Вопрос 18: Архитектура Петербурга второй трети 18 века. Зрелое русское барокко

Своим расцветом архитектура этого периода обязана двум поколениям мастеров.

Первое поколение, «птенцы гнезда Петрова» – это пенсионеры, вернувшиеся в Россию в последние годы жизни Петра или после его смерти: П. Еропкин, И. Коробов, М. Земцов.

Второе поколение – их ученики: А. Квасов, С. Чевакинский, Ф. Аргунов, Ф.–Б. Растрелли.

Еще в 1724 году был издан указ об организации «архитектурных команд» при ведущих мастерах. Это были первые русские архитектурные школы. Обучение в «команде» не отличалось от старинного цехового метода: ученик делал под руководством мастера проектные чертежи, принимал участие в строительстве, приобретая нужные навыки. Посылать за границу на учение архитектуре перестали. Это очень важно для формирования мышления молодых архитекторов, которое оказывалось под влиянием петербургской среды. Но связь с европейской зодческой культурой была налажена, контакты развивались. Архитектор этого времени мыслил категориями целого и подчинял объемную и композиционную структуру отдельных объектов городу или ансамблю.

Проектный метод получил название «проектирование снаружи внутрь»: сначала задаются очертания здания и его композиция, а затем уже решаются вопросы внутренней организации. Особенно важна «внешняя» функция объекта, имеющая градообразующее значение. В планировке господствует анфилада: все помещения делаются проходными.

Истинный расцвет архитектуры Петербурга середины столетия связан со стилем барокко и именем Ф.-Б.Растрелли. К началу 1740-х годов стиль зрелого русского барокко постепенно сменяет «петровское барокко». Нередко его называют «елизаветинское барокко. Красота градостроительного замысла Петра, простор его прямых улиц и цельность регулярного плана, рациональность архитектуры – красота полезного. «Великолепный», «огромный», «пышный», «прекраснейший» – эти слова присутствуют в документах самого разного плана от конкретно-деловой переписки, до восторженных восхвалений. Помимо этих эпитетов при анализе архитектурных образов используют понятия «движение» (динамика) и «иллюзорность» (дематериализация). Последовательно развивающиеся пространства ансамблей и интерьеров, характер линий – изгибающихся, плавных или с резкими поворотами, внезапно обрывающихся – создают образ движения. Идеал барокко – капризно изогнутая кривая. Волюты – формы в виде спирали, завитка. Другая любимая деталь барокко – разорванные арка или фронтон.

Младшим современником Растрелли был С.И.Чевакинский. Самое значительное произведение Чевакинского – Никольский Морской собор с отдельно стоящей колокольней. Как и Растрелли, Чевакинский обратился к традициям древнерусской архитектуры, однако предложил иное объемно-пространственное решение. Так, он отказывается от малого поэтажного ордера и объединяет оба этажа большим ордером с колоннами композитного ордера, вместо монолитной завершающей части с единственным большим центральным куполом у Растрелли, делает купола приблизительно равновеликими.

Имеются существенные расхождения в деталях, определяющих индивидуальный подчерк мастера. Группируя колонны на углах, Растрелли располагает их с двух сторон, а Чевакинский ставит еще одну по ребру угла. Он смело перерезает антаблемент овальными окнами, что никогда не позволял себе Растрелли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: