Нравственно-художественное осмысление войны в романе В.Гроссмана «Жизнь и Судьба» и его художественное воплощение

1. Великая Отечественная война обострила внимание к гуманистическим основам бытия, поскольку дала примеры, с одной стороны, чудовищного насилия над личностью, а с другой - обнаружила высокие нравственные и духовные ценности личности, массовые взлеты героизма и самоотвержения.

Так же, как в "Горячем снеге" Юрия Бондарева, в романе "Жизнь и судьба" центральным эпизодом является битва за Сталинград. Эта битва показала: борьба за правое дело непременно приведет к победе - нельзя покорить страну, народ которой не пожелал смириться. Герои Василия Гроссмана /Крымов, Ершов/ верят, что эта очистительная война принесет советским людям новое, свободное дыхание:

"Почти все верили, что добро победит в войне и честные люди, не жалевшие своей крови, смогут строить хорошую, справедливую жизнь".

2. Но послевоенное десятилетие было отмечено крутыми сталинскими мерами, желанная свобода не наступила.

Писателя волнует антигуманистическое содержание репрессий. Честно и прямо говорятся в романе о губительных чертах культа личности.

3. В центре романа - народ, его судьба, его героическая самоотверженность, его созидательное начало. Последовательно развертывается в романе вывод о народной победе. Окружение армии Паулюса оказалось возможным благодаря великой стойкости защитников города:

"Солдаты, отбивавшие на волжском откосе напор дивизий Паулюса, были стратегом сталинградского наступления".

Командующий фронтом генерал Ерёменко "чувствовал, что народная война больше, чем его умение, его власть и воля".

Утверждая народный характер войны, народные истоки победы, Гроссман не мог не обратиться к национальному характеру, национальному достоинству, национальным традициям. В невыносимых условиях концлагеря один из героев романа майор Ершов сумел сохранить "тепло души" - "такое простое, всем нужное тепло исходит от русской печи, в которой горят березовые дрова".

Приверженность русским традициям ощущается в характерах Викторова, Даренского, Новикова. У своего любимого героя академика Чепыжина писатель показывает широкий круг увлечений всем русским: русской природой, русскими художниками-пейзажистами, старинными народными песнями.

Но возросшее национальное чувство вызвало у автора не только патриотическую гордость - оно пробудило и его тревогу за послевоенную судьбу народа. Использовав национальный подъем, Сталин принялся после войны внедрять "идеологи государственного национализма", и Гроссман болезненно ощутил в этом начало многих деформаций, которые сейчас преодолевает наше общество.

Писатель убежден, что национальное сознание проявляется как могучая и прекрасная сила в дни народных бедствий.

4. С неколебимой гуманистической и интернационалистской позиции изображена в "Жизни и судьбе" трагедия еврейского народа в годы войны, в годы фашистского истребления еврейской нации. Потрясает судьба Анны Семеновны Штрум, погибшей в немецком лагере уничтожения, её письмо звучит тем более пронзительно, что и мать Василия Гроссмана погибла в оккупации и писатель словно слышал дошедший к нему из небытия материнский голос.

Писатель-интернационалист говорит о праве каждого народа жить свободно и достойно в содружестве всех наций.

5. Свободный народ - это единство свободных личностей. Вот полковник Новиков. Смелый, порывистый, искренний человек, талантливый полководец. Именно действия корпуса, которым он командовал, воплощают высокое мастерство и духовный порыв всех войск, осуществляющих окружение группировки Паулюса.

Проницательно оценивает своих трех комбригов Новиков: Белов идеален для стремительного броска, Карпов чересчур осторожен и нетороплив.

Показаны в романе и такие члены партии, которые вступили в нее ради жизненных благ, карьеры (Гетманов, Неудобнов).

Роман В. Гроссмана раскрывает правду о войне и первых послевоенных годах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: