Основные вопросы темы. 1. Суть и значение денежных расчетов

1. Суть и значение денежных расчетов.

2. Способы расчетов.

3. Формы расчетов.

4. Виды счетов, открываемых предприятиям в коммерческих банках.

5. Порядок использования денежных средств из текущего счета предприятия.

6. Организация безналичных расчетов.

7. Расчеты с использованием платежных поручений.

8. Расчеты с использованием платежных требований-поручений.

9. Расчеты чеками.

10. Расчеты аккредитивами.

11. Расчеты векселями.

12. Расчеты путём зачета взаимных требований (клиринговые расчеты).

13. Особенности расчетов при факторинге.

14. Наличные расчеты.

15. Соблюдение платежной и кассовой дисциплины предприятиями.

 

 

Платежи возникают в процессе распределения и перераспределения денежных средств, товарно-материальных ценностей, работ, услуг.

Совокупность всех платежей составляет денежный оборот.

Масса денежных средств, находящихся в денежном обороте может иметь две формы:

– наличную;

– безналичную.

Между этими формами существует тесная связь.

Безналичные расчеты рассматриваются как система, включающая:

1. классификацию расчетов;

2. организацию расчетов;

3. формы документов;

4. взаимоотношения субъектов хозяйствования с банками.

Правовые основы организации безналичных расчетов в хозяйственном обороте регламентируется законодательными, инструктивными документами. Методическим центром по разработке форм и средств расчетов, является Национальный банк Украины.

Основные формы безналичных расчетов следующие:

– платежными поручениями;

– платежными требованиями-поручениями;

– чеками;

– аккредитивами;

– векселями.

Принципы организации расчетов:

1. обязательное хранение денежных средств всеми предприятиями и организациями в банках;

2. право за предприятиями выбора банка для открытия своих счетов;

3. самостоятельный выбор предприятиями форм расчетов;

4. денежные средства со счета списываются по распоряжению собственника;

5. текущий счет открывается в банке с условием уведомления об открытии в налоговые органы;

6. момент осуществления платежа должен быть максимально приближен ко времени отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

7. платежи осуществляются в пределах остатков средств на счетах плательщика или в пределах предоставленного банковского кредита;

8. расчеты между субъектами предпринимательской деятельности могут осуществляться наличными.

Вопросы для контроля

1. В чем особенности наличных и безналичных расчетов.

2. Что представляет собой денежный оборот?

3. Какие формы безналичных расчетов используются в хозяйственном обороте?

4. Какая форма расчетов является эффективной в современных условиях?

5. Какие пути выхода из создавшегося платежного кризиса?

6. В чем преимущества и недостатки аккредитивной формы расчетов?

7. Что означает соблюдение кассовой дисциплины?

8. Какая ответственность предусматривается за нарушение расчетно-денежной дисциплины?

9. Могут ли предприятия рассчитываться между собой наличными деньгами минуя расчетный счет в банке?

10. Может ли предприятие иметь несколько счетов в банках?

11. Какие счета, кроме текущего, может иметь предприятие в банке?

12. Чем отличается отзывный аккредитив от безотзывного?

13. Какая форма расчетов предпочтительней: вексельная или аккредитивная?

14. В чем различие форм расчетов платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями?

 

Тема 3. Денежные поступления предприятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: