Одно из известных событий в истории Казахстана XIX века- переселение уйгуров и дунган в Семиреченский край.
В XIX веке не раз происходили восстания уйгуров против цинского господства. С помощью кокандского хана ходжи делали попытки восстановления своих наследственных прав в Восточном Туркестане. Двойной экономический гнет усиливал тяготы населения. В 1864 году в Восточном Туркестане произошло самое обширное по охвату территории восстание дунган и уйгуров. Спустя несколько лет в 1867 году в борьбе за власть победу одерживает кокандский военачальник Якуб-бек, овладевший всей Кашгарией (Жетишаром). В 1870 году Якуб-бек занял Урумчи и подчинил Дунганское ханство. Но в 1871 году на территорию Уйгйрского султаната были введены русские войска, и доступ в Илийский край Якуб-беку был закрыт.
После подавления восстания в Синцзяне между правительствами России и Китая начались переговоры о возвращении Илийского края Китаю, как того неоднократно требовала китайская сторона. Царское правительство решило удовлетворить эти требования, так как с самогоначала рассматривало ввод войск как временную меру. Обострять и дальнейшие отношения с Цинской империей посчитала не нужным.
|
|
Петербургский договор 1881 года предусматривал жителям илийского края выбор китайского или русского подданства. Основная масса населения, учитывая «десятилетний опыт образцового» русского правления, при котором Илийский край развивался успешно, решила переселиться в пределы Российской империи.
Переселение уйгуров и дунган в Семиречье началось осенью 1881 года и продолжалось до 1884 года. Для, более чем, 45 тысяч уйгуров и 5 тысяч дунган, оставивших родные земли, новым местом обитания стал Семиреченский край и Северный Кыргызстан.
В Семиречье дунгане и уйгуры поселились рядом с казахами, русскими и украинцами. На территории нынешней Алматинской и Талдыкорганской областей уйгуры организовали шесть волостей. Это Жаркентаская, Кураминская и Карсауская волости. Жили и в других волостях Верненского уезда. Уйгйры в основном сосредотачивались в удобных для земледелия долинах рек Шелек, Талгар, Усен и Шарын.С размещением в крае уйгуров и дунган число оседлых жителей заметно выросло. По переписи 1897 года в Российской империи было около 14136 дунган, 55999 уйгуров.[7;150]
Расселение уйгуров и дунган по соседству с русско-украинскими крестьянами и казахами-егенши создавало условия для хозяйственного взаимовлияния.
Среди уйгуров и дунган была распространена и аренда земли у казахов и крестьян-переселенцев. Льготами правительства пользовалась только знать.
Тяжелым бременем на уйгурских и дунганскихдекхан ложились подати. Начиная с 1891 года, декхане выплачивают поземельный налог в сумме 5 рублей с тютюна (дома). Чтобы выплатить налог, бедный декханин был вынужден идти в работники к баям и богатым станичникам.
|
|
Проникновение капиталистических отношений в Семиречье ускорило социальное размежевание не только русских и украинских крестьян, казахских шаруа и егинши, но и уйгурских декхан. Обезземеливание дунганских и уйгурских декхан было следствием колониальной политики царского правительства, углубления ростовщичества в торговле, самоуправства местных феодальных групп. Значительная часть обезземелившегося крестьянства уходила в города и русские поселки на заработки.
Ученые-путешественники Чокан Валиханов, В.И. Роборовский, Н.М. Пржевальский и другие исследователи оставили свои исследования о духовной культуре (музыке, песне, танце) уйгуров. Музыка и танцы, другие направления культуры дунганского народа также получают развитие.
Тесное общение и совместная жизнь с казахами, русскими, кыргызами, узбеками обогатили духовную и материальную культуру уйгуров и дунган.