Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………. 3
2.Основная часть
2.1. Результаты анкетирования…………………………………………… 5
2.2.Практическая часть (исследование литературных произведений)… 6
3. Заключение……………………………………………………………… 10
4. Литература…………………………………………………………………11
5. Приложение ……………………………………………………………… 12
Введение
Литература и математика - что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу, с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математику, предпочитающую строгий научный подход и абстрактную форму интуиции. Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой. Математика же создала адекватные методы математического описания знаков природы. Это замечательное свойство делает математику универсальным инструментом для всех естественных наук.Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция.Литературу мы привыкли относить к гуманитарным наукам, а математика требует точности и конкретизации фактов. Казалось бы, нет ничего общего… Но математика, так же как и поэзия, живопись, театр и искусство стремится к познанию и красоте. Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе.Школьник, которому приходится видеть математику только в учебнике, неожиданно встречаясь с математическими вкраплениями в произведениях великих русских писателей и поэтов - Пушкина, Лермонтова, Чехова. В разных художественных произведениях мы можем найти математические задачи. Обычно на них не обращают внимание. А сами задачи воспринимаются как дополнительные детали произведения. Но бывают случаи, когда читатель обращает внимание на такую задачу и даже хочет ее решить. Однажды в одном из литературных произведений мы встретили задачу с решением. И нам показалось интересным: правильно ли автор решил ее? Именно это и стало целью нашей исследовательской работы. Все ли задачи с данным решением будут верными? Или найдутся примеры, которые будут неправильно решены? На эти вопросы нам предстоит ответить в ходе работы.
|
|
Цель исследования: поиск математических задач в художественной литературе, по возможности их решение и объяснение.
Задачи исследования:
1. подбор и изучение художественной литературы;
|
|
2. решение задач и оценка полученных результатов;
3. проведение социологического исследования (выяснение уровня решения современными школьниками таких задач.
Объект исследования: произведения русской классической художественной литературы.
Предмет исследования: математические задачи, встречающиеся в литературных произведениях.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научно-популярной и художественной литературы, анализ и сравнение результатов с реальной действительностью.анализ, сравнение, синтез
- социологические: анкетирование
Гипотеза:
Встречающиеся в литературных произведениях математические задачи не всегда имеют правильное решение.
Основная часть
Результаты анкетирования
Читая художественные произведения, мы нередко можем встретить в них придуманные автором математические задачи. Проблема заключается в том, что не все читатели при прочтении обращают внимание на затейливые авторские головоломки.Чтобы более подробно прояснить ситуацию среди читателей, в целях исследования решено было провести интервьюирование, респондентами которого явились ученики 5-7 классов и учителя. Анкета содержала следующие вопросы: