез. За последние полвека срок полового созревания у девушек передвинулся с 16,3 до 13,5 лет, а юношей с 17 до 14,2 лет»

§ Именно анатомно-физиологическая переустановка организма и создает чувство неуверенности у подростков. Они становятся более неуклюжими, их движения не скоординированы. Происходит постепенное привыкание к своему новому телу, осознание и овладевание новыми чувствами, которые возникают в результате полового созревания. При этом меняется походка, голос, вся психология подростка. Так ранее послушный, он становится резким, обижается на замечания, становится более замкнутым. Период полового созревания начинается с роста молочных желез, малых половых губ, оволосенения лобковой области. У мальчиков растут в ширину плечи, придавая этим мужской вид, у девочек расширяется таз и формируется женская фигура. У девушек, в связи с появлением вторичных половых признаков, очень часто идут изменения во всей костно-мышечной системе, что приводит к нарушению осанки. У юношей сутулость - также одно из основных последствий этого. Но у мальчиков вторичные половые признаки появляются позднее, чем у девочек.

§ Еще одно из последствий акселерации – воздействие на кожу. В некоторых случаях требуется даже профессиональная медицинская помощь, а не только косметолог.

§ Психофизический баланс подростка меняется из-за изменения деятельности желез внутренней секреции, в частности половых, и недостатка при этом воспитания. Мы видим, что у подростков, ране, чем раньше повышается нервная возбудимость, немотивированная обидчивость, замкнутость, жестокость и т.д. Кроме этого наблюдается переоценка своих возможностей, активное самоутверждение, критика чужих недостатков, из-за отсутствия зрелости в социальном отношении.

§ Таким образом, можно сделать вывод, что «как явление эволюционного характера, акселерация регулирует процессы физиологического развития подростков, способствует улучшению их здоровья и потенциальных возможностей. Что же касается отрицательных ее сторон, то это трудности роста, во многом обусловлены тем, что наш организм еще недостаточно приспособился к новым условиям, созданным ускоренным развитием». Так, например, в случае изменений на глазах одного поколения, к примеру, в росте, мы используем устаревшие стандарты и размеры одежды, обуви, мебели для школьников и т.д. Из-за того, что человек стал выше, мебель кажется нам ниже, что заставляет человека принимать неудобную позу. А это очень отрицательно влияет на развитие костно-мышечной системы, усложняет работу внутренних органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: